История Байкало-Амурской магистрали началась много ранее победных 80-х. Еще в апреле 1932 года принято решение о ее строительстве. Годом позже начались изыскательские работы на восточном участке, а в 1936 - на части западного. До войны построить удалось немногое, но начало было положено. После 1945 года строительство БАМа отошло на второй план - в разрушенной войной стране было много других забот. Удалось лишь завершить Тайшето-Ленскую дорогу и участок от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
Вдоль всего протяжения будущей дороги велась наземная геодезическая съемка, работала специальная авиаэскадрилья аэрофотосъемки. На самом сложном и труднодоступном участке от Байкала до Тынды большую роль в заброске и снабжении изыскательских групп играла авиация. Вертолетов тогда еще не было, сколько-нибудь подготовленных аэродромов в том районе - тоже. Поэтому использовались гидросамолеты, способные совершить посадку на любое озеро или более-менее протяженный речной плес. Зимой их поплавки заменялись лыжами.
К началу 1940 г. бамовская эскадрилья насчитывала 26 самолетов, среди которых два тяжелых АНТ-4. Они обеспечивали работу изыскательских партий в Муйской и Чарской долинах, на Баргузинском, Северомуйском, Удоканском хребтах, во многих других районах по всей трассе.
Днем 15 августа 1940 года самолет АНТ-4 с бортовым номером СССР-Ж11 взлетел с реки Витим по направлению к среднему течению Муи. При посадке на озеро Борончеевское в районе современного Таксимо он потерпел катастрофу - при полном безветрии в ясную погоду пилот не смог точно определить свою высоту над зеркальной гладью воды. Самолет зарылся в воду и разрушился. В катастрофе погибли все находившиеся на борту - пилот Сергей Курочкин, прораб Козьмин, техник Цуренков и четверо рабочий изыскательской партии: Бабошин, Тарасов и Тихонов (фамилия четвертого неизвестна).
В конце декабря того же 1940 года неподалеку, на Шаман-горе, совершил вынужденную посадку аварию второй АНТ-4 под управлением А.С.Шведовского. Экипаж чудом уцелел после приземления на горный склон, хотя несколько человек и получили тяжелые повреждения. Через пять суток их нашла и эвакуировала спасательная партия.
Осенью 1981 года бойцы строительного отряда «Комсомолец Бурятии», работавшие на этом участке БАМа, подняли на лед озера остатки самолета СССР-Ж11, которые впоследствии в сильно поврежденном при перевозке виде были доставлены в музей ВВС в Монино (однако все попытки найти их там в наше время успехом не увенчались). Остатки второго АНТ-4 в 1984 г. были вывезены с Шаман-горы в Северобайкальск, где впоследствии их следы затерялись в перестроечные времена.
Несколько дней назад мне прислали уникальную фотографию, сделанную на Шаман-горе строителями БАМ.
снимок из коллекции Игоря Волчкова
А это макет АНТ-4 в виде памятника в Таксимо: