Канатная дорога Нижний Новгород - Бор

Feb 20, 2012 03:38

    Чуть больше недели назад, 9 февраля 2012 года в Нижнем Новгороде открылась весьма необычная для Средней полосы России транспортная система. Канатная дорога над великой рекой Волгой связала Нижний Новгород и его город-спутник Бор.





Эта дорога примечательна по многим причинам. Во-первых, она обладает самым большим в мире безопорным пролётом над водной поверхностью (главным руслом Волги) - длиной около 800 метров. Во-вторых, эта дорога выполняет функцию повседневного городского (пригородного транспорта), в то время как подавляющее большинство пассажирских канатных дорог используется в рекреационных зонах - в парках и на курортах. В-третьих, дорог такого масштаба в средней полосе России до того никогда не строилось.
    В Нижнем Новгороде сложилась тяжелая транспортная обстановка. Разделенный на две части Окой, с архаичной сетью узких улиц в нагорной части, он всегда был подвержен автомобильным пробкам. Но ситуация с сообщением между Нижним Новгородом и левым берегом Волги, где стоит город Бор, многие жители которого ездят на работу в Нижний Новгород, причем в основном в нагорную его часть,где находится деловой центр города, всегда была особенно тяжелой. Единственный мост через Волгу в утренние и вечерние часы перегружен транспортом. Понтонный мост, наводимый летом параллельно основному в летние месяцы, работает с перебоями.
    В сообщении между Нижним Новгородом и Бором применялись и применяются многие виды транспорта, помимо автобуса, погрязающего в пробках. Магистральная железная дорога проходит в стороне от Бора, но по тупиковой ветке от станции Толоконцево курсирует 5 пар электричек в сутки, вынужденных менять направление движение по Толоконцево, т.к. ветка из Бора примыкает к магистрали со стороны Нижнего Новгорода. Летом от речного вокзала ходят теплоходы "Ом", зимой по льду организуется движение судов на воздушной подушке - но, правда, в период ледостава и ледохода, когда льды торосятся, эти суда работать не могут, да и стоит такая переправа 90 р. И вот к этому зоопарку видов транспорта добавилась и канатная дорога.



Отправимся же в 12-минутную поездку с правого берега Волги на левый!




Начало дороги, ее верхняя станция "Нижегородская", находятся на краю обрыва коренного берега Волги, недалеко от Сенной площади (возле мечети). Здесь же ведется строительство жилых домов, так что путь к станции пока выглядит неказисто.



Зато сама станция "Нижегородская" построена в современном стиле.



Посадочная площадка - как на швейцарском курорте. Не хватает только лыжников и сноубордистов - но их тут почти и не увидишь: дорога предназначена в первую очередь для обычных пассажиров, едущих на работу, в магазин или в гости.



Кабинка на посадочном конвейере.

Здесь надо сделать небольшой экскурс в технические детали. Канатные дороги делятся на два типа - с отцепляемым и неотцепляемым подвижным составом. При неотцепляемой системе кабинка (кресло, бугель или иной подвижной состав) жестко крепится к подвижному тросу и все время движется с одной скоростью - как на маршруте, так и при посадке-высадке. Обычно, такой мы и представляем себе канатную дорогу. Но неотцепляемая система, при всей своей простоте, имеет серьезный недостаток - при большой длине дороги нельзя обеспечить приемлемую скорость перевозки, т.к. при скоростях больше пешеходной (4-5 км/час) безопасную посадку-высадку пассажиров обеспечить невозможно. Попробуйте на ходу запрыгнуть в дверь троллейбуса. По такой системе работали две городских канатных дороги СССР - в Пензе и Харькове (имеющих сравнительно малую длину), да и сейчас на многих горнолыжных курортах, например в Красной Поляне, есть кресельные дороги неотцепляемого типа, регулярно дающие на посадке креслом по пятой точке недостаточно внимательного отдыхающего. С безопасной же для посадки скоростью из Нижнего Новгорода на Бор пришлось бы ехать почти час.
    Некоторым выходом из положения являются маятниковые канатные дороги (такие, например в сочинском дендропарке, в парке Кисловодска), но на такой дороге обычно могут располагаться только две кабины, попеременно ездящие туда-сюда и останавливающиеся в конечных точках. Пропускная способность маятниковых дорог оставляет желать лучшего, что я на прочувствовал на своем опыте в Кисловодске во время солнечного затмения 2006 года, когда очередь на канатку, казалось, была километровой.
    Технологией, позволяющей совместить высокую скорость, удобство и безопасность посадки, а также высокую провозную способность, является применение отцепляемого подвижного состава. В этой системе кабинки (или кресельные блоки) прикреплены к тросу не все время, а только на магистральном участке от станции до станции. На самих же станциях специальные механические устройства раскрывают зажим, держащий кабинку на подвижном тросе и переносят ее на трос или конвейер, движущийся с меньшей (удобной для посадки-высадки пассажиров) скоростью. После завершения посадки механизм разгоняет кабинку до скорости основного троса и снова прикрепляет кабинку к нему. Именно эта прогрессивная система и применена в Нижнем Новгороде.



Отцепляемый зажим, крепящий кабинку к тросу - самая ответственная часть системы.



Хорошо виден подковообразный тракт посадочного конвейера. Барабан основного троса в этом месте имеет меньший диаметр - трос как бы внутри подковы, и во время посадки-высадки кабинка с ним никак не связана.



Поехали! Старт кабинки отцепляемого типа на неподготовленного человека производит сильное впечатление. Секундное ускорение до скорости троса, которого мы совсем не ждем от канатной дороги, щелчок зажима, небольшое раскачивание кабинки, обретшей новую опору, яркий дневной свет после почти закрытого помещения станции - и вдруг волжский обрыв под ногами проваливается вниз и начинается почти беззвучное путешествие со скоростью 18 км/час.



На уходящем назад берегу хорошо видны лыжные трамплины.



Справа - комплекс Вознесенского Печерского монастыря, башенные часы которого обслуживает уважаемый bu33er.



Набережная Гребного канала - нижняя набережная города. Склон под ней должен был стать берегом Волги после заполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки, которое было отложено в перестроечные годы.



Берег продолжает удаляться. Видна судейская вышка гребного канала.



По пути мы пересекаем два залива - "курьи", 800-метровой ширины русло и почти двухкилометровую левобережную пойму Волги. Раньше все это пространство весной затапливалось, но после строительства плотин и регулирования волжского стока, весенние наводнения почти потеряли свою силу. Правда, иногда Ока, плотин на которой очень мало, преподносит сюрпризы нижегородцам.



Заливы облюбовали любители подледной рыбалки...



Выстроившие на берегу практически город из палаток.



Попадаются и шальные снегоходчики.



Поднявшись на высоту 85 метров над уровнем реки и пройдя правобережную основную опору Т6...



...мы оказываемся над основным руслом и судоходным фарватером Волги.



Слияние Оки с Волгой. Волга подходит справа, Ока слева. Слившись вместе, их воды продолжают свое течение под нами. Несмотря на морозы, полыньи в районе впадения Оки в Волгу бывают почти всегда. То ли дело в городских стоках, то ли в быстром течении - не знаю, но с поезда, проезжающего по мосту, я видел их уже много раз.



Справа речной порт Бора.



А по льду под нами спешит судно на воздушной подушке "Хивус-10".



К своей базе.



Стоит только отвернуться - а они тут как тут. На переднем плане "крейсер" - Хивус-48. Но он теперь ходит только если в связи с сильным ветром (более 19 м/с) канатная дорога приостанавливает свою работу.



А мы снова поднимаемся на 85-метровую высоту основной опоры (на этот раз Т5 - нумерация со стороны Бора).



Почти как на самолете, только нет ощущения стремительности - все плавно и степенно.



На высоких опорах множество роликов - именно на эти опоры приходится основная нагрузка. Основной трос, называемый тягово-несущим канатом, производится специально для канатных дорог. Здесь он имеет длину 7332 метра (соединен в кольцо), диаметр 54 мм и разрывное усилие в 222 тонны при максимальной эксплуатационной нагрузке в 49 тонн. По центру между двумя встречными ветвями троса видны неподвижные кабели связи между станциями и телеметрии оборудования опор.



Посмотрим на гроздь роликов вблизи.



И начинаем спуск на уровень более низкого коренного борского берега, до которого предстоит пересечь почти двухкилометровую пойму.



Так наша кабинка выглядела бы снаружи в этом месте. На стекле логотип французской фирмы POMA (POMAGALSKI s.p.), поставившей оборудование для Нижегородской канатной дороги. Кстати, надо отметить, что за десятилетия существования фирмы POMA, на ее дорогах несчастных случаев с пассажирами, имеющих технические причины, не происходило: канатные дороги - это действительно безопасный вид транспорта.



Система подвеса кабинки - еще один важный узел. Никакой проводной связи со внешним миром в кабинке канатной дороги нет и не может быть, связь с диспетчером (точнее, радиооповещение) и внутреннее освещение - от аккумулятора.



Предупреждающие наклейки внутри. Не прислоняться, не облокачиваться, не высовываться (интересно - как: двери закрываются автоматически в начале пути).



Медленно плывем над поймой.



Но Бор все ближе...



А вот и станция "Борская" - главная станция дороги, где расположен основной привод и "депо" для кабинок.



Посадочный конвейер. Слева можно увидеть хитрую систему направляющих, которые открывают двери в прибывающих кабинах, воздействуя на торчащий из нее рычаг привода двери. Справа - развернутая зеркально такая же система, она закрывает эти двери. Никакого электричества, только простая и потому высоконадежная механика.



Стрелка посадочного конвейера. С ее помощью можно снимать с линии кабинки или ставить их обратно. Снятая кабинка увозится на тележке (ее вес, кстати, 750 кг). Канатные дороги с отцепляемым подвижным составом могут оперативно управлять числом кабинок на линии в "часы пик". Всего нижегородская дорога имеет 62 кабинки (гондолы), в этот день на линии было всего 30, интервал между которыми составлял почти ровно 1 минуту. Кабинка вмещает 8 человек, и полный их набор способен перевезти около 1000 человек в час в каждом направлении.



Для коллекционеров - билет на проезд. Его надо поместить в турникет штрих-кодом вверх, как при проходе на электричку.



Покидаем станцию "Борская". В добрый путь, канатная дорога!
Previous post Next post
Up