Первая и
вторая части.
Краткое содержание предыдущих серий: регион Восточной Азии принципиально отличается от основных конкурентов (Северная Америка и Европа) двумя характеристиками - обеспеченностью углеводородами и (главное!) своим местом в текущем мировом разделении труда. Соответственно, принципиально иной характер будут носить и предстоящие (в случае распада глобальной экономики на панрегионы) изменения. При этом мощь и единство Китая, в данный момент однозначно доминирующего в регионе, поддерживаются его ролью "мировой фабрики", и при развале единого всемирного рынка экономика КНР испытает катастрофический спад. Борьба за занятие верхнего уровня в региональном проекте ожидается крайне ожесточённой и будет вестись между отдельными частями нынешнего Китая, Японией, Тайванем и (возможно) Кореей. Единоличная победа одной из перечисленных сил весьма маловероятна.
Тут, конечно, красиво бы смотрелся подробный разбор шансов каждого из потенциальных претендентов, с описанием возможного хода событий и уверенным выводом - "С вероятностью 59,65% карта опорных точек региона будет иметь вид Токио-Чунцин-Тайбей, запасной вариант (18,98%) - Гонконг-Сингапур-Сеул-Шанхай". Но увы - кто в итоге победит, не известно никому, слишком много тут разных факторов, да и просто элемента случайности. Не исключён даже (хотя, ИМХО, и маловероятен) вариант, при котором соперники ослабят друг друга до такой степени, что самостоятельного центра силы в регионе не сформируется вовсе, и отдельные его части будут раздёрганы другими проектами в качестве вкусной и ценной добавки. Остаётся лишь традиционное "Будем посмотреть".
Посему, третья (и заключительная часть) будет посвящена частной проблеме взаимодействия данного панрегионального проекта с периферийными соседями. Благо, мы сами к ним относимся, так что тема достаточно актуальна.
Понятно, что это взаимодействие будет определяться тем же набором факторов (ну, помимо, собственно, географии конечно), что определяет общую специфику [потенциального] проекта. Начнём с ресурсов.
Довольно широко распространено мнение, что усиленное проникновение Китая в Среднюю Азию и его внимание к российскому сырью являются попытками приобрести некую "страховку" на случай силового перекрытия конкурентами морских перевозок. На мой взгляд, смысла в данной трактовке лишь чуть больше, чем нет вообще. В случае реально полномасштабной войны логистика (что морская, что сухопутная) будет разгромлена/остановлена в любом случае. При куда более вероятной "гибридности" активных действий трубопроводы, идущие через густонаселённые азиатские области, принципиально незащитимы. Несколько лучше ситуация с трубами, идущими по почти безлюдной тайге/степи - с учётом развития технологий, при соответствующих (очень больших) вложениях степень их защищённости от противника вида "мудак с рюкзаком тротила" может быть доведена до приемлемого уровня. В любом случае, обеспечивать безопасность точки (танкер, порт) на порядки проще, чем прямой (трубопровод).
Ещё один немаловажный момент - трубопровод идёт к кому-то конкретному, а вот танкер может плыть куда угодно. С учётом грядущей ожесточённости борьбы за лидерство и полного отсутствия нефтегаза в претендующих на это лидерство регионах, идея обрубить сопернику доступ к среднеазиатской/российской нефти напрашивается сама собой. Несколько смягчает ситуацию то, что экономика РФ завязана на депрессивный, отстающий северо-восточный Китай, которому выбиться в хозяева проекта не светит в любом случае. Впрочем, кто сказал, что конкуренция за место в "промышленном" эшелоне проекта будет менее ожесточённой? Правильно, никто. Причём будет всё очень "на тоненького", так что спина своего верблюда будет тщательнейшим образом отряхиваться от соломинок, перебрасываемых затем соседским животинам.
Идём дальше. На фоне отпадения большей части рынков сбыта в экспортоориентированных экономиках региона ожидается сильнейший спад, так что в отношении оставшихся [потенциально] доступными рынков будет действовать принцип не "сгорел сарай, гори и хата", а "курочка по зёрнышку клюёт". И подметаться зёрнышки, опять же, будут самым тщательнейшим образом, под ноль. Нынешнее "саранчовое" поведение тех же китайцев покажется образцом приличия. С другой стороны, очень жёстко будут подавляться и попытки проникновения в регион по "верхнему" уровню разделения труда, ибо своих претендентов хватает с большим запасом.
Из прочего имеет смысл отметить два момента - 1) склонность элит "континентально-китайского блока" претендентов к обустройству "запасных аэродромов" в странах западной модели общественного устройста 2) присущий народам (культурам?) региона недостаток изобретательности (в научно-техническом плане).
Что из всего вышеизложенного получается?
Предприниматель из Уханя на деловой встрече в Самарканде
Прежде всего, что ничего особо хорошего русских с этой стороны не ждёт.* Обдирать будут до базальтового слоя, причём во всех смыслах - ресурсном, кадровом (научн.-тех.), технологическом. Разумеется, не останется без внимания и внутренний рынок РФ - в масштабах региона он является весьма заманчивым кусочком (заманчивость будет сокращаться по мере дальнейшей деградации, но всё-таки). Из хорошего - долгосрочный миграционный поток в сторону РФ представляется крайне маловероятным, счастья будут искать в богатых прибрежных мегаполисах (тех, что выбьются в победители), а не у нас. Это не отменяет наплывов беженцев от каких-то локальных ахтунгов, вроде того, что Вавилов прогнозирует для Манчьжурии. В общем и целом, РФ, скорее всего, станет** сырьевым придатком для 2-3 второразрядных игроков. При этом, в отличие от проекта
Рейха, сохранение политической целостности РФ (при общей её слабости) скорее будет восприниматься положительно.
Средняя и Юго-Восточная Азия имеют схожие перспективы. В чём-то получше (за счёт климата и логистики), в чём-то похуже (за счёт специфики человеческого капитала),*** но, в любом случае, ничего сильно интересного. Сколь-нибудь привлекательных перспектив не просматривается от слова совсем.
Куда любопытнее перспективы Австралии. Она практически однозначно (если только китайцам не удастся удержать Африку) будет чрезвычайно важна для успеха регионального проекта в целом. При этом, в зависимости от тактических раскладов (и ловкости самих австралийцев), важность эта будет иметь самые разнообразные практические последствия - от нового слоя облицовки в Проливе-с-железным-дном до Австралии как главного выгодоприобретателя проекта (в материальном плане, политическим лидером Канберра не станет, разумеется). Исходя из общих соображений, шансы страны кенгуру на статус местной Англии или Швейцарии тем выше, чем более далёкими от текущих западных стандартов будут общественно-политические модели лидеров проекта.
Как-то так.
*Впрочем, ничего особо хорошего нас не ждёт в любом случае и со всех сторон. Да и не особо...
**Либо её восточная часть
***Я, на удивление, ничего уничижительного в данном случае не подразумеваю - просто несовпадение "по фазе" того, что есть с тем, что пользуется спросом "в столицах". А того, что есть, "в столицах" у самих избыток.