Пока Илон Маск пытается реализовать свои амбициозные планы, полеты выходного дня на марсианские кратеры остаются несбыточной мечтой. Зато есть возможность на Марс… поехать! В самом сердце Украины, на красной от железной руды земле стоит огромный промышленный город Кривой Рог, которому есть чем удивить самых избалованных туристов.
Фантастический летний закат подсветил последними лучами вокзальную платформу, с которой совсем скоро отправится поезд с группой неугомонных путешественников на борту - навстречу новым приключениям!
Первое, что бросается в глаза еще на подъезде к Кривому Рогу - густой смог, который клубится прямо над крышами.
Тут и там на горизонте поднимается из заводских труб дым пугающих оранжевых и пурпурных оттенков, а в горле с непривычки начинает саднить кашель. Экологическая обстановка здесь действительно оставляет желать лучшего, хотя город очень зеленый - кажется, что жилые массивы построены в лесу.
Знакомство с городом мы начали традиционно - с центра, где гордо возвышается нарядная горадминистрация. Рядом недавно открыли светомузыкальный фонтан, но мы приехали слишком рано, чтобы полюбоваться на игру серебряных струй.
Неподалеку стоит памятник козаку Кривому Рогу, который по легенде основал на этом месте поселение, разросшееся спустя века до огромного промышленного города.
Кривой Рог был основан в 1775 году, в месте слияния двух рек - Ингулец и Саксагань. Считается, что название произошло от извилистого русла речки Саксагань.
Добыча железной руды стартовала в 1881 году, и с тех пор начался экономический подъем города. Пережив трудные годы революций и войн, к середине ХХ-го века Кривой Рог стал центром разработки месторождений Кривбасса.
Город застраивался так стремительно, что новым массивам не успевали давать названия, поэтому просто вели нумерацию новых кварталов. Причем один из них стал медиа-брендом - команда КВН, а теперь целое юмористическое шоу “95-й квартал” названо именно в честь одного из массивов родного города комика Владимира Зеленского.
Несмотря на чисто промышленный характер города, он выглядит очень чистым, аккуратным и красивым. Особым украшением по праву считаются самые большие в мире цветочные часы! Огромный циферблат диаметром 22 метра (!) оформлен искусными композициями из живых цветов, а сложный механизм обеспечивает плавное движение огромных стрелок.
После легкого тайм-аута на позавтракать, наш белый “Sprinter” бодро покатил по пустым улицам и проспектам Кривого Рога.
Вскоре показались огромные градирни самого крупного в стране металлургического завода “Криворожсталь”, который теперь носит название “ArсelorMittal”.
Чтобы сделать это фото, вся наша группа выбралась на середину шестиполосного проспекта и никому не помешала - движение в Кривом Роге очень спокойное, даже со скидкой на раннее утро субботы.
Криворожский металлургический завод функционирует с 4 августа 1934 года - днем рождения предприятия считается день запуска первой доменной печи, которую потом назвали “Комсомолка”.
В 1974 году была запущена самая мощная в мире доменная печь №9, которая долгие годы держала первенство.
В 2000-х завод был приватизирован, собственником стала компания Mittal Steel Co., и в 2006 году Криворожсталь окончательно поменял привычное имя на “АрселорМиттал Кривой Рог”.
Кривой Рог считается самым длинным городом в Европе - по официальным данным его протяженность составляет 126 км, при ширине почти вшестеро меньшей. Справедливости ради стоит отметить, что приличную долю этой длины составляют обширные территории горно-обогатительных комбинатов, отвалы породы, поля, леса и прочие буераки, которые тем не менее находятся в черте города. Кроме того, линия города извилистая, дороги тем более, и по прямой расстояние от северного до южного края значительно скромнее.
Время только приближалось к 9 утра, а солнце уже нехило пригревало косыми утренними лучами сонный субботний город. Чтобы успеть увидеть всё самое интересное до жары (а к обеду обещали рекордные +37 по Цельсию), мы заторопились покорять одну из рукотворных вершин Кривбасса.
Бурщицкий отвал возвышается над извилистым руслом реки Ингулец и появился в результате деятельности Новокриворожского горно-обогатительного комбината. Горные работы здесь проводились давно, отвал был рекультивирован, и сейчас представляет собой утопающее в зелени ровное плато, с которого открывается фантастический вид на синюю реку, красные отвалы породы, на которых копошатся самосвалы, и изящные пролеты железнодорожного моста Белелюбского.
Первый мост на этом месте был построен еще в 1884 году в рамках развития Екатерининской железной дороги, по проекту известного инженера Белелюбского. Увы, во время Второй мировой мост был разрушен, и позднее восстановлен по сохранившимся чертежам.
С разных краешков Бурщицкого отвала можно любоваться удивительными криворожскими пейзажами.
На горизонте неустанно коптят небо высокие трубы гигантского комплекса АрселорМиттал.
Далеко внизу огромные “ступени” разрабатываемого карьера обнажают серые пласты породы. А сам Кривой Рог поражает количеством зелени - создается впечатление, что жилые кварталы построены просто в лесу.
Июльский воздух раскаляется всё сильнее и быстро прогоняет нас с открытой местности дальше, продолжать знакомство с промышленным городом.
Наша следующая остановка - смотровая площадка одного из крупнейших в Европе карьеров, который принадлежит Южному ГОКу. Здесь можно пропасть на целый день, наблюдая за непрерывной работой тяжелой техники по добыче руды.
Масштабы карьера впечатляют. Его глубина составляет 345 м (если считать с нагорной частью - 419 м), длина - 3 км, и ширина 2,65 км. С помощью этого карьера уже 50 лет разрабатывается Скелеватское магнетитовое месторождение железистых кварцитов.
Уникальной особенностью карьера является еще то, что его обслуживают сразу три вида транспорта - автомобильный, конвейерный и железнодорожный. Это единственный карьер на Кривбассе, в котором железнодорожные пути заведены на самый нижний горизонт.
Работы в карьере проводятся 24/7, без выходных и праздников. Порода разрабатывается буро-взрывным методом. Каждую среду в 12:00 в карьере раздается эхо мощного взрыва. В качестве взрывчатки используется отечественное ноу-хау - вещество под названием “украинит”, разработанное учеными Национального горного института. Оно значительно эффективнее и безопаснее тротила, который использовался ранее.
На всех горизонтах карьера круглосуточно передвигается разнообразная тяжелая техника. Это и легендарные БелАЗы с трехметровыми колесами, и их ближайшие родственники - желтые Caterpillar, и экскаваторы с огромными ковшами, в которые без скрипа можно уместить экскурсионную группу из 15 человек.
Добытая порода грузится в специальные ж/д вагоны - думпкары, специальный механизм которых позволяет быстро разгрузиться на месте прибытия.
С высоты смотровой площадки огромная техника на дне карьера кажется крошечной, не крупнее деталек LEGO, как-будто наблюдаешь за работой демонстрационного макета, а не реальной разработкой месторождения.
Но тут всё по-настоящему, а вот зрелищными макетами может похвастаться музей ЮГОКа - один из самых интерактивных в Украине. Музей был открыт совсем недавно, в честь 60-летия комбината, и сделан с любовью и по последнему слову техники.
Экспозиция сама по себе небольшая и рассказывает про основные исторические вехи в жизни предприятия. Особое внимание уделено людям - директорам, инженерам, даже электрикам и экскаваторщикам, всем, кто так или иначе внес лепту в развитие ЮГОКа.
Но основное внимание притягивают, конечно, прекрасные интерактивные макеты, которые со всех сторон позволяют рассмотреть деятельность предприятия.
А в точной копии карьера с помощью лазерного шоу показывают все виды работ, которые там проводятся.
Click to view
Еще один красиво подсвеченный макет демонстрирует все производственные здания комбината - цеха дробления, обогащения, перегрузочные узлы. В них производится железорудное сырье - концентрат и агломерат.
Агломерат даже можно потрогать руками!
ЮГОК однозначно может считаться предприятием мирового уровня, с высокими технологиями и инновациями, настоящая гордость Криворожья. Так приятно узнавать, что нам еще есть чем похвастаться)
После прохладного помещения музея солнечные улицы напомнили доменную печь - столбик термометра давно перевалил за отметку 30 градусов выше нуля. Самое время отправиться поближе к водичке.
На реке Ингулец расположился небольшой, но очень живописный каскад - Карачуновские водопады. Они расположены прямо под плотиной, которая удерживает огромные массы воды Карачуновского водохранилища.
Водопады - творение рук человеческих, появились в 30-х годах прошлого века, когда было создано водохранилище, предназначенное для обеспечения водой Криворожстали. Два водосброса речки Ингулец, западный и восточный, вырываясь из заточения плотины, срываются вниз с задорным грохотом.
В жаркий июльский день ловить сверкающие брызги - одно удовольствие, а бурный поток так и манит за собой, в прохладу быстрого течения.
Рядом с плотиной возвышается еще один уникальный железнодорожный мост. Его высота - 53 метра! И вместо того, чтобы нырнуть в холодную водичку, мы поперлись на эту верхотуру, чтобы перебраться по изящному мосту на правый берег реки.
Забраться в +37°С на высоту over 50 метров - удовольствие для избранных, но вид оттуда открывается просто неземной…
Бескрайнее, синее как море водохранилище, тонкое витиеватое русло Ингульца в бархатном зеленом обрамлении… и Карачуновский карьер, давно затопленный и превратившийся в живописнейшее озеро.
Настоящий райский оазис в сердце промышленного района.
Вплоть до 1999 года в карьере добывали гранит, но потом разработка закончилась и местность рекультивировали. Глубина водоема - около 50 метров, вода удивительно чистая и свежая, а в скалах повсюду струятся источники, так что совсем скоро карьер будет затоплен до краев.
Здесь мы сделали небольшую паузу и целый час счастливо откисали после долгих пыльных походов в прохладной лазури озера. Открылось второе дыхание - и очень кстати, ведь нам предстоял самый экстремальный подъем - на вершину Петровского отвала.
Это место притягивает любителей украинских диковинок, ведь здешние края удивительно напоминают марсианские пейзажи из фантастических фильмов. Конечно, мы не могли пройти мимо такого чуда.
Проблема в том, что я недооценила подозрительную фразу в описании поездки “асфальт будет не везде”, и из обуви у меня были только легкие босоножки из тонкой кожи молодого дерматина, которые держатся на ноге с помощью двух верёвочек.
Ответственно заявляю, что подобные тапочки для скалолазания не предназначены категорически, так что наверх я полезла из чистого упрямства - чтобы я, да не смогла? Не на ту напали!
Вот так примерно выглядела “дорога”, по которой мы устроили вечерний моцион по-криворожски.
Большую часть пути на вершину отвала я сосредоточенно старалась не переломать ноги-руки и шипела под нос комментарии разной степени цензурности на тему, что я думаю о Кривом Роге, Марсе, отвалах породы в целом, и острых и ломких камнях в частности. Но одним глазом всё же умудрялась изучать окружающие пейзажи.
Красные, черные и серые, высотой в несколько метров, эти горы были творением рук человеческих, но выглядели так, как будто высились на этом месте со дня сотворения мира.
Схожесть с марсианскими пейзажами на красочных снимках NASA подчеркивало заходящее солнце, рисующее длинные глубокие тени на красной зыбкой почве. Если бы из-за дальнего отвала вдруг выехал марсоход Curiosity - я бы не удивилась.
С вершины открылся вид на карьер Центрального ГОКа, в котором на самом дне деловито копошилась ярко-желтая техника, добывая полезную породу.
Любоваться красотой было бы проще, если бы не пугающая мысль об обратной дороге в острых каменных дюнах, и еще более пугающий спуск вниз. В этих отвалах даже марсоход бы споткнулся, а мои бедные ножки похвастаться внедорожным протектором никак не могли.
Уже на закате мы вернулись вниз, и отправились в уютную гостиницу почти в самом центре Кривого Рога - спать без задних ног.
Утро воскресенья, как бы в насмешку вчерашнему солнечному аду, встретило нас сплошными грозовыми облаками и мелким дождиком. Поборов желание остаться до обеда в кровати, после завтрака мы выселились из гостиницы и оптово закупили дождевики в ближайшем “Эпицентре”.
Как и следовало ожидать, вскоре после этого дождь закончился, солнце сбросило облачное покрывало и начало старательно уничтожать лужи и приятную дождливую прохладу. Так что погода совершенно не помешала нам погулять по музею горной техники под открытым небом, который принадлежит Северному ГОКу.
На выставке всего 11 экспонатов - оригинальная техника, которая использовалась на одном из крупнейших горнодобывающих предприятий Европы.
Внимание сразу привлекает огромный ковш, которые вмещает 3 кубометра породы или небольшую группу экскурсантов. Остается только догадываться о размерах той техники, которая этим ковшом ворочает…
Впрочем, гигантизмом отличается почти вся техника, которая задействована в сложном процессе добычи руды. Думпкар, который с высоты смотровой площадки выглядел не крупнее таракана, на практике оказался размером с небольшой дом.
И конечно, на почетном месте красуется БелАЗ, хоть и не самый крупный экземпляр, но тоже внушающий трепет и уважение. Сразу вспоминается анекдот про правила переезда перекрестков для водителей БелАЗа…)
Кроме колесной и гусеничной техники, здесь представлено всё то, что скрыто в заводских цехах комбината - дробилки, конвейеры и прочие шайтан-машины, с помощью которых из добытой руды производится концентрат и окатыши.
Северный ГОК действует с 1963 года. В состав комбината входят два карьера, Первомайский и Анновский, две рудо-обогатительные фабрики, три фабрики окомкования (там производятся окатыши) и разные вспомогательные цеха.
Чтобы посмотреть на работу в Первомайском карьере, мы снова полезли на очередной отвал. К счастью, этот тоже относится к рекультивированным, так что ломать ноги об острые камни больше не пришлось - здесь жужжат пчелами цветущие луга и растет прекрасный лиственно-сосновый лес.
А с высоты можно понаблюдать за еще одним карьером - самым глубоким на Кривбассе. Уже сейчас самая нижняя точка находится на глубине 420 метров, а проектная глубина составляет 650 м!
Полувековая разработка богатых месторождений Кривбасса не проходит бесследно. Множество шахт, постоянная добыча породы, бурение и прочее вмешательство в тектонические слои привело к тому, что начали образовываться гигантские карстовые провалы.
К одному из таких мы осторожно подкрались, стараясь не побеспокоить неустойчивые грунты, и заглянули вниз.
Гигантская провальная воронка, казалось, уходит прямо к центру Земли. Когда-то тут был шахтный ствол, теперь же зияет отверстие глубиной почти полкилометра! Там, внизу, царят темнота, гулкое эхо и журчание грунтовых вод. Периодически очередной пласт земли сползает в немыслимые глубины с гулким грохотом, и воронка отвоевывает себе еще немного пространства.
И хотя все карстовые провалы находятся далеко от жилых кварталов, а геологи в один голос утверждают, что городу ничего не угрожает, черные дыры остаются напоминанием, что деятельность человека остается опасной для окружающей среды и даже для него самого.
Двухдневный тур по интересностям Кривого Рога почти завершен, и силы остались только на то, чтобы упасть на трамвай…. нет, метро… нет, всё же трамвай?.. и доехать до вокзала.
Да, в Кривом Роге существует во всех отношениях уникальный для Украины вид транспорта. Трамометро или метротрам, помесь бульдога с носорогом подземного метрополитена и скоростного трамвая, был открыт в 1986 году. Линия насчитывает 30 станций, из которых 4 - подземные. Почти 7 км путей также проложены под землей. И всё таки это больше трамвай, чем метро.
Наш маршрут начался с одной из подземных станций - Электрозаводской.
Проезд стоит 2,50 грн, жетоны - яркого оранжевого цвета.
Станция в легком полумраке, с платформами берегового типа. Многое напоминает привычное нам метро, есть даже интервальные часы, вот только над рельсами покачивается контактная сеть. Из тоннеля приближается гулкий грохот, и на станцию въезжает обычный двухвагонный трамвайчик Tatra.
Из последнего вагона можно сколько угодно всматриваться в темноту тоннелей, пока трамвай, нещадно подпрыгивая и раскачиваясь на рельсовых стыках, мчится по маршруту.
Профиль линии постоянно поднимается и опускается, то выбирается на поверхность, то круто уходит вниз в прохладные подземелья. Наземную часть путей ограждает высокий забор - трамвай не пересекается с уличным движением.
Станционные комплексы без изысков, простые, но изящные, в залах много пространства и воздуха, только на подземных станциях катастрофически не хватает освещения.
Мы выходим на станции “Проспект металлургов”, она еще больше похожа на метрошную - здесь одна островная платформа посередине, так что перед станцией тоннели меняются местами.
Считается, что криворожский скоростной трамвай можно переделать в полноценную сеть метрополитена, но даже если такая возможность есть - скорее всего она будет связана с космическими финансовыми вливаниями, слишком многое придется менять. А вот если заменить древние скрипучие Татры на современный подвижной состав, то метротрам ничем не будет отличаться от европейских light urban rail.
На этом знакомство с диковинками промышленного центра Украины закончилось. Удивительный город странным образом умудряется сочетать в себе зеленую цветущую природу и оранжевый смог от заводских труб, инопланетные пейзажи отвалов кирпично-красной породы и лазурные течения рек Ингулец и Саксагань, уютные жилые кварталы и индустриальные объекты мировых масштабов.
И хотя усталость от двух дней криворожского нон-стопа ощущается примерно как после двухлетнего полёта на другую планету - оставшиеся яркие впечатления затмевают всё. В следующий раз просто возьму с собой запасные ноги :)
Спасибо Олегу
tov_tob и всей компании за классные выходные!