Oct 01, 2010 13:06
Самое гнусное в детском спектакле - это распределение ролей, в котором неизбежно присутствует дефицит: главных ролей на всех не хватит. Большинство будет статистами. А еще есть роли, которые никто не хочет играть, но кому-то все же придется...
Я знаю многих людей, которые по жизни видят себя вторыми относительно кого-то. Вечно возле них крутится какая-то "подруга", сестра, коллега, на фоне которой они смотрятся ну как бы не очень. Таким людям трудно принято влюбленность, потому что у них в голове жесткий сценарий "я хуже кого-то, вот посмотри, рядом со мной идеал, а я.... а я так себе...". Встретив какую-то удачу по жизни, они не могут поверить, что это свалилось именно на них. Отказываются от возможности или какими-то глупыми бессознательными действиями все портят. Не могут в своей голове совместить себя и успех. Привыкнув к мысли "все достается самым лучшим", они не могут поверить, что мир вдруг расщедрился на что-то для них, ущербных.
Они самоподдерживают вот это мучительное состояние "второй роли", еще и делая вид, что им это нравится. Они свой уровень знают, ни на что и не претендуют. Для них блага мира - это "не для меня". Самое жгуче желанное, самое ценное, самое лучшее - это для кого-то другого, лучшего, чем я. Ну а мне, что останется... Кажется, в линии снежинок еще кого-то вместить можно... Да мне и так хорошо, честно... Я добрая, я за снегурочку даже рада, она же такая-растакая, не то что я...
Соответственно, снегурочки по жизни осознанно стремятся завести себе "друзей", а на самом деле пажей, чтобы питать свое ощущение сверхценности. Если не разорвать эту порочную связь со снегурочкой, не осознать ее причины, можно всю жизнь прожить с комплексом неполноценности. Настоящие друзья уважают и взаимно обогащают друг друга, со временем становясь лучше за счет обмена душевными ценностями. Иерархичный симбиоз, наоборот, имеет тенденцию к патологическому разрастанию. Одному все хуже, другому все лучше.
В жизни, в отличие от спектакля, главных ролей хватит на всех. Только вложенные в детстве шоры могут помешать заметить это изобилие. У каждого из нас будет и своя любовная история, и своя война, и своя священная цель. В этой истории мы для себя будем самыми главными, а другие будут исполнять роль статистов. Мы для себя точка отсчета, самый важный элемент. И другие люди тоже для себя самые важные, а мы для них статисты. Умение быть главным в своей жизненной истории и принимать роль статиста в чужой - один из важных элементов уважения к людям.
На деле же одни учатся лезть в чужие истории, устанавливая там свои правила, не чувствуя чужих границ, везде стараются быть первыми, никогда не отдавая эту роль другому. Другие учатся сдавать свое без боя, жить, глядя на других снизу вверх, и принимать такое положение дел как должное. Твердое мнение о собственной исключительной гиперценности - хорошая лазейка, чтобы отбирать у других чужое. В принципе, такой лазейкой может быть и противоположный вариант - педалирование своей беспомощности, роль бедняжки, которой опять же все должны. Важно увидеть за всеми этими приемчиками проявления доминантности, агрессии. И адекватно на них реагировать.
Детские спектакли проходят в совсем нежном возрасте, когда в людей легко заложить негативные импринты. В подсознание легко поселить угнетающее "я всего лишь одна из снежинок, а вот она снегурочка...", или самодовольное "я снегурочка, а они всего лишь снежинки". Даже если исполняемый персонаж не 7-й грибок слева, а яркий типаж вроде бабы яги, он все равно не центральный. Именно этот момент мне кажется самым важным. Ни в коем случае нельзя смещать самовосприятие с главной роли на периферию. Для себя человек должен быть центром мироздания и пупом земли. Даже если ты бомж последний, для себя ты должен быть царем по приоритетности внимания.
Подобный вирус "второсортности" легко запустить в голову и трудно вытравить. Детский спектакль - это не произведение искусства, в котором и правда надо акцентировать внимание на одних персонажах, а других проводить фоном. Это средство развития детей. Каждый ребенок должен получать в нем пользу. Если бы я ставила детский спектакль, то это была бы последовательность сценок, объединенных одним сценарием, в которых каждый герой мог бы проявить себя, поиграть в то, что душа желает. У каждого должна быть территория, где он - главный, изъявляет свои душевные желания, находит формат своей любимой душевной игры и получает желаемое.
Иногда иерархичность оправдывается тем, что есть стеснительные дети, которые сами не хотят быть на главных ролях. Так ведь стеснительность - это отклонение, с которым нужно активнейшим образом бороться. Если любишь ребенка, нельзя оставлять неуверенность в себе без внимания. Нужно как можно раньше поселить в ребенке ощущение собственной важности и ценности. Нужно объяснить ему, что
каждый может получить все, что он захочет, совершенно независимо от того, хуже он или лучше окружающих. Что другие не имеют права использовать его, претендовать на его территорию, энергию, внимание, потому что они "лучше".
Важно заложить в ребенке сопротивляемость, если ему навязывают иерархичные отношения. Они не должны стесняться задать себе вопрос, сколько вкладывают в друга и сколько он им готов дать взамен. Нужно уметь не только давать, но и получать, а также фиксировать, если кто-то намеренно сдвигает баланс в свою сторону. Я ставила любительские спектакли, правда, для взрослых, и постоянно сталкивалась с тем, что кто-то пытался тянуть одеяло на себя. Снегурочкам и принцессам по жизни трудно принять факт своего равенства с другими. Они искренне считают, что заслуживают больший кусок пирога просто за факт своего существования. Нельзя стесняться применять к ним агрессию, ставить их на место. Иначе так и останешься вторым.