Удивительное рядом. Я человек рациональный, не спонтанный, любящий, чтобы всё лежало строго на своей, тщательно продуманной по расположению, полочке. Практически во всем - в том числе и в том, что касается посещения массовых мероприятий. Оговорюсь сразу: речь идет о тех культурных развлечениях, посещение которых я считаю для себя важным и даже где-то жизненно необходимым по целому ряду показателей, среди которых соответствующее настроение, необходимость отдать дань энной культовой личности и просто «хочу, потому что очень надо». То есть, не беря в расчет мероприятия, куда иду исключительно компании для и общения ради. И вот к этим, важным и необходимым, подхожу со всей доступной мне строгостью. Да, я из тех людей, которые покупают билеты на концерт за полгода до его проведения, тщательно мониторят сетлист.фм и перекапывают интернет в поисках отзывов на тот или иной альбом или репортажей с того или иного концерта. Ну, и иногда расплачиваются чужой банковской карточкой при бронировании билетов на Celebration Day, ибо в панике отказываются понимать, что до завтра они не кончатся.
Шоу начинается дальше. Мои ВМП (Высокие Моральные Принципы) не позволяют мне ходить по концертам (вот по тем самым, важным и нужным, вы же помните?), не зная материала. Хотя бы приблизительно - увы, не могу похвастаться, что знаю наизусть все композиции всех групп, на концертах которых доводится бывать. Отсюда, собственно, и берется пристальное изучение сет-листов - из тех соображений, что хоть эти вещи знать буду. Однако лень-матушка родилась куда как раньше моих ВМП. Посему, имея на руках примерный сет-лист, а машу рукой, говорю себе, что до мероприятия еще целый месяц (два, три, подставить нужное), сейчас я неимоверно занята, но за оставшийся срок уж точно выкрою часок времени, чтобы ознакомиться более подробно. Время «X», как можно догадаться, наступает в большинстве случаев накануне. В особо запущенных случаях - с утра в день концерта. К слову, судорожное прослушивание нужного в метро по пути до клуба эффекта не дает никакого. Заканчивая долгое вступление и возвращаясь к тому, с чего начала, - чудеса случаются, существуют такие музыкальные деятели, на концертах которых я не чувствую себя не в своей тарелке, потому что где-то что-то не дослушала. Имя чуду Anneke van Giersbergen. Конечно, когда я была на рождественском концерте Аннеке совместно с Дэнни из Anathema, ее старые альбомы я более-менее успела послушать, но вот новый, вышедший в 2012 году - не совсем.
О новом для меня клубе (Москва Hall, бывший ККЗ Москва). Любопытно, сколько же берут за аренду здания по адресу Триумфальная площадь, д.1 - в самом центре Москвы, в двух шагах от КЗ им. Чайковского? И стоит ли игра свеч? Несмотря на пафосную современную модификацию названия и отчаянные попытки администрации осовременить не только название, внутреннее убранство клуба за километр отдает теми самыми годами, когда в моде были аббревиатуры сродни тем же ККЗ, ЦДК, ТЮЗ и иже с ними. Облупившаяся со стен краска, монументальные хрустальные люстры, огромные зеркала в тяжелых рамах. Хорошо, что это все на подступах к залу, хотя в самом зале жутко умилил стоящий в углу калорифер (холодно, чё). Причем в зал еще надо попасть. Все отзывы в интернете об этом местечке начинаются с негодования в сторону гардероба. По большей части согласна. Во-первых, прямо напротив входной двери (еще раз - холодно!), во-вторых, масштабами оно не поражает. Но в моем случае гардеробщики работали достаточно быстро, да и в целом организация не вызвала особых нареканий. Пускали небольшими порциями (что на вход, что на выход), особой давки я не наблюдала. Правда, я не могу сказать, что зал был забит до упора. Случайно подслушала в толпе, что в этом же зале проходил концерт Evanescence - вот это я себе представляю слабо, площадка маловата. Если же руководство клуба пренебрегает удобством посетителей и, руководствуясь меркантильными соображениями, продает билетов больше, чем может вместить зал, - тогда да, вероятно, в таком случае вход-выход становится проблемой. На нынешнем же концерте все было в рамках разумного.
Публика - милая и ненавязчивая. Пару теплых слов хочется сказать о тех людях, которые устроили пару небольших флешмобов. Кстати, продуманные (с заранее закупленной, заготовленной, нарисованной атрибутикой) флешмобы - это калька с Запада? Я имею в виду, что раньше на концертах с подобными акциями сталкиваться не приходилось, а на последних двух-трех посещенных мной концертах народ развлекался как мог. В частности, для Аннеке фанаты приготовили два сюрприза: светящиеся браслеты, которыми нужно было размахивать на “Circles” и таблички со словами “Hope”, “Pray”, “Dance”, “Play”, демонстрируемые активной четверкой молодых людей во время исполнения одноименной песни. Разумеется, это не считая традиционных букетов, плюшевых игрушек и прочей ерунды.
Насколько я знаю, дискуссия на тему «Может ли женщина быть настолько же харизматичным лидером группы, как и мужчина» по сию пору не завершена, но конкретно в этом коллективе имени себя безраздельно правит и властвует Аннеке. Это не преминули подчеркнуть и сами музыканты, вышедшие на сцену полностью в черном, не считая своей звезды, выпорхнувшей в «блястючей» кофточке и зеленых леггинсах. Кааак можно прыгать два часа на таких шпильках?! Наблюдать за тем, как патлатые metal guys сходят с ума по подобным образом наряженной миниатюрной блондинке - это и вовсе ни с чем не сравнимое чувство. : )
И я их вполне понимаю. При всем том, что Аннеке никогда не была гениальным автором музыки и текстов, и с момента начала сольной карьеры ее песни не отличаются сложной мелодикой и глубоким философским подтекстом, ее феноменальный голос и обаяние с лихвой искупают эти недостатки (да и недостатки ли вообще?). Это просто феноменально - петь так вживую нереально. Особая атмосфера, интуитивно понятный смысл исполняемого - вот почему совершенно необязательно изучать песни заранее.
Из непродолжительного прослушивания последнего альбома у меня еще до концерта сформировалось мнение, что этот материал отличается от того, что Аннеке делала сольно до того: здесь больше драйва, больше рока, больше «тяжести». Живьем он (а исполнен полноформатник был практически полностью) звучит еще более привлекательно, особенно с учетом того, что никаких нареканий по поводу звука у меня нет. Особенно энергичны “Stay” и (из старенького) “Witnesses”. Тем не менее - парадокс! - наиболее интенсивно присутствующие, по определению принадлежащие к металлическим или околометаллическим кругам (по ним это видно), подпевали “Here comes the rain again”. : )
Специальная программа для России - прекрасно, просто прекрасно. Пусть эти акустические номера мы уже слышали ранее, но в таком исполнении это можно повторять бесконечно. Приятно, что есть вещи, которые не меняются: у нас по-прежнему любят The Gathering (тот самый, образца 1994-2003 годов), любят Аннеке, к какому бы коллективу она не была приписана, и любят просто хорошую музыку.
Сет-лист:
Feel Alive
My Boy
Take Me Home
Beautiful One (Agua de Annique song)
Fury (Agua de Annique song)
You Want to Be Free
Circles
Here Comes the Rain Again (Eurythmics cover)
Saturnine (The Gathering song)
Stay
Too Late
1000 Miles Away From You
Even the Spirits Are Afraid (The Gathering song)
Hope, Pray, Dance, Play
Hyperdrive (Devin Townsend cover)
Anneke Solo (Acoustic):
My Electricity (The Gathering song)
Hey Okay! (Agua de Annique song)
Locked Away (The Gathering song)
Encore:
Witnesses (Agua de Annique song)