Ответственность

Jul 09, 2008 23:51

Мои друзья из «Найла», с благостной политкорректностью комментируя итоги Cyber Lions 2008, «с удовольствием отметили» сайт «писателя» Сергея Минаева, вошедший в шорт-лист.

Если уж и у этих парней «глаз замылился», то, значит, пришло время выступить мне в непопулярном жанре и сказать несколько слов на еще более непопулярную тему - о социальной и гражданской ответственности дизайнера в обществе.



Впрочем, с таким же успехом можно порассуждать и об ответственности думающих людей вообще за успех, например, «Дома-2» (признаюсь, сам смотрел года два назад с интересом и смакованием как якобы пост-постмодернистский проект), за книги того же Минаева (читал для ознакомления «Духлесс», но в финансировании этого автора не участвовал - взял почитать у кого-то), и за многое другое, из чего складывается картина нашего сегодняшнего общества потребления.
Но, чтобы не быть голословным и не показаться унылым диссидентом с радио «Эхо Москвы», отстаивающим либеральные ценности, отыграюсь на тех, кого я знаю, с кем работаю, и кем сам на данный момент являюсь, - на творческих работниках интернета: дизайнерах, арт-директорах, и прочих креативщиках.

Тяжело читаю книгу Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Тяжело - потому что мозг, уже привыкший к каждодневной работе над осваиванием бюджетов, уже с трудом воспринимает идеи о помощи жителям развивающихся стран, о каком-то приемнике, собранном из найденных на помойке подручных материалов. А как же туалетные коврики из меха хорька? Куда прикажете деть наши взятые в кредит «хромированные гульфики» (так Папанек называет автомобили)?
Свой публицистический запал автор книги адресует в основном промышленным дизайнерам, но суть не в этом. А в том, что, как пишет Папанек, дизайнер несет перед обществом ответственность.
Я абсолютно убежден, что ответственность несет любой дизайнер, вне зависимости от того, какая перед ним стоит приставка: пром, граф или веб.

Что же это за ответственность такая?

На российском веб-рынке за определенный размер гонорара (у каждого, естественно, свой) вам могут нарисовать что угодно. А некоторые еще и подходят к своей работе с выдумкой, так сказать, с огоньком, и тогда получаются такие вот сайты, как сайт Минаева.
Давайте посмотрим на этот «замечательный, крепкий продукт» (по мнению «Найла») объективно, даже в отрыве от невероятно неприятной медийной маски его героя (как человека я его, к счастью, совсем не знаю). Уровень интерактива на этом сайте практически равен нулю, о дизайне речи нет вообще (торжество вылизанных картинок), шутки чудовищные, - в общем, типичный мультимедийный диск образца конца 90-х годов, разбавленный несколькими видео-вставками. Ничего страшного.
Страшно то, что даже если молодцы из «Найла» понимают, что это плохой сайт, но говорят, что он хороший (авторы его - орлы из «Делюкса» - наверняка собой невероятно гордятся), то спустя два-три года уже и понимать никто не будет, что белое - это то, что мы еще позавчера называли черным. И Сергея Минаева будут считать писателем без кавычек, и хорошим писателем, и «Делюкс» с каким-нибудь «Бюро Пирогова» совершенно угнездятся на своих украшенных стразами лаврах в аккуратно зацикленных языках огня от программы «Particle Illusion».

Другой момент. Я, конечно, не настолько наивен, чтобы предлагать российским веб-дизайнерам делать в порядке общественной нагрузки хотя бы раз в пять лет какие-нибудь действительно полезные работы за символические деньги (хотя сайт «Время ангелов», насколько я знаю, был сделан чуть ли не бесплатно). Но хотя бы отказаться от изготовления сайтов для Минаева и прочей нечисти можно?! Впрочем, в этом случае надо же подключать такие скользкие и неопределенные до конца субстанции, как ум и чувство вкуса, а с этим у наших веб-дизайнеров дело всегда было плохо.

Я обещал приложить коллег по цеху, и было бы нечестно не упомянуть про себя. А со мной ситуация такая: каюсь, было дело, не устоял. Отправился обслуживать табачников - крупнейшую международную корпорацию. Сканы паспортов, Age Verification System, коды с пачек, и даже совершенно невероятная аббревиатура LAMP (Legal Age Meeting Points - так они называют места встреч людей, которые уже достигли возраста, позволяющего безнаказанно потчевать их сигаретами) сделали свое дело: в один прекрасный момент, после фразы бренд-менеджера «если так и дальше пойдет, то на би-эм-ар мы выйдем без полипропа», я опомнился и подумал: «Что же я здесь делаю?» И немедленно вышел.

Чего и вам желаю.

Опубликовано здесь: hobbybox.ru

Previous post Next post
Up