как всегда, совершенно случайно подвернулись одновременно два фильма одного режиссера, и оба про бесов. как тут не объединить их в один пост? правда, сопоставлять тут не очень получится, сюжеты очень разные, бесы тоже. но все-таки: режиссерский почерк, фирменный юмор, трагикомичность происходящего, замечательная сценарная основа и отличные актерские ансамбли, а самое главное - есть о чем подумать и даже ради чего пересмотреть. в обоих случаях.
Мелкий бес 1995, режиссер Николай Досталь
провинциальный учитель мужской гимназии Передонов (Сергей Тарамаев) мечтает о карьере инспектора. для этого надо жениться на троюродной сестре Варваре (Ирине Розановой), с которой он совместно проживает, а уж там знакомая княгиня составит ее мужу протекцию.
Передонов туповат, параноик и подлец. Варвара прагматична, цинична и лжива. они давно любовники, но их связь подогревается только взаимной выгодой. в быту они едва терпят друг друга и не разбежались только потому, что один другого стоит. к тому же у них общие интересы, друзья и привычки.
скажем, перед переездом на другую квартиру они радостно громят эту, пачкают обои, кидаются едой, обливают стены кофеём, закидывают ноги, чтоб лягнуть повыше. дорогие гости радостно подключаются.
собственно, при всей параноидальности стиль жизни героев показан в каком-то безумно-карнавальном ключе. в нем присутствует немалая доля эротизма, только вот эта эротика вся деградировавшая. Передонов с Варварой, получив приятную весть, всякий раз начинают плясать, срывая друг с друга одежду, скачут прямиком в койку, где выглядят не более чем равнодушные части какого-то странного механизма - смотрят в разные стороны, дожевывают что-то недоеденное, обдумывают следующие комбинации и строят карьерные перспективы.
как бы в противоположность им показаны три сестры Рутиловы (сестры Кутеповы плюс Агриппина Стеклова) - лирически-праздные рыжие шалуньи, мечтающие о любви, но препарирующие на этот предмет всех встречных мужчин, выдумывающие, чем бы их обольстить и опередить соперниц. все это в непрерывном шепоте, хохоте, песенках и у вечно кипящего самовара. дальше всех из них идет Людмила. заинтересовавшись новым гимназистом, про которого шепчут, что он девочка, Людмила разыгрывает комедию обольщения, меняя поцелуи на конфеты, и пленившись невинностью, и щеголяя своей куртуазностью, доводит таки до греха.
пока вокруг Передонова выстраивается западня, в городе готовится маскарад, на котором каждый мечтает о своем. и самое грандиозное попрание устоев оказывается нераскрытым, но какой ценой...
[спойлер]доведший себя до исступления герой получает от своего же друга небольшой, но точный пинок в больное место. шутка оборачивается трагедией. и только страстной парочке - Людмиле и ее верному пажу Саше Пыльникову - эта драма служит катализатором для нового приключения, апофеоза педофилического союза. подменивший сам себя Передонов уходит в закат, ворочая руками под смирительной рубашкой и напряженно пытаясь понять, что с ним случилось и на каком он свете. а вышедшая из-под передоновского контроля серая недотыкомка начинает вольную жизнь, мерещась уже не только ему, но и всем желающим.
штука в том, что в сюжете нет героев, которые вызывают симпатию, на чью сторону хочется стать. даже непутевый Бальзаминов, помнится, из похожего по стилю фильма и то какое-то сочувствие вызывает. но здесь это неприятие главного героя отягощено его явной психической болезнью, которую никто не берет в расчет, пока не случается жуткой развязки. его всячески используют, рассматривают как перспективного жениха, весело кутят с ним и на его счет, разыгрывают, обманывают, играют на его слабостях. и именно поэтому, наверное, финальные кадры с этим потерянным человеком, пошедшим вразнос, вдруг будят в зрителе какую-то долю понимания - даже несмотря на то, что он никогда не был ни добрым, ни умным, ни бескорыстным, и не был бы таковым, даже будучи здоров. таков уровень этого больного мира, где под видимым злом кроется зло еще более страшное, а добра просто не видать.
великолепная книга Федора Сологуба, казалось бы, должна многое потерять при экранизации. она написана столь блестящим языком, что читаешь и радуешься каждому словечку, вставленному безошибочно и неожиданно, одновременно ужасаясь беспросветности сюжета. тем не менее фильм удался. как я поняла, сценаристы немного сократили, немного объединили и таким образом выделили более мощные сцены, придав эмоций там, где сочли нужным. а актерский ансамбль сами видите какой. помимо упомянутых, тут блистают точными образами сыплющий прибаутками Сергей Баталов, не сразу узнаваемая наушница-подружка Елена Майорова, розовеющий щечками Алексей Елистратов в роли одиозного, ставшего нарицательным Саши Пыльникова и еще множество славных имен - даже в мелких эпизодах все яркие и запоминающиеся.
в ворота монастыря стучится обтрепанный, отчего-то дымящийся монашек с просьбой о приюте. он производит странное впечатление - то двух слов связать не может, а то стихами да прибаутками как из пулемета строчит. на исповеди выясняется, что самый большой грех его - любовь к людям, да и вообще ко всем, вплоть до кузнечиков. а уж людей любит особенно, даже врагов, жить без них не может. - что, даже врагов рода человеческого? даже врагов святой церкви? - их особенно!!! настоятель (Борис Каморзин) в принципе неглуп и философски настроен, принимает Ивана (Тимофей Трибунцев) с испытательным сроком и дает послушания. однажды, что-то заподозрив, подсматривает, как тот стирает в речке порты на весь монаший контингент, и те порты то лебедями плывут, то воронками кружатся, то птичьим клином из реки выпархивают и сами по корзинам упаковываются. а когда мимо монастыря едет государь (Никита Тарасов), и у его кареты лопается рессора, новому послушнику приходится объясняться с Николаем Первым письменно, после чего царь пересматривает свои взгляды на крепостничество, а рессора срастается сама собой. ну, может, не совсем так - наученный Иваном царь поплевал на платочек, протер им поломанное место, все и починилось.
от греха подальше Ивана отсылают в дальний скит-землянку, навешав непосильных и, прямо скажем, дурацких заданий. тут-то и выясняется, кто делает Ивана то мастером на все руки, то скоморохом-сказочником, то вруном, то запинающимся скромником. вальяжный бес с кудрявой башкой, в бархатном камзоле, жуир и бонвиван, и имя ему Легион (Георгий Фетисов). только вот незадача - бес не всегда злодей, он просто таков: циничен, видит все насквозь, любит удовольствия, умеет стихами разговаривать, да и образован сверх меры. он и объясняет Ивану про жизнь, в которой все имеет две стороны, и порой лучше не та, о которой принято так думать.
пронумеровав пеньки, парочка решается на путешествие на святую землю, для чего заключает каноническую сделку. а там все оборачивается таким боком, что приходится каждому делать несвойственные вещи и спасать друг друга. порой они даже меняются местами, в результате чего каждого накрывает непривычными ощущениями.
даже не слишком эрудированный зритель приметит отсылки к разным произведениям, начиная от стихов Пушкина до религиозных источников. когда Иван расшвыривает торговцев у храма, я невольно начала ожидать музыку Уэббера (не дождалась)). тем не менее для меня сюжет не кажется религиозным. монастырь и прочее - только декорации для наглядности. конечно, много карикатурных моментов, но выглядит это не злобно и довольно честно.
в этом опять же скоморошьем стиле, наложенном на притчевую канву, с юмором рассказывается о простых и сложных вещах, и раскапывать все эти слои можно бесконечно. спасибо автору сценария - Юрию Арабову, вышло нескучно. речь идет скорее о двух сторонах человеческой натуры, проявляющихся то поочередно, а то и одновременно. святость и греховность имеют весьма условные границы. религиозные реалии, думаю, даны для упрощения задачи - рассказывать о добре и зле там, где они постоянно друг друга испытывают, в таких местах вполне уместно. и парадоксальный финал на мой взгляд достаточно логичен.
актеры опять же все молодцы, особенно мне понравился дуэт Трибунцева с Каморзиным. но, надо признать, по выразительности Трибунцев тут имеет явный бенефис, возможно, чуточку передавливая театральностью. его герой настоящий юродивый чудотворец, как же иначе-то :)
спецэффекты в виде чудес сделаны довольно простенько. но зато здесь все очень забавно двигаются. кто-нибудь периодически элегантно падает - например, монах, у которого с коромысла взяли одно ведро, немедленно теряет равновесие. ну и вообще все чудесно :) красиво, грустно и смешно. и на сей раз испытываешь более добрые чувства и к незадачливому одержимому, и даже к его бесу. и, кстати, один из персонажей, Николай I, почти предок режиссера - прапрадед его мачехи :))