Психология азартных игр и игрока: юнгианский взгляд

Nov 12, 2019 15:42





Какие процессы происходят в психике игрока во время игры?  Что заставляет его вновь и вновь делать ставки, подвергая опасности  собственное благополучие? Какие силы вырываются из темных и теневых  уголков его души?



В момент азартной игры происходит  снижение уровня сознания и  человек погружается в глубокий океан  бессознательных сил и явлений. С точки зрения юнгианской психологии, та  сила в бессознательном, которая захватывает нашу волю, называется  автономным психическим комплексом, имеющим свой архетипический заряд и  свою энергичную волю к реализации. Какие же комплексы имеют власть над  игроком?

В некоторых случаях можно сказать, что азартный игрок одержим комплексом Мана-личности.  Мана-личность -  это архетип могущественного человека, мага, колдуна,  выдающейся личности, способной повелевать людьми и судьбами. Такие  игроки любят игры, где есть возможность повлиять на ход событий -  например, посчитать вероятность выпадения того или иного числа или  запомнить карты у соперника. В тот момент, когда крутится волчок рулетки  или сдаются карты, человек чувствует себя способным, выражаясь  фигурально, «схватить бога за бороду» - превзойти обыденность и стать  равным небожителями. Выигрыш является зримым подтверждением власти и  могущества такого игрока.

В каком-то смысле, можно сказать, что  игроком, одержимым Мана-личностью, движет жажда духовности,  инстинктивное стремление выйти за рамки и ограничения физической  реальности. Игра в этом смысле -  такой же путь получения духовных  даров, как и наркотик. И также, как и наркотик, она имеет свою роковую  цену -  жизнь и здоровье человека.

Еще одним архетипический комплексом, вовлекающим человека в круговорот игры, является Пуэр  - «вечный ребенок». Пуэр или, в женском варианте Пуэлла, стремится к  сильным впечатлениям без излишней рационализации. Игра ради игры.  Игра  как удовольствие, не зацикленная на получении выгоды или практической  пользы. Игра как риск, противостоящая безопасности и комфортности  обычной жизни. Игра как снятие груза ответственности, как передышка от  взрослой жизни, с её ограничениями и условностями.

Игрок,  которого толкает в круговорот игры этот комплекс, не так сосредоточен на  выигрыше, как игрок с Мана-комплексом. Скорее всего ему нравится сам  процесс игры, той эмоциональной легкости и куража, которые она ему дает.

Юнгианский  аналитик Билли Курри, в своей работе "Госпожа Удача. Юнгианский анализ  игры и игрока" отмечала также родительский аспект в фигурах, отвечающих  за ход игры -   Отца Рока и Госпожи Удачи. Игрок  пытается избежать отцовского гнева -  рокового проигрыша и стяжать  благосклонность матери -  Госпожи Удачи. Бросая кости,  он стремится  поймать любящий взгляд матери, прильнуть к ее благодатной груди, полной  молока. Такие игроки, как правило, имеют оральный комплекс  в структуре характера в виде недокормленного младенца, отчаянно  нуждающегося в материнской заботе и ласке. Они ждут от мира «чудес» в  виде внезапного выпадения «джек-пота», который избавит их от власти  строгого Отца, принуждающего к монотонной дисциплине и регулярному  труду.

Если вы хотите узнать какой архетипический комплекс движет  вами, познакомиться ближе со своим внутренним игроком и ослабить его  влияние на вас,  подумайте, что придаёт вам энергии, что зачаровывает в  игре - чувство власти и могущества, ощущение праздника без обязательств,  риска и азарта или же жажда быть насыщенным и обогретым Госпожой  Удачей? А может быть что-то еще?

В каких сферах жизни, вы могли бы  задействовать своего внутреннего игрока, для каких дел он мог бы стать  хорошим ресурсом и опорой? А в каких сферах лучше было бы обойтись без  него?

И да прибудет с вами Госпожа Удача!

архетипы, комплексы

Previous post Next post
Up