Любимой сказкой моего детства был "Аленький цветочек". Найти бы книжку, ту самую, с волшебными иллюстрациями, зачитанную до дыр... :) Трудно сказать сейчас, чем меня тогда очаровывала эта история. Но точно помню, Чудовище мне было мучительно жаль, и над сценой, где оно - он - умирает, обнимая цветок, я всякий раз рыдала.
И даже рисовала её, кажется... :)
Да, я помню, что говорил по поводу любимых детских сказок психолог Эрик Берн. Наверное, он даже в чем-то прав. :) Но сейчас не об этом.
Я сегодня приобщилась к прекрасному - посмотрела фильм "Красавица и чудовище" 1946 года (режиссер - Кокто, в роли Чудовища - Жан Маре). И теперь я много думаю. :)
Вот в сказке у Аксакова сказано черным по белому: дочь купеческая не просто так по дворцу шлялась и наряды примеряла, а с Чудовищем регулярно беседовала:
"...и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.
С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день -- во зеленом саду на гуляньях, во темных
лесах на катаньях и во всех палатах высоких. Только спросит молодая дочь купецкая, красавица писаная:
"Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?"
Отвечает лесной зверь, чудо морское:
"Здесь, госпожа моя прекрасная, твой верный раб, неизменный друг".
И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет."
А в фильме ничего похожего и близко нет. Собственно, в фильме никто не зовет красавицу "жить во дворце, в богатстве и приволье великом" - она же умирать отправляется, вместо любимого батюшки. Но - сюрпрайз-сюрпрайз! - её почему-то не убивают, а балуют шмотками и вкусняшками, а ещё периодически рычат, и потрясают окровавленными лапами, и смотрят на неё пронзительными глазами Жана Маре из-под полосатой шёрстки. А потом у неё любовь. Внезапно. И трогательное - "он хороший".
Сдается мне, поведение Белль в этой экранизации - хрестоматийный образец стокгольмского синдрома. :) Прямо сейчас в любой учебник.
Чудовище, впрочем, тоже отжигает, демонстрируя чудеса морального шантажа: "Я тебе доверяю, вот золотой ключ от всех моих богатств, но если ты не вернешься через неделю, я умру, а все мои богатства достанутся тебе".
Правда, отечественное чудище в этом смысле ничуть не лучше:
"Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого
себя, и жить без тебя не могу".
У бедняжки Белль не было под рукой Гугла, чтобы просмотреть стопицот статей типа "Как противостоять эмоциональному шантажу?"... Поэтому она возвращается.
И будет возвращаться. И прощать. И терпеть. И снова здравствуйте, психолог Эрик Берн. :)
Всё-таки судьба дочери купеческой, красавицы писаной, тревожит меня несколько меньше. Это канон, в который я верю. :)
Ну что ещё сказать про фильм? Спецэффекты безумно трогательные. Пушистое чудовище с зубками и в дурацком прикиде - обнять и плакать. Жан Маре в роли ухажера Белль непростительно красив, таких людей не бывает, а в роли принца - страшен. В этом человеке, минуту назад бывшем Чудовищем, ничего человеческого нет. Потом он улетает в закат в чулках и панталонах и уносит Белль с собой.
Кстати, момент превращения непорядочного жениха в монстра, а монстра - в принца, но с лицом этого самого жениха - я пока ещё не могу для себя истолковать. Внутренний психолог ходит кругами и грызет локти. Буду думать. :)
А если одолею лень, выложу сюда свою скромную коллекцию иллюстраций к любимой сказке. :) Как-нибудь на днях.