спереди застава, сзади западня

Jan 20, 2020 23:50

Апостол
O Apóstolo
2012, режиссер Фернандо Кортисо



в очередной выездной кинорулетке на тему " Мультфильмы для взрослых" выпал мне интереснейший образец испанского анимационного кинематографа 2012 года.

я обычно не пишу предисловий, но тут наверное надо пояснить, что это и как с ним обращаться.

этот фильм создан отчасти с использованием краудфандинга, в нем сыграл свою последнюю роль (точнее, озвучил) актер, режиссер и тяжелоатлет с псевдонимом Пол Нэши, и фильм посвящен ему.
снят "Апостол" в смешанной технике, с использованием stop-motion 3D. основное - куклы, причем довольно натуралистичные, хоть и карикатурные. явно использованы натуральные ткани и кожа для одежды. также реальные ветки деревьев, думаю, земля и небо тоже настоящие, а архитектура и интерьеры воссозданы тщательно и скрупулезно. все это создает хорошую такую атмосферу - таинственную и мрачную.
несмотря на это, я пару раз чуть не уснула, слегка запуталась в сюжете и героях, и только с 46 минуты из 120 начало что-то проясняться. тем не менее, даже досмотрев до конца, я не поняла некоторых важных сюжетных связок.

но не только потому, что я такой невнимательный зритель, все норовлю во время просмотра что-нибудь связать или вышить. дело в том, что само по себе действие не слишком динамично, но предполагает полное погружение и понимание каждой детали, запоминание каждого лица и имени, а у меня с этим традиционно плохо. и самое главное - в фильм врезана рисованная вставка, в которой в виде песни передана история из 14 века, стоящая у истоков сюжета, и эта песня - без перевода.
информации о фильме в рунете почти нет. мне пришлось изучить после просмотра испаноязычную статью в википедии, и наконец сошлись все концы веревочек, и все выстроилось в очень интересную, немного жутковатую сказку на основе исторических реалий и народных легенд.

********

2010 год. двое заключенных - Рамон и Ксавье - сидя в канализационном коллекторе, собираются выбраться за ограду территории и на воле добраться до клада, спрятанного до ареста Ксавье в глухой деревне. коллектор расположен очень забавно - крышки люков с обеих сторон ограды, надо просто дождаться, когда уйдет конвой, и не перепутать люки. наши герои вылезают наверх, не могут понять, внутри они или снаружи, и в результате путаницы Ксавье опять попадает в тюрьму, а Рамон идет за сокровищами. по дороге он крадет одежду, переодевается в свитерок, шорты, вешает на спину рюкзачок на манер бойскаута... и встречает человека, который ему указывает путь к названной деревне.
в деревне все довольно странно. паломников там ждут, приветствуют, устраивают на ночлег. Рамон быстро понимает, что надо быть бдительным, и пытается найти нужный ему дом, в котором уже никто не живет.

параллельно показывают некое высокопоставленное духовное лицо (по разным источникам не то протоиерея, не то архиепископа), который ждет делегацию, уполномоченную наградить его и повысить в должности, но не дождавшись, снаряжается ехать во встречном направлении, прихватив помощника - молодого скромного священника Пабло. они приезжают в те же края, останавливаются в гостинице и волей-неволей включаются в планы жителей деревни.

тем временем Рамон, осторожно избегая зелий, которые ему подсовывают в деревне, времени зря не теряет. он набивает рюкзачок кое-какими находками, изучает редкие книги в церковной библиотеке и начинает понимать кое-что. но его периодически тревожат страшные сны и видения, и однажды ночью он встречает странную процессию: впереди идет человек с крестом, а за ним цепочкой духи со свечами. глава процессии успевает вручить Рамону крест, и после этого парень не может никуда уйти, а также бросить крест, так и водит духов кругами. позже с извинениями появляется тот самый человек и объясняет магическую и фатальную суть происходящего, а также, как Рамон может вырваться из этого круга, либо его настигнет смерть.

оказывается, в 14 веке в деревню пришла чума, и одному из жителей удалось остановить вымирание, но только ценой сделки с дьяволом. последствия этого - существование скорбной процессии, которая еженощно бродит по Галисии и собирает себе новые души. поскольку в деревне просто нету столько готовых помереть старичков, жители заманивают к себе паломников и подставляют их процессии, опоив снотворным. поскольку Рамон не употребил ничего такого и по ночам не сидел дома, вместо него процессия забрала кошку хозяйки.
кроме того, Рамон, не ведая что делает, нашел и взял себе заговоренный охранный медальон.

Пабло удается кое-что узнать, а также поговорить с ослабленным всеми этими перипетиями Рамоном, и он впрягается в ситуацию, пытаясь остановить смерти. но не все в его руках - ошалелый его начальник врывается в самый неподходящий момент...

финальные титры длятся 11 минут. красивые рисованные же картинки прерываются игровыми кукольными сценами, и тут как раз вплетается настоящий финал истории. я читала, что многих он разочаровал. но мне кажется, это довольно интересно и логично закольцовано. хотя за время фильма к Рамону проникаешься сочувствием и хочется, чтобы ему улыбнулась удача. собственно, это и происходит, но ему этого недостаточно - он считает, что должен совершить определенный поступок.

********

в фильме всего два симпатичных персонажа. остальные и выглядят пострашнее, и сработаны с большой долей сатиры. отчасти она нацелена на коррумпированные клерикальные структуры и их высокомерных представителей, отчасти на абсурдно обустроенную пенитенциарную систему. но это все - детали.

на самом деле это рассказ о том, как цена спасительной сделки оказывается неподъемной и вовлекает в себя все больше жертв. как обычным людям приходится становиться убийцами. как, наконец, целое поселение много веков живет в страхе, по ночам прячется, порой назначает жертв среди своих же. а может, и о том, что не всякий данный тебе крест стоит нести дальше - это небезопасно и неправильно.

я думаю, фильм выиграл бы, если бы был покороче и попонятнее. тем не менее, это очень интересный проект на стыке жанров, сделанный с любовью и выдумкой. он не слишком красивый в привычном смысле слова, но выразительный, фактурный.
думаю, он будет интересен тем, кто разбирается в истории и религии, а также в культуре и искусстве Испании. и наверняка есть множество отсылок и шифровок в деталях - книги, карты, журналы, картины...

в фильме звучит музыка Филипа Гласса и еще двух композиторов. как музыка, так и рисовка хорошо стилизованы под старину, и когда в кадре оказывается ноутбук, как-то вздрагиваешь :) где я? неужели это все происходит в наше время?

как обычно, я нарезала скриншотов и постараюсь дополнить ими свой рассказ.

[2 дюжины картинок]















































кинематограф, мультфильм, 2012, кинорулетка, O Apóstolo

Previous post Next post
Up