единственный пятый

Jul 03, 2024 21:57


#авиация #ОКБ_Сухого #су_57м

речь пойдет об авиации, даже более конкретно о су57. самолету реально досталось от «критиков» особенно наших любимых любимых небратиков. но прежде чем в двух словах описать самолет , придется немного разобраться в некоторых технологиях активно использующихся в авиации.

кроме истребителей ОКБ Сухого я так же кратко рассмотрю некоторые вражеские машинки. и попробуем их столкнуть с су35С. почему именно су35С - ну это самый массовый современный истребитель в ВВС РФ. машинка откровенно очень неплохая, но обо всем по-порядку.

РПМ

начнем мы с Радио Погашающих Материалов. что это такое и для чего нужно?  РПМ это материалы, применяемые для снижения заметности т.е. для маскировки от обнаружения радиолокационными средствами.

прежде чем рассказывать как они работают приведу два примера:

микроволновка. в микроволновке под действием радиоволн еда нагревается. как это происходит. дело в том что частота волн в микроволновке выбрана не случайно, а таким образом чтобы  радиоволна эффективно поглощалась молекулами воды. поэтому микроволновка не может нагреть продукт до температуры выше 100 градусов, а для образования приятной корочки  там используется дополнительное устройство - например ТЭН.



что мы из того узнали? что эффективно можно поглощать, правильнее сказать перевести в тепло, ибо закон сохранения энергии, только  определенную частоту.

другой пример. бросали когда-нибудь камни в воду? на воде от брошенного камня возникают волны, а если бросить два камня?  то тогда волны начнут накладываться друг на друга, образуя причудливые узоры. а можно бросить камни воду так, чтобы волны наложить таким образом чтобы они друг друга уничтожили? как не парадоксально это звучит, но камни так бросить можно. нужно только правильно подобрать расстояние между местами их падения.

что мы узнали из этого? ну во-первых распространяясь в среде волны затухают, при их интерференции может произойти полное уничтожение волны, главное чтобы расстояние между источниками волн было правильное и их амплитуды. если вы забыли физику я напомню: что будет получатся усиление или ослабление волн буде зависит от разности фаз накладывающихся волн. т.е. эффектное ослабление возможно только на определенных частотах.



схема работы РПМ

ну теперь можно сказать какими свойствами обладают РПМ. начнем с того что эффективно они работают на определенных частотах: так называемые резонансные РПМ, кроме того существуют широкополосные РПМ т.е. поглощают излучение в достаточно широком спектре длин волн. такие материалы наносятся в виде достаточно толстых слоев, распространяясь в котором волна теряет часть энергии до столкновения с отражающей поверхностью.

реальность еще страшнее. мало того что эффективно поглощать радиоволны возможно только в определенном спектре, так заметность самолета сильно зависит от того с какой стороны на него смотреть. говорят заметность с определенного ракурса.

значение заметности часто выражают в  Эффективной Площади Рассеяния, измерятся м². это площадь стального листа в самых благоприятных условиях обнаружения.

подведем итог. полностью спрятать самолет от радара при помощи РПМ невозможно. можно значительно снизить заметность т.е. снизить дальность обнаружения.

РЛС.

теперь немного по говорим об РадиоЛакационной Станции. т.е. чем эти самолеты обнаруживают. говорить даже будем не о самих станциях которые сейчас сильно «поумнели» могут вести и обстреливать несколько целей, сейчас даже БРЛС  - относительно небольшая установка устанавливаемая на борт самолетов обладают по истине волшебными свойствами.

но говорить бы будем о четверых волшебных буквах АФАР,  но начнем мы с

ФАР - Фазированная Антенная Решетка. что это такое. нам уже знакомо явление интерференции в нашем примере с камнями вот места падения камней можно представить как единственную антенну из которых состоит ФАР.



принцип действия ФАР

ну так вот пользуясь принципом ослабления и усиления волн, как мы говорили интерференция, теоретически камни можно раскидать так, что волны пойдут не кругами, а  в определенном вправлении уйдет сектор круга.

в реальности так будет сделать весьма затруднительно, но все таки возможно. достаточно расчищать места в которые должны упасть камни и их будет не два, а намного больше.

места т.е. расстояния между источниками определяет фазу с которой приходит волна в точку где она будет интерферировать с  другой волной.

т.е. изменяя фазу волны у нескольких излучателей можно получить разное направления в котором будут распространятся колебания.

в случае с антеннами направление называют диаграммой направленности, и физически излучатели тоже не перемешают. вместо перемещение элементов ФАР относительно друг друга используют специальное устройство фазовращатель, которое определяет фазу излучаемого сигнала. один излучающий элемент, один фазовращатель. а излучающих элементов несколько сотен.

т.е. управляя работой фазовращателей  получают изменение диаграммы направленности. говорят еще электронное качание луча т.е. направленность антенны изменяется без физического поворота антенны.

АФАР Активная Фазированная Антенная Решётка. часто АФАР наделяют некоторыми магическими свойствами, но на в самом деле ничего волшебного в ней нет. как говорит один мой хороший знакомый - всего лишь эволюция :)

что это значит. в случае с ФАР есть один здоровый усилитель, сигнал от которого распределятся по фазовращателям и их излучающим элементам. в случае с АФАР одного большого усилителя нет. а в ПриемоПередающем Модуле есть свой маленький усилитель, который генерирует сигнал с необходимой фазой. только и всего.

грубо если ФАР состоит из кучи маленьких антенн на которые сигнал приходит от одного большого усилителя, то АФАР состоит из кучи ППМ. в каждом модуле есть свой маленький усилитель. т.е. ППМ отличается от элементарного излучателя ФАР примерно также как транзистор и микросхема.

хотя конечно за счет лучшей обработки сигнала АФАР видит как правило дальше. современная АФАР состоит из порядка 1500 ППМ, способна засечь цель с ЭПР 1 м² на расстоянии порядка 400 км.

ОЛС - Оптическая Локационная Станция. по большому счету делает тоже самое что и РЛС, только частоты электромагнитных волн оптические.

может работать в полностью пассивном режиме - просто отлавливая характерное тепловое излучение от двигателей. вроде фигня, но современные ОЛС способны засечь самолет с некоторых ракурсов на расстоянии под 100 км.

вооружение

ракеты воздух-воздух. я не буду рассказывать про методы поражения цели, как срабатывают взрыватели и т.п. как-то цель поражается - методом боевого воздействия.

поговорим лучше про Головки СамоНаведения.

полуактивная ГСН довольно дешевый тип. наводится на цель при помощи БРЛС. т.е. летит на сигнал отраженный от цели, а цель подсвечивает БРЛС. недостатки  системы думаю понятны - подсвечивая цель мы гарантированно себя выдаем, да и лететь и цель подсвечивать тоже не всегда бывает удобно.

активная радиолокационная ГСН имеет на борту полноценный радар т.е. реализует принцип «выпустил и забыл» что плохо. наверное понятно, что радарчик в ракете маленький и дешевенький т.к. одноразовый.

т.е. если БРЛС цель обнаружила не факт что ракета её обнаружит и в тем более уверенно захватит. т.е. на первом этапе цель скорей всего надо подсвечивать, со всеми вытекающими последствиями.



активная радиолокационная ГСН

тепловая ГСН ракета наводится на тепловое излучение двигателя. реализует принцип «выпустил и забыл». самая главная особенность ТГСН - это их автономность. поэтому ГСН такого типа применяют в ПЗРК. кроме того она достаточно простая и следовательно недорогая. теоретически ракету оборудованную ГСН такого типа можно навесить на пассажирский самолет.

что плохо. тоже научились противодействовать:  есть Станции ОптикоЭлектронного Подавления и тепловые ловушки.

инерциальная ГСН в чистом виде на ракетах воздух-воздух не применяется, но может существенно улучшить боевые возможности ГСН других типов. т.е. пролететь «примерно туда» до уверенного захвата цели основной ГСН.

что плохо. вряд ли возможно применение по хорошо маневрирующим целям например истребителям. пуск истребитель заметит и пилот начнет совершать маневр уклонения.

командная ГСН тоже в чистом виде редко применяется. может комбинироваться например с инерциальной и активной ГСН.  суть в том что существует некий канал связи по которому передаются команды управления. полноценно использовать такую ГСН с а бы каким самолетом не получится.

хотя с другой стороны ракетой оборудованной инерциальной/командной + активная ГСН шарахнуть по самолету ДРЛО самое милое дело.  грубо половину пути она пролит с инерциалкой - никуда этот неуклюжий ДРЛО не денется, а если денется мы ракету поправим, а потом в дело вступит активная ГСН.

специфика применения ракет. я думаю уже понятно, что ракета эта не такая штуковина которая поражает цель со 100% вероятностью. более того чем больше дальность пуска тем меньше вероятность поражения цели. это обусловлено прежде всего тем, что когда ракета вырабатывает топливо она перестает быть летатором и убиватором, а бессильно падает вниз.

особенно плохо дела обстоят с истребителями - они оборудованы системами обороны, предупреждения об облучении, способны совершать резкие непредсказуемые маневры. т.е. не хотят, твари такие, становится легкой добычей ГСН.

основная российская ракета воздух-воздух Р-77 и метет дальность ~110 км. оснащена комбинированной ГСН: инерциальная на начальном и активное на конечном участке траектории. её обновленный вариант для истребителей пятого поколения к-77м -дальность более 190 км. кроме того в ракете применены некоторые улучшение затрудняющие уклонения от её ГСН, вчастности приспособлена для работы по «стелсам». у к-77м должна была быть дальнобойная версия К-77ПД, но насколько я знаю, работы по ней свернуты.

однако есть ракета р-37м. с дальностью под 400 км (разные источники выдают разную цифру). ракета не предназначена для поражения хорошо маневрирующих целей. но должна быть эффективна для поражения  стратегических бомбардировщиками, самолётов ДРЛО, воздушных командных пунктов и прочих целей под прикрытием истребителей.

пушечное вооружение. одно время америкосы думали даже не ставить пушечное вооружение на истребители - ракет и так хватит, но как показала практика, голову ГСН всегда можно заморочить. и тут на первое место выходит еще одно свойство самолета - сверхманевреность. пуски ракет тоже осуществляются не а бы как - тоже с нужного ракурса и угла. просто при маневренном воздушном бое это свойство самолета выходит на первое место.

обычно истребителе оборудуются пушкой гш-30-1 и её модификациями. максимальная дальность стрельбы  по воздушным целям до 800 м, по надводным и наземным целям - до 1800 м.

двигатели

двигатель эта такая штуковина без которой самолет практически не летает. современные самолеты оборудуются ТурбоРективнымиДвигателями. ТРД это сложный агрегат, однако при этом все равно является ДВС хоть и не ГПУ. раз это тепловая машина на неё распространяется унылая формула КПД тепловой машины из школьного курса физики, из который следует что увеличение КПД возможно только поднятием температуры сгорания топлива.

температура газа перед турбиной у современных ТРД составляет порядка 1700°C. материалы работают на пределе своих возможностей. а часто не разваливаются и не прогорают только потому, что приняты специальные меры по дополнительному отводу тепла от температурно нагруженных элементов.

часто можно слышать про поколения двигателей. но это не совсем правильно. явные признаки поколений у двигателей выделить сложно. например ИК заметность сильно зависит от режима. эффективность завесит от температуры в камере сгорания, что тащит за собой материалы и конструкторские решения, кроме того от степени двусторонности, количества валов, системы управления и т.п.

как работает ТРД.

вначале стоит вентилятор это первая ступень компрессора низкого



ТРД с малой степенью двухконтурности

давления. вентилятор гонит воздух в компрессор низкого давления и второй контур. второй контур это такая рубашка вокруг основного двигателя в ней нет турбин это просто пустое пространство. пройдя второй контур воздух смешивается с воздухом прошедший двигатель. зачем это нужно? да все для того же -  увеличение КПД на некоторых режимах.

в первом же контуре как я сказал воздух после вентилятора попадает в компрессор низкого давления, где сжимается до относительно низкого давления.

после компрессора низкого давления воздух попадает в компрессор высокого давления. на выходе из которого воздух, как нетрудно догадаться приобретает высокое давление и забрасывается в камеру сгорания.

в камере сгорания нагнетаемый воздух используется как окислитель и происходит сжигание топлива. при сжигании топлива в камере сгорания возрастает давление и температура. газ не может идти обратно -  этому препятствует давление нагнетаемого воздуха. т.е. газ отбрасывается на турбины.

турбины сидят каждая на своем валу и приводит в движение компрессоры высокого и низкого давления.

количество валов обычно два. может быть больше, но это значительно увеличивает сложность двигателя.

за турбиной может располагаться форсажная камера, где может происходить дополнительное сжигание топлива. чем увеличиваем тягу, но и увеличиваем ИК заметность двигателя.

пройдя чрево двигателя газ наконец смешивается с воздухом второго контура и выбрасывается через сопло. отношение количества газа прошедшего разные контуры обычно называют степенью двухконтурности. для двигателей применяемых для истребителей степень двухконтурности не большая - например 0.6. для гражданских самолетов наоборот большая - около 10.

сопло бывает разных конструкций, я не буду вдаваться в детали. факт что у двигателя может быть  сопло с  фиксированным положением или оснащаться соплом с Управляемым Вектором Тяги.

УВТ зачем нужен Управляемый Вектор Тяги. но если коротко то много для чего. назовем несколько причин. первая это то, что на низких скоростях рули мало эффективны, а самолетом управлять хочется.

какая и куда будет направлена подъёмная сила на запредельных углах атаки принципе известно, но поверьте ответ вам не понравится. т.е. неплохо было бы иметь возможность поддержать самолет т.е не дать ему банально упасть. и тут мы подходим к еще одной большой теме.

система управления

ЭДСУ электродистанционная система управления  система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления к исполнительным приводам рулей в виде электрических сигналов.

вроде бы ничего сложного - и преимущества непонятны, а они как тот самый суслик, есть.

система обрабатывает кучу сигналов от датчиков скорости, высоты, угла атаки и т.п. пилоту не надо задумываться какой метод управления самолетом задействовать - система берет на себя эту задачу. т.е вы крутите, не побоюсь этого слова, орган управления все время одинакового, а система сама решает как это интерпретировать. когда руль надо повернуть с полным размахом, а когда чуть-чуть, где и как применить УВТ. не дать свалится в критический режим и т.п.

т.е. современный самолет без ЭДСУ не возможен.

кроме всего прочего на самолетах применяют многофункцианальные мониторы, а не электромеханическите приборы, в простонародье будильники, целеуказание шлемом, проекторы, речевые информаторы, дополненную реальность и т.п.

т.е. современные системы управления и пилотирования, управление вооружением это сложный комплекс. вряд ли возможный без применения микропроцессоров. применение таких технологий позволяет максимально разгрузить пилота, для выполнения боевых  задач.

кто здесь пятый?

часто можно слышать на форумах - это машины разных поколений и однозначно приписывают победу в воображаемом столкновении где цифра поколения больше. на деле все не совсем так, точнее совсем не так. вначале перечислим основные требования к 5 поколению истребителей. я перечислю те, которые считаю важными, профессионалы зажмуритесь ;)

  • многофункциональность
  • малая заметность
  • сверхманевренность

ну давайте по пунктам.

многофункциональность - это возможность использовать весь спектр вооружений. ракеты сверх большой, большой, средней и малой дальности класса воздух-воздух, возможность применять оружие класса воздух поверхность для поражения надводных и наземных целей. использовать авиабомбы, противорадарные ракеты. выполнять функции перехватчика и постановщика помех.

чем это обеспечивается. прежде всего возможностями БРЛС, что она способна видеть объекты на земле, воде, воздухе и наводить на них оружие.

малая радио заметность - это свойство затрудняющие обнаружение самолета. для истребителей пятого поколения я слышал цифры 0,3-0,4 м².

достичь этого можно двумя основными способами - конструкцией планера и применением РПМ. кроме того размещение вооружения внутри самолета, а не на внешних подвесках

малая ИК заметность. определяется в основном двигателем. поэтому одно из требований к истребителям пятого поколения бесфорсажный сверхзвук.

сверхманевренность. это не только когда Богдан крутит непонятные фигуры пилотажа, которым названия то еще нет на выставках. это еще и тактические приёмы - быстро выйти выйти на оптимальный угол атаки, быстро занять положение в воздухе гарантирующее тактические преимущества, отскочить в сторону от ракеты.

достигается это как и аэродинамическими свойствам так применением двигателей с УВТ и ЭДСУ.

ну что же теперь можно пройтись по

конкретным моделям истребителей.

как я надеюсь стало понятно, самолет это компромисс между требованиями. например требования аэродинамики могут идти в разрез с требованиями малой заметности. задача конструктора найти баланс или чем недостатки одних решений можно компенсировать другими решениями.

су-27. это до не давнего времени главный хит ОКБ Сухого. машинка получилась очень удачной в том смысле, что хорошо летает. это тяжелый истребитель четвертого поколения. как можно видеть из названия не много функциональный, оборудуется двумя двигателями ал31ф с фиксированным вектором тяги. не смотря на свой вес и отсутствие УВТ это машинка очень проворная. на ней одной из первых были применены концепция неустойчивости (взаимное расположение фокуса подьемной силы и центра тяжести), позволяющая совершать резкие маневры и ЭДСУ в продольном канале, обеспечивающая предсказуемое провидение машины на разных режимах.

чем не пятый.

  • нет многофункциональности
  • очень заметный
  • не сверхманевренный.

су-27м это самолет приспособленный под новые требования, по сути глубокая модернизация советского истребителя Су-27. самое главное отличие это новая БРЛС способная эффективно наводить оружие на наземные и надводные цели, чем обеспечивается многофункциональность. однако лучшая РЛС больше весит в той элементной базе и у самолета появилось ПГО.

самолет оснащается двумя двигателями ал31фт. двигатель оснащен соплом с УВТ. изменение вектора возможно на угол до ±15° в вертикальной плоскости. очень неплохая машинка демонстрировалась на выставках, но денег у МО было мало - так и осталась машинка в куче модификаций и статусе предсерийной.

чем не пятый

  • достаточно заметный

су-35С не смотря на то что я вроде бы перепрыгнул несколько моделей предком су35с является именно су27м. но это совершенно другая машина, она получила другую конструкцию планера, другую БРЛС, другой двигатель. еще немного уменьшенную заметность. АЛ-41Ф1С по сравнению с ал-31ф обладает большей тягой, всеракурсным УВТ, увеличенной эффективностью. большим ресурсом.



су-35

новая элементная база позволили сделать авионику более легкой и компактной, что позволило избавится от ПГО, которое кроме всего прочего и увеличивает заметность.

очень хороший самолет. классифицируется как тяжелый многоцелевой сверхманёвренный истребитель. очень хорошая машинка. из явных недостатков - достаточно дорогой.

су-35СМ впрочем время идет и начинает падать эффективность самолета и его оружия. сейчас основное оружие воздух-воздух су-35с - р77 неплохая ракета, но не самая новая. по имеющийся у меня информации су-35СМ от су-57 должен получить новую БРЛС и улучшенное оружие: ракеты к-77м и р37м. кроме этого самолет должен получить еще несколько улучшений в основном связанных с бортовой электроникой.

сколько плюсиков после 4-ки поставить 35-тому и в каких модификациях решайте сами.

чем не пятый

  • достаточно заметный

су-57М ну вот он наконец основной герой нашего рассказа. изначальная модель - заводской шифр т-50 (су57)самолет много где подвергался критике, то заметность не устраивала то скорость, то индусы из проекта выйдут. однако однако парни из ОКБ Сухого сделали морду кирпичом и постепенно улучшали самолет. до улучшали до су57м.

самолет получил новые значительно более мощные и эффективные двигатели ал51ф1, оснащенные всеракурсным УВТ и с большим межремонтным ресурсом. вроде бы мелочь, но в мирное время большой межремонтный ресурс это важно - достаточно дешевый вылет - можно сохранять подготовленность и налетанность личного состава, что безусловно является плюсом.

при интенсивном военном применении это не так заметно, потому что самолет впринципе не очень долго живет. хотя видимо это уже устаревшая концепция: стоимость и сроки производства машины не располагают к большим их потерям.

кроме того в ОКБ Сухого удалось подружить сверхманевренность, достаточно высокую скорость и малую заметность - не самая простая



су57 с двигателями первого этапа

инженерная задача. кто-то скажет что его драли с f22... нуда они похожи, но не совсем. например российская школа отказывается жертвовать летными характеристиками в угоду малой заметности.

на самолете установлена новая БРЛС с АФАР: обзор задней полусферы X-диапазон, боковой обзор X-диапазон, передний обзор работает в X-диапазоне, в передних кромках крыла в L-диапазоне, что должно обеспечить лучшее обнаружение целей использующих РПМ, улучшить помехозащищенность, самолет получил новую ОЛС.

ну и конечно самое главное отличие от начальной модели - двигатели второго этапа ал-51-ф1. которые наконец-то позволяют самолету уверенно преодолевать скорость звука в бесфорсажном режиме. с двигателями первого этапа это было бы правильно назвать не «сверхзвуком», а «околозвуком».

основное оружие самолета расположено внутри фюзеляжа, чем обеспечиваются требования по низкой радиозаметности. однако имеются точки подвески под крылом. точная цифра заметности не известна. по не которым признакам можно предположить заметность в районе 0,3-0,4 м².

так почему такой хороший самолет не стал основным в ВВС РФ? причин несколько. не смотря на то, что самолет получился значительно дешевле того же f35 примерно в 2,5 раза и его стоимость сравнима с су-35, он все равно остается дорогим самолетом. су-35с хороша машинка сегодняшнего дня. ну а второе в серию су-57 конечно хотелось запустить с двигателем второго этапа.

и вроде бы все было хорошо, но... последние события ограничили доступ к импортной комплектухе. и ал-51ф1 пришлось ждать еще минимум два года.

массовое появление машины в ВВС РФ можно ждать в начале 2025 года. сейчас в ВВС РФ есть су-57 в разных модификациях. но количество их небольшое 10-20 штук. информация по этому вопросу крайне судная. некоторые источники говорят, что  самолеты произведенные после 2024 года постовляются с двигателями ал-51-ф1.

кстати говоря, су57м выглядит немного по-другому:



су-57м

су-57 успел повоевать и в Сирии и на Украине, правда информация об этом крайне скудная и в основном основана на том, что МО не стесняется использовать самолет. сбитые самолеты были конечно весьма так себе - других у Украины просто нет.

например американцы используют прямо противоположный подход. о боевом применении f-22 знают все. правда за весь свой срок службы f-22 сбил только аэростат.

впрочем переживать за судьбу су-57м не стоит. вот уже индусы заговорили про то как они ошибались на счет су-57, а это все плохие американцы их уговорили... ну а теперь очень обзорно о

вражеских машинах.

f16 - довольно старый самолет в изначальной версии с ним должен справляться су-27. достаточно заметный, не облает сверхманевренностью. однако пережил кучу модернизаций, что позволяет назвать его истребителем поколения 4+. интерес к нему возрос с той точки зрения, что весьма вероятно появление на Украине.

сказать что f16 очень хороший самолет... ну f16 в чем-то таком замечен, но не пойман. однако теоретически, если у него найдутся вундерфафные ракеты  воздух-воздух -



f-16

может составить серьёзную проблему.

ракеты воздух-воздух которые должны появится на Украине это AIM-120D эмрэм от Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile. имеют максимальную дальность пуска до 180 км. имеет сложную ГСН, активная радиолокационная ГСН на последнем участке траектории или достаточно малой дистанции. серьезная ракета. f16 может нести 6 штук таких. хотя многие отмечают, что версия D вряд ли будет передана из-за возможности захвата такой ракеты. и склоняются к типам B и C с дальностью 105 км.

ракеты воздух-поверхность которые запрашивает Киев: AGM-158 JASSM. ракета выполнена с применением технологий малой заметности и имеет дальность 370 км, в дальнобойной версии 980 км. масса БЧ  ~450 кг. серьёзное оружие.

хотя применение Storm Shadow видимо с переделанных под такое вооружение су-24 особого фурора не вызвали.

радар f16 тоже может быть разный. в самом худшем случае сравним с радаром су-35. не думаю, что поставят такую дорогую технику, но ничего исключать нельзя.

особенность f16 - нужны хорошие аэродромы. самолеты ОКБ Сухого в этом плане более неприхотливы. а колёсики на f16 напоминают таковые на сумке-тележке. близко расположены, что делает машину неустойчивой на взлетнопосадочной полосе, кроме того воздухозаборники расположены очень низко и легко «засасывают» всякий мусор.

так что тактика раздалбливания аэродромов на Украине имеет смысл. быстро разровнять бульдозером и закидать плитами - такой фокус с f16 не прокатит. так что да, взлетать видимо они будут не с территории Украины.

f35. при взгляде на эту машину многие говорят - так это же як-141. а если вспомнить про вертикальный взлет сходство еще более потрясает. тут правда кто-то скажет: «а на як141 были подъемные



f-35

двигатели.» нуда это так, но если капнуть глубже, то выяснится, что подъемные двигатели на як-141 изначально не планировались, а появились они там не от хороший жизни.

нуда ничего себе сходство, но и это еще не все. як-141 задумывалась как универсальная машина и более того ей планировалось перевооружать ТАКРы. ну это уже не просто сходство - это уже истерика.

однако универсальность сыграла с f35 злую шутку - летает он так себе. его хоть и называют самолетом 5 поколения, но из-за чего? многофункциональность? например у него нет бесфорсажного крейсерского сверхзвука, но это мало кого колышет - все называют его истребителем 5 поколения.

f22 - ну если коротко древний дорогой самолет. не обладает сверхманевренностью. его главная фишка малая заметность. вернее декларируемая малая заметность, т.к. заявлено 0,0001-0,0002 м². ну если читали внимательно то понимаете, что такое возможно только с определенного ракурса и в определенном диапазоне частот.



ф-22

кто-то скажет что там неплохие движки и что тяговоруженность у него хорошая. она действительно хорошая, но есть одно «но». для снижения ИК заметности самолет оборудован щелевыми соплами. а нечто на Земле не проходит бесследно бесплатно. такое решение съедает процентов 10% тяги.   f22 фактически снят с вооружения ибо устарел в хлам.

немного о воздушных боях

как я уже сказал частенько победу в воображаемом столкновении отдают самолету у которого циферка поколения больше. но главное не циферка поколения.

в воздушном бою не так много толку от твоей многофункциональности. даже наоборот лучше заточенность под воздушный бой. т.е. главное не циферки поколения, а возможности, причем применительно к конкретной задаче - воздушному бою.

но даже при таком подходе все не так однозначно. например самолет может иметь средненькое вооружение, но очень хорошую маневренность. если он дожил до дистанции уверенного поражения своим оружием, а противник более неуклюжий - нетрудно догадаться у кого шансов на победу больше.

тоже с малозаметностью - мало первому обнаружить нужно еще нанести неотвратимый удар. т.е. иметь еще хорошую РЛС или необходимую информационную поддержку и соответствующее вооружение.

конечно можно сказать про принцип «первым увидел - первым сбил», но не все так просто. да современное вооружение обладает свойством всеракурсности и значительной степью автономностью, но не забывайте о прогрессе в области противодействия ГСН. т.е. довольно большая вероятность что все закончится старой доброй «собачьей схваткой».

тут еще уместно вспомнить, что я писал про ракеты, но не буду повторятся. давайте пробежимся по наиболее обсуждаемым воздушным дуэлям.

f16 и су35С особо противопоставить f16 нечего. только если найдутся фудервафные ракеты, о чем я уже говорил. су-35С значительно лучше летает.

f35 и су35C - теоретически может противопоставить малую заметность, но мало первым обнаружить нужно еще и первым атаковать. а о фундервафных ракетах мне ничего не известно. кроме того су35С намного лучше летает.

f22 и су-35c - вряд ли еще когда-нибудь столкнутся, но все примерно тоже самое что и с f35.  f-22 теоретически может противопоставить малую заметность. и опять су35С летает лучше. хотя и превосходство не будет таким явным.

вывод. он довольно тривиален. хороший пилот на су-35с способен выпилить из воздушного пространства любые ЛА земного происхождения. чего-то принципиально боятся пилотам не следует, хоть и в шапкозакидательские настроения впадать тоже не стоит. су-35с - возможно лучшая серийная машина. хотя это и не означает что его невозможно сбить - жизнь она разная бывает.

перспективы

что нам ждать от истребителей? но видимо дальнейшей унификации. это связано как с появлением нового оружия так и с прогрессом непосредственно в авиастроении.

еще один путь прогресса это не к ночи будет помянутый AI. давно ходят идеи научить самолет совершать некоторые маневры автоматически. например такие где риск потери пилотом своих кондиций достаточно велик. кроме того можно автоматически уклонятся от ракет, автоматически возвращаться на базу, когда система не может «достучатся» до пилота, использование ЛА беспилотного типа.

хотя... разговоры такие ходят давно и возможно, что если получить соответствующий допуск и почитать полную спецификацию на су-57м - вполне может статься что такие технологии мы там обнаружим.

впринципе разрабатываемый инициативном порядке в ОКБ Сухого су-75  соответствен многим из этих критериев. отличается он от су-57м примерно также как миг-29 отличается от су-27 и если угодно f35 от f22.

т.е. это такой облегченный вариант, позволяющих сократить стоимость владения. была выбрана однодвигательная компоновка, самолет позиционируется как платформа, которую легко адаптировать под нужды заказчика. и кстати вот где AI развернутся.

я бы взял в партнеры компанию яндекс. а чё прикольно: «Алиса, вдарьйка к-77 по этому придурку на  f16 !»

впрочем я думаю все пойдет будет еще смешнее. если в случае автоматизации пилот в принципе решает какое оружие применить, то это вполне можно делать удаленно. с развитием информационных систем обеспечивание закрытого и помехоустоичевого канала связи стало жизненно необходимо. так что я думаю профессия пилота истребителя исчезнет первой.

#ОКБ_Сухого, #авиация, #су_57м, Мысли в слух

Previous post Next post
Up