Есть на Русском Севере небольшая 200-километровая таежная река Кулой, причудливо извивающаяся в своей неширокой долине и впадающая в Белое море чуть западнее Мезени. Берега ее низкие и пустынные - на всем протяжении всего 4 деревни, причем две из них - в самом начале. Река необычно глубокая для своих размеров, и на всем ее протяжении существует уникальное судоходство - маленькие теплоходики возят здесь грузы для Мезени и Лешуконья - спасаясь от штормов и сильных ветров Белого моря.
Местами в верховьях река лишь немногим шире длины судна, и в поворотах оно задевает кормой или носом ветки прибрежных деревьев. Такого не увидишь больше нигде, и во время плавания по Кулою кажется что Волга с ее широкими плесами и большими белыми теплоходами существует где-то в ином мире.
С лета 2008 г. в Мезень открыта автодорога. Когда будет налажена работа паромов через Кимжу и Мезень - кулойское судоходство умрет, возможно возобновляясь лишь на короткий период половодья, когда дорога будет закрыта. Отправимся же в путь на одном из последних рейсов!
Кулойский пейзаж.
Теплоход "Чайка" на канале Пинега-Кулой.
Канал уже чем длина теплохода - развернуться он может далеко не везде.
Загрузка продуктами. Свободного места не останется совсем - даже передвигаться вдоль борта местами можно только по фальшборту.
Маневры - роль буксира исполняет помошник капитана, расталкивающий сошедшиеся слишком близко суда.
За всем этим наблюдает сплавной катер "Ерш", работающий на переправе через канал.
Канал Пинега-Кулой.
Остатки шлюзов около северной оконечности канала. Сейчас они разрушены, и глубина канала уменьшилась. Но наш теплоход имеет осадку чуть больше метра, вода еще высокая - глубины хватает вполне.
Выход из канала.
Исток Кулоя. Слева подходит река Сотка, текущая с Кулойско-Беломорского плато. В месте ее слияния с каналом и начинается Кулой (узкая полоска воды, уходящая вдаль в правой части снимка).
Верховья Кулоя.
Верховья Кулоя.
Иногда на поворотах наш 25-метровый кораблик практически утыкается в берег - то носом, то кормой.
Но даже если сядем на мель - 30 тонн продуктов хватит надолго...
Первое село - Красный Бор. Когда вода падает - грузы возят отсюда, а не с канала.
Второе село - Кулой.
Здесь стоит путейский катер, расставляющий по берегам поворотные и створные знаки. Буев и бакенов на Кулое нет - только редкие вехи.
Остатки церкви (?) в Кулое.
Среднее течение реки. Примерно 60 км от истока.
Впереди перекат. Судно должно резко повернуть направо, а затем - налево.
По берегам Кулоя через каждые 15-20 километров стоят избушки - для охотников, рыбаков, и просто для всех, кто проплывает по реке. Они открыты всем - и никто здесь не думает заниматься каким-либо вандализмом.
Рыбаки на Кулое.
Еще одна избушка.
А это устье реки - Долгощелье. Но о нем - отдельный пост.