В 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы (на картах - Огородтах), расположен архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба" - один из самых малоизвестных и редкопосещаемых музеев такого рода в нашей стране.
Музей создан на рубеже 1980-х и 1990-х годов при деятельном участии народного писателя Якутии Д. К. Сивцева - Суорун Омоллоона. Одна из главных задач - показать историю присоединения якутских земель к России и мирное сосуществование всех народов Якутии.
Территория музея включает в себя площадку, где 26 сентяря 1632 года казаки Павла Бекетова основали Ленский острог, через несколько лет перенесенный на другой берег Лены, а затем и выше по течению, где он и стал современным Якутском.
Центр экспозиции - реконструкция русской крепости - острога XVII века - с башнями и тыном. Особое место в ней занимает копия Спасской церкви Зашиверского острога - единственного сохранившегося здания погибшего заполярного города. Оригинал находится в Новосибирске, здесь же - точная копия, построенная по чертежам А.В.Ополовникова.
Неподалеку можно увидеть осадные башни (амбары) - некий аналог русских осадных ясачных изб, купеческие дома, амбарный городок, ветряную мельнцу (куда же музею деревянного зодчества без нее) и многое другое.
Зимой - с декабря по февраль, музей закрыт. Транспорта сюда нет, дорожки никто не чистит. Но нам удалось договориться с охраной и руководством музея, и полтора часа погулять по его территории...
Вид на музей с коренного берега Лены.
Острог.
Надвратная башня Спасо-Зашиверской церкви (реконструкция).
Того ж году сентябре в 25 день по государеву цареву и великого князя Федора Михайловича всея Русии указу, поставил я служилыми людьми на Лене реке острог для государева ясашного збору и для приезду якуцких людей... Поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Момыкова улусу... /из челобитной П.Бекетова, 1632 г./
Здание у входа.
Купеческая усадьба.
Ураса - летнее берестяное якутское жилище.
Балаган - зимнее жилище.
Спасо-Зашиверская церковь.
Крест и рядом с ним сэргэ - якутские коновязи, имеющие также некое монументальное значение. На них - таблички с текстами:
Иноземцам ясашным людям держать ласку и привет и ничем их не изобижать, не брать с них посулов и поминков... Налог и обид не чинить... Жен и детей к себе не брать... В Москву с собою не вывозить... Чтоб сибирская земля простиралась, а не пустела... Вина и табаку в ясашные волости с собою не имать... /из царской наказной памятки якутским воеводам, XVII век/
Подлинная трагедия Тыгына заключалась... не в том что он был будто бы сломлен мощью русских завоевателей, а в том, что в кровавой и безнадежной борьбе со своим собственным народом, Тыгын шел не в перед, а назад! /А.П.Ополовников/.
Спасо-Зашиверская церковь.
Коч - судно казаков-землепроходцев.
На дорогах музея.
Башня острога.
Башня-колокольня Спасо-Зашиверской церкви.
И ее завершение.
Якутский полдень.
Вход на просторное гульбище Спасо-Зашиверской церкви.
Здесь собирались люди в ожидании службы - если день был пасмурный и дождливый.
Вид в другую сторону.
Башня-колокольня.
Тын.
Снег и дерево.
Вход в острог.
Спасо-Зашиверская церковь с гульбищем.
Это невззрачное строение - не трансформаторная будка, а подлинный осадный амбар князца Сергучева из Мегинского улуса. Такие глухие строения с одном входом и узкими бойницами выполняли ту же роль, что и средневековые европейские замки: позволяли контролировать территорию и в случае чего - выдерживать осаду.
Вторая часть фотоотчета