Мы живем в необычном мире. Этот мир зародился из научного материализма Нового Времени, но, в итоге, главной силой в нем стало нечто совершенно не материальное. Нечто эфемерное и изменчивое, но при этом закутывающее каждого человека с головы до ног, позволяющее управлять человеком, и менять саму человеческую сущность. Имя этой странной силы - массовая информация.
Информация сопутствовала всей человеческой истории. Предки передавали свой опыт потомкам. Правители издавали указы. Обыватели разносили сплетни. Писатели составляли тексты. Это был простой информационный обмен. Информация четко ранжировалась по типам, по источникам, и всякий раз служила какой-то определенной цели. Богослужебная книга предназначалась для священников, княжеская грамота - для жителей определенной территории, а сообщение о серебре под половицей - для наследников.
Двадцатый век внес свои коррективы. Сначала - массовое распространение печатной прессы, а затем - развитие радио, телевидения, интернета. Все это изменило суть и смысл информации, до полной неузнаваемости. Взамен множества отдельных источников, начало зарождаться единое информационное пространство. Пройдет еще несколько десятилетий, и последние технические преграды на его пути рухнут окончательно. Повсеместно распространятся дешевые и портативные устройства, имеющие сверхскоростной доступ к всемирной информационной сети, в любой части планеты... Прогресс не остановить.
Но, откуда не посмотри, выходит так, что люди оказались совершенно не готовы к возникновению этого нового информационного мира. Вообще, это явление характерно. Технический прогресс уже давно опережает интеллектуальный и нравственный прогресс широких масс. Овладев энергией атома, человечество первым делом стерло в порошок пару городов с тысячами мирных жителей. И даже овладев айпадами, некоторые сразу же начали пытаться разрушить с их помощью общество, в котором живут. Та же проблема и с информационным пространством. Мы увеличиваем его с каждым днем, но совершенно не умеем жить в нем, понимать его, и пользоваться им.
Телевидение, газеты, радио, интернет… Что в них общего? Какое влияние они оказывают на нас, каковы их возможности, к чему сводятся их самые фундаментальные функции? Давайте посмотрим системно:
1. Познавательная функция. Каждый репортаж и каждая статья содержат какие-то знания об окружающем мире. Землетрясение в Японии, новый законопроект, скандал в мире шоу-бизнеса. Обо всех этих фактах мы узнаем из источников массовой информации.
2. Мировоззренческая функция. Мода, культурные предпочтения, мнения, дебаты - все это, так или иначе, откладывается в голове, и оказывает влияние на взгляды и вкусы даже самого критически мыслящего человека.
Первое, и самое важное правило пользования средствами массовой информации заключается именно в необходимости четкого разделения познавательного и мировоззренческого. В умении отличать объективные данные (факты, явления) от субъективных (комментарии, оценочные суждения). Теоретически, понимание того, «где факт, а где оценка» - дает возможность адекватно воспринимать реальность, пропущенную через призму СМИ. Но это только теоретически...
Тут уместно будет вспомнить бородатый анекдот:
Первый вопрос, который задали журналисты Папе Римскому, когда он спустился с трапа самолета в Париже: «Скажите, как вы относитесь к публичным домам во Франции?».
«А что..., у вас есть публичные дома?» - удивился Папа.
На следующий день, в заголовках многих газет стояла броская фраза:
Первый вопрос Понтифика на французской земле: «у вас есть публичные дома?»
Журналисты привели факт, или оценку? Только факт. Журналисты в чем-то солгали? Нет, факт абсолютно истинный, может быть даже подтверждаемый видеозаписью. Но, несмотря на это, на выходе получился весьма странный образ такого главы церкви, который первым делом начинается интересоваться местными борделями. Секрет в том, что факт был приведен вне контекста. Это классический метод «лжи без обмана», давно и успешно используемый в средствах массовой информации.
Порой, чтобы привести даже самый простой факт в полном контексте - нужно написать многостраничную статью. Причем, статью, направленную только на установление контекста (а это будет смертельно скучная статья, которую никто не станет читать, и которую невозможно удачно продать). Какой объем займет, например, описание полного контекста осетинского конфликта 2008-го года - даже и представить страшно. Именно поэтому, средства массовой информации в РФ и на Западе совершенно спокойно формируют абсолютно разные представления о причинах и ходе конфликта. Объем данных такой, что из него можно выдернуть подтверждение абсолютно любой точки зрения. И выдернуть можно совершенно смело, ибо с реальной, абсолютно полной картиной все равно никто не ознакомится - на это уйдут долгие месяцы жизни.
Использование фактов вне контекста - далеко не единственный прием, с помощью которого реальность можно исказить до полной неузнаваемости. Есть и другие, характерные для различных видов СМИ. Например, нетрудно вспомнить знаменитые исследования о том, сколь сильно влияет положение кинокамеры на восприятие зрителем объекта съемки. Умелый режиссер, с помощью нескольких камер и минимального монтажа, может сделать из одного и того же человека хоть величественного лидера, хоть жалкого червяка… Впрочем, к методам мы еще вернемся.
Большинство образованных людей со студенческой скамьи знают знаменитый платоновский мир о пещере. Платон привел его для иллюстрации своих "идей", но этот образ вполне приложим и к нашей теме (кажется, в контексте СМИ, «пещеру» использовал еще С. Г. Кара-Мурза). Давайте вспомним...
В пещере сидят люди. Сидят спиной к выходу, таким образом, что им видно лишь отражение этого выхода - огромное светлое пятно на стене. Люди не могут обернуться. Может быть, они закованы в цепи, а может - ослабли, и не имеют даже возможности пошевелиться, не суть. Важно другое. Мир, который они видят - это лишь тени реального мира, мелькающие на светлом пятне от входа в пещеру. Перед входом пробегают звери, пролетают птицы, колыхаются листья, сменяются времена года. Яркие цвета, трехмерные формы, мелкие детали - обо всем этом люди в пещере не имеют ни малейшего понятия. Они видят лишь серые зыбкие тени, повторяющие очертания реального мира…
Ничего не напоминает? :)
Средства массовой информации создают параллельную фиктивную реальность. Это безусловный факт, с которым не поспоришь. И при этом, власть СМИ огромна. Они пронизывают нашу жизнь, они влияют на наши взгляды. На основании массовой информации люди часто принимают решения, в корне меняющие их жизнь.
Если какой-то информационный канал придерживается правила «максимум объективности», то люди, хотя бы, видят через него достаточно четкие тени, по которым без труда угадываются формы подлинных предметов. Но вот в чем беда! Насколько объективна та или иная информация, на самом деле - большинство людей просто не в состоянии проверить. Они банально не умеют поворачивать голову в сторону входа в пещеру, чтобы сравнивать тень с реальным объектом.
Дальше - больше. Даже самые объективные и «независимые» СМИ - всегда зависимы от денег. Нельзя создать телеканал из ничего. А кто может дать денег на телеканал? Те, у кого денег в избытке. Наиболее состоятельные люди, и самые мощные организации. И естественно, такой канал вынужден будет хоть как-то отрабатывать вложенные в него средства. Хоть как-то служить прямым интересам владельца. При этом, нет никакой гарантии, что интересы владельца будут совпадать с интересами народа. Ну а телеканала, который бы создавался, содержался и контролировался самим народом - не существует.
Из этих фактов возникает, например, мое отношение к современной процедуре «демократических выборов». Какой прок возмущаться фальсификациями, если сама идея выборной демократии, с использованием массовой информации - полная фикция? Люди видят лишь «тени кандидатов», причем такие тени, которые искажены необъективным телевидением, или вырванными из контекста фактами в газетах и блогах. Люди обсуждают тени. Люди голосуют за тени. Люди полностью во власти теней...
Это не значит, что средства массовой информации следует немедленно уничтожить.
Достаточно просто научиться ими правильно и безопасно пользоваться.
И, хотя бы, изредка поворачивать голову назад. В реальный мир.
P.S. Этим текстом я открываю целую серию, посвященную вопросам массовой информации. Следите за обновлениями.