В конце августа, во время отпуска, я несколько дней провел в Тикси - поселке городского типа с шеститысячным населением на берегу Ледовитого океана. Тикси стоит в одной из ключевых точек Северного морского пути, около дельты великой Лены. Ожидая на обратном пути в старом здании аэропорта, помнящем еще экипажи Полярной авиации, своего обратного рейса Тикси-Якутск, я и представить себе не мог, что ожидает этот аэропорт и город всего через полтора месяца.
Но, обо всем по порядку.
Связь Тикси с остальной частью страны (с "Большой землей", как говорят иногда и сейчас) устроена следующим образом:
Основа всего - аэропорт, куда летом пять раз в неделю, а зимой несколько реже, летает рейсовый самолёт Якутск-Тикси. Большая ВПП аэропорта, предназначенная в свое время для стратегической авиации, позволяет принимать и дальнемагистральные самолёты: 1-5 раз в месяц, в зависимости от времени года, выполняется прямой рейс на Москву.
Летом, 4-6 раз в год - во время навигации с июня по сентябрь, из Якутска по Лене приходит пассажирский теплоход "Механик Кулибин". Приходят и речные баржи с топливом и продуктами. Никакого пассажирского сообщения по морю, даже местного, нет. Несколько раз в летний сезон по Севморпути в Тикси заходит грузовое судно.
Зимой, примерно с декабря по апрель, после замерзания промоин на перекатах, по льду и островам Лены устанавливается зимник - ледовая дорога, пригодная для движения грузовиков и не слишком паркетных автомобилей. Перевозка пассажиров таким способом официально запрещена, но грузы возят весьма активно, и именно зимой ассортимент продуктов в магазинах Тикси, состоящий обычно в основном из консервов и замороженных концентратов получает несколько большее разнообразие.
Таким образом, обычный человек - житель или гость поселка, может попасть туда (или уехать оттуда) двумя путями: шесть раз в год теплоходом по Лене (последний ушел в середине сентября) или самолетом из аэропорта Тикси. Так было два последних десятилетия - до 1 октября 2012 года. К этому дню процесс вывода военной авиационной части, базирующейся в Тикси, вступил в финальную стадию. Министерство обороны РФ, в чьем ведении находилась такая мелочь как навигационное и радиотехническое оборудование аэродрома, в соответствии с процедурами вывода отключило его. И все. Безопасная посадка самолетов в условиях весьма непростой погоды полярного побережья с осенними пургами и туманами, оказалась невозможной. Все рейсы отменены, аэродром принимает только вертолеты (
ссылка на новость и
официальное сообщение авиакомпании "Якутия").
Аэропорт Тикси в августе 2012 г.
До Усть-Куйги на Яне, ближайшего аэродрома, способного принимающего регулярные пассажирские рейсы с "Большой земли" - 320 километров. До более крупного Батагая - 500 км, через горы. Лётный час вертолета Ми-8 в тех местах стоит примерно 120 тыс. рублей. От Усть-Куйги до Тикси он будет лететь два часа, от Батагая - около трех часов и возьмет на борт 20-25 человек, да и не во всякую погоду в эти горы вообще сунется.
Теперь все население Тикси, а также те, кто не успел вернуться из отпусков на "Большой земле", оказались в весьма сложном положении. Поселок, фактически, в транспортной блокаде - до зимней дороги, которую ждать еще больше двух месяцев, но и потом ездить по ней придется нелегально, т.к. автобус, даже вахтовку "Урал" не пустишь: ГАИ не даст.
А ведь недавно в Тикси с помпой открыли новую секцию морского порта, во всесь голос говорили о возрождении Севморпути и портов на нем, даже Президент (или Премьер - точно не помню) прилетал открывать все это. А что сейчас? Даже тяжелобольного в Якутск в больницу вывезти очень непросто.
Ох, не ту страну назвали в свое время Гондурасом...