ты ждешь момента, чтоб отдать ему все

Sep 16, 2018 23:27

Драйв
Drive
2011, режиссер Николас Виндинг Рефн




кем могли бы быть главные герои с такой-то внешностью?



он. подающий надежды молодой специалист из приличной семьи, бывший отличник, немного закомплексованный, по средам спортзал, по пятницам бас-гитара, по воскресеньям парашют. мамина радость, мечта скромных девушек.
она. в школе звезд с неба не хватала, ныне трудолюбивая офис-менеджер, жилетка для подруг, вырастила младших братишек, копит на отдельную квартиру. не очень уверена в себе, но силу своих улыбки и взгляда ощущает на себе постоянно.

но нет... вернее, не совсем. это другая вселенная. в ней нет ни одного человека, не связанного с криминалом.
он - загадочный и холодный, как киборг, но улыбается, как добрый волшебник. у него три работы в три смены на одного хозяина: автомеханик, каскадер, перевозчик грабителей банков.
я всегда рядом, но пять минут - и я уезжаю.
мы мало про него знаем - только какие-нибудь несколько лет, что он служит одному человеку. у него нет имени, а тех, кто его норовит вспомнить, посылает жестко и далеко.
она - официантка, соломенная вдова. ее муж, отец маленького черноглазого Бенисио - мелкий бандит, отбывающий наказание. ее улыбка на самом деле обезоруживает, но за ней прячется решительная и бескомпромиссная натура, скучающая по надежному плечу. ее зовут Айрин.

это неонуар, ребята. даже не так. неон-нуар. законодатель и начало поджанра неонуара.

отработав на первых двух работах, он выворачивает джинсовую куртку наизнанку.



теперь это белый атласный бомбер с вышитым на спине золотым скорпионом. он садится за руль машины, которую сам только что ремонтировал, и везет грабителей на дело. диктует условия и ждет ровно пять минут. его выдержке можно позавидовать - у него радио включено на полицейской волне, и от преследователей его отделяет минута. эта недлинная сцена погони - да, драйв, но это не тот драйв, который имел в виду создатель фильма. вернее, не весь.



когда он и Айрин встречаются в лифте, потом в супермаркете, потом (уже неслучайно) в его мастерской, начинается истинный драйв. их нежный роман, который нам показывают далеко не в эротическом, но очень лирическом ключе, обречен.



муж Айрин по имени Стандарт (Standard, но поскольку значение слова обыгрывается, позволю себе русское написание в таком виде) возвращается. и это явно не тот человек, который стерпит измену. правда, он любит жену и пытается вначале приглядеться к соседу, явно не чужому его семье. долго присматриваться не выйдет - скоро придется принять его помощь без раздумья.



Стандарт, желающий завязать с криминалом, вынужден откупаться от бандитов, которые якобы защищали его в тюрьме, и долг этот не просто растет - он может перейти на Айрин и Бенисио самым угрожающим способом. и наш герой не тот человек, чтобы довести до такого финала. он включается в очередную гонку, но уже во имя защиты и справедливости.
и - ясное дело - все пойдет не так.



мир неон-нуара обманчиво огромен. виды неоновых джунглей с высоты птичьего полета, гонки по ночным улицам, стадионы, подземные стоянки, супермаркеты - казалось бы, человек там песчинка.



но тем не менее этот мир тесен. фигурантов в этой истории совсем немного. потому что в истории Стандарта задействовованы люди, уже имеющие отношение к нашему гонщику.
еврей, хозяин итальянской пиццерии Нино. мафиозо, требующий к обеду еще и печеньку с предсказаниями.



неосторожно вовлекается и хозяин мастерской, считающий гонщика почти сыном, но продающий его на риск, недорого.



теперь мы узнаем, что у гонщика бывает и другое выражение лица. и едва оторвавшись от поцелуя, он выполняет нуарный план по крови и расчлененке. со скорпионом на спине он выходит на тропу войны...



вот где драйв.
фильм мог бы, наверное, быть зубодробительнее и динамичнее. но затянутые планы и музыкальные паузы очень пригождаются, чтоб осознать, что́ это вот сейчас было, задуматься, что тут можно было сделать, и сделал ли он все как надо. а еще - набраться духу на следующий эпизод, еще более острый. при этом напряжение не отпускает ни на секунду.
саундтрек как будто не намекает напрямую на временные привязки, но у любого зрителя старше 16 лет вызовет неминуемую ностальгию (а остальным это смотреть не надо).



Райан Гослинг, которого я уже видела в похожей роли в "Месте под соснами", играет еще жестче и более разнопланово. тут и экранного времени побольше, и красок в палитре.



Кэри Маллиган, представшая в "Гэтсби" изнеженной буржуазной дамочкой, а в "Не отпускай меня" клонированной девушкой, предназначенной для изъятия органов, здесь снова другая - такая своя в доску, все понимающая, тихая и женственная, но не без чувства собственного достоинства.
Оскар Айзек в роли Стандарта - не пустоголовый громила, а человек, желающий исправить ошибки, любящий семью.
Рон Перлман - хозяин пиццерии, комплексующий по поводу своей внешности теневой делец-неудачник.
отличный Брайан Крэнстон - незадачливый менеджер всех трех ипостасей гонщика, мечтающий о большом успехе, но не способный вырваться из замкнутого круга.

довольно мощный, но оставляющий кучу вопросов финал.
[почти спойлер]хочется вскричать - а ты правда подумал про Айрин? а кому ты вот это все оставил? а что теперь с вами будет?

впрочем, такие, как он, два раза не предлагают.




этакое "назло кондуктору пойду пешком".
но вышло эффектно, ничего не скажешь.

в фильме находят полно каких-то нелогичностей, нестыковок, сценарных неточностей и даже ляпов.
но все брошено в топку чистоты жанра - все именно так, как должно выглядеть по замыслу создателей.
сцен насилия много, они очень жесткие и на диво разнообразные. из орудий убийства можно сделать небольшую выставку. я не стала все это протоколировать, самой жутко. и герой Гослинга явно не тот, кто стоит в стороне и ждет, когда его начнут убивать.
в общем, мне понравилось. опять повезло :)

пять минут истекли. я ухожу.

также тут

фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему: неонуары.

drive, кинематограф, 2011, кинорулетка, неонуары

Previous post Next post
Up