Художника каждый может обидеть. Андрей Рублёв рисовал андрогинов, а Рафаэль Санти гламурный попсятник. Кто без греха, киньте в них камень первыми.
Вася Ложкин создаёт визуальные мемы. Не в смысле, что его картины могут стать визуальными мемами, а в смысле, что именно мемы он и зарисовывает.
Мем описывает внутренне противоречивое понятие, самую что ни на есть его внутреннюю противоречивость. Это предельно концентрированная схема тех логических и эмоциональных факторов и контекстов, которые формируют истинное отношение субъекта к чему-либо социальному. Когда-нибудь по васиным картинам археологи станут судить о социодинамике первой половины 21 века. Или не станут, потому что кому мы нафиг сдались-то.
Даже в самых простых случаях рука мастера умудряется придать некую свежесть застойному восприятию зрителя. Например, "10 лет вместе", - на первый взгляд, типичная поздравительная открытка к юбилейной дате.
От картины так и веет лицемерной лупоглазой сентиментальностью, не так ли? Но сейчас веять, возможно, перестанет, как только вы согласитесь со следующим пунктом рассуждений: здесь изображено генеалогическое древо. Видите? Буквально - древо. Со всеми вытекающими размышлениями о месте плодовитого супружества в микроисторических процессах и потоке жизни. Облака сразу смотрятся как-то по-другому - не гиперболой, а констатацией.
Картина за картиной, Вася создал визуальный бренд. Книжная обложка, оформленная васиной рукой, воспринимается как нечто знакомое, привычное, почти классическое, при этом не нафталиновое. Ясное дело, у Андрея Рублёва и Рафаэля Санти получилось бы лучше - продуманней, техничнее. Но они тяготели к бюджетному финансированию при крупных хозяйствующих субъектах, а Вася живёт с мелкорозничной торговли и берёт не качеством, а количеством. Да и представьте Васю на бюджетном финансировании. Вася, нарисуй герб! Вася, больше не рисуй.
Кстати, о технике васиной живописи. Обратная перспектива, вот её корневая суть. В обратной перспективе снимают фильмы Карела Земана, рисуют палехские миниатюры, иконы, картины Иеронима Босха, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина и Ефима Честнякова, - то есть всё, где требуется напрячь символическое мышление.
Для примера, вот обратная перспектива невооружённым глазом: слева радиатор отопления увеличивается по мере удаления вглубь картины, справа угол стола в прямой перспективе заставил бы дымящегося котика покатиться кубарем на зрителя.
_
Композиционная простота васиных полотен опасно сближает их с иконописью, так что некоторая доля негативных зрительских реакций диктуется когнитивным диссонансом. Иконописные коты и демоноиды кого хочешь смутят, ясное дело.
_
Но тут надо понимать задачу васиной картины. Задача васиной картины - зажить своей жизнью в медийном пространстве (в интернете, на книжно-журнальных обложках, телезаставках, открытках, виньетках фотоальбомов и т. п.). Многофигурные композиции с дробностью деталей для этого не очень подходят. Хотя Вася и такие создаёт, конечно. Но всё-таки его конёк - условно-портретная живопись с фронтальной композицией.
_
Традиционный утилитарный подход ("А ты бы ТАКОЕ дома повесил?!") в васином случае тоже работает, но по-другому, через формулу "А ты бы перепостил ТАКОЕ от своего имени?".
Впрочем, некоторые я бы и дома с радостью повесила. Любимая - "Капитаны". Правда, птичка возле солнца не слишком нравится, потому что меняет глубину пространства и сбивает философский настрой.
Мемы Вася рисует с мировоззренческой точки зрения диаметрально противоположные. Хипстерские, сексистские, макабрические, ностальгические, пацанские, барачно-казарменные, общеэлекторальные, параноидальные, - на любой вкус и жизненный опыт.
Более того, мемы у Васи многоуровневые. Ведь мем может описывать сугубо личное отношение, а может - коллективное бессознательное, а то и вообще выморочный медийный стереотип, никогда за пределы масс-медиа не выходивший. Насколько понимаю, имя Вася сделал как раз на медийных мемах, полюбился за коллективные и личные, а погибель грозит от фансервиса.
_
Пласты мемов Вася помещает в единую образную систему. Единая васина образная система базируется, в основном, на обратноперспективных котиках, густо проспиртованных люмпенах людях физического труда, монструозных старушках (срисованных с Авдотьи Никитичны, не облагороженной присутствием Вероники Маврикиевны), а также на апокалиптических видениях заводских окраин и спальных районов в день получки. Раскапывая тектонические сдвиги пластов, Вася вышел на магистральную сквозную тему - пассионарность Зла и ужас перед адресным причинением добра руками Зла. Для достижения психотерапевтических эффектов отправной пункт размышлений в данном случае - "что есть Зло?". То есть, Вася работает в классической философской традиции.
_
Таким в целом видится расклад по Васе Ложкину.