Музей-заповедник "Дружба" в Соттинцах

Jan 20, 2009 11:26

     В 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы (на картах - Огородтах), расположен архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба" - один из самых малоизвестных и редкопосещаемых музеев такого рода в нашей стране.

Музей создан на рубеже 1980-х и 1990-х годов при деятельном участии народного писателя Якутии Д. К. Сивцева - Суорун Омоллоона. Одна из главных задач - показать историю присоединения якутских земель к России и мирное сосуществование всех народов Якутии.
     Территория музея включает в себя площадку, где 26 сентяря 1632 года казаки Павла Бекетова основали Ленский острог, через несколько лет перенесенный на другой берег Лены, а затем и выше по течению, где он и стал современным Якутском.

Центр экспозиции - реконструкция русской крепости - острога XVII века - с башнями и тыном. Особое место в ней занимает копия Спасской церкви Зашиверского острога - единственного сохранившегося здания погибшего заполярного города. Оригинал находится в Новосибирске, здесь же - точная копия, построенная по чертежам А.В.Ополовникова.
     Неподалеку можно увидеть осадные башни (амбары) - некий аналог русских осадных ясачных изб, купеческие дома, амбарный городок, ветряную мельнцу (куда же музею деревянного зодчества без нее) и многое другое.

Зимой - с декабря по февраль, музей закрыт. Транспорта сюда нет, дорожки никто не чистит. Но нам удалось договориться с охраной и руководством музея, и полтора часа погулять по его территории...



Вид на музей с коренного берега Лены.



Острог.



Надвратная башня Спасо-Зашиверской церкви (реконструкция).



Того ж году сентябре в 25 день по государеву цареву и великого князя Федора Михайловича всея Русии указу, поставил я служилыми людьми на Лене реке острог для государева ясашного збору и для приезду якуцких людей... Поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Момыкова улусу... /из челобитной П.Бекетова, 1632 г./



Здание у входа.



Купеческая усадьба.



Ураса - летнее берестяное якутское жилище.



Балаган - зимнее жилище.



Спасо-Зашиверская церковь.



Крест и рядом с ним сэргэ - якутские коновязи, имеющие также некое монументальное значение. На них - таблички с текстами:



Иноземцам ясашным людям держать ласку и привет и ничем их не изобижать, не брать с них посулов и поминков... Налог и обид не чинить... Жен и детей к себе не брать... В Москву с собою не вывозить... Чтоб сибирская земля простиралась, а не пустела... Вина и табаку в ясашные волости с собою не имать... /из царской наказной памятки якутским воеводам, XVII век/



Подлинная трагедия Тыгына заключалась... не в том что он был будто бы сломлен мощью русских завоевателей, а в том, что в кровавой и безнадежной борьбе со своим собственным народом, Тыгын шел не в перед, а назад! /А.П.Ополовников/.





Спасо-Зашиверская церковь.



Коч - судно казаков-землепроходцев.



На дорогах музея.



Башня острога.



Башня-колокольня Спасо-Зашиверской церкви.



И ее завершение.



Якутский полдень.



Вход на просторное гульбище Спасо-Зашиверской церкви.



Здесь собирались люди в ожидании службы - если день был пасмурный и дождливый.



Вид в другую сторону.



Башня-колокольня.



Тын.



Снег и дерево.



Вход в острог.



Спасо-Зашиверская церковь с гульбищем.



Это невззрачное строение - не трансформаторная будка, а подлинный осадный амбар князца Сергучева из Мегинского улуса. Такие глухие строения с одном входом и узкими бойницами выполняли ту же роль, что и средневековые европейские замки: позволяли контролировать территорию и в случае чего - выдерживать осаду.

Вторая часть фотоотчета
Previous post Next post
Up