Логическое (ну, мне так кажется, по крайней мере) развитие постов про
IT-индустрию и
экономические последствия карантинного психоза. Тема достаточно специфична, так что интересна будет далеко не всем.
Поскольку я предполагаю два основных сценария (с точкой бифуркации в районе 20 мая), то и перспективы IT имеет смысл рассматривать в их рамках.
Сценарий первый, со прекращением карантина (прежде всего в США, хотя их одних, конечно, не хватит) до критического срока. Наиболее вероятный вариант развития событий в таком случае - общее падение мировой экономики* в течение следующих двух-трёх лет на 20-40% (оценки есть разные, но из попадавшихся мне на глаза наиболее адекватные лежат в этом диапазоне), при этом мощный приток капиталов и (с некоторым временным лагом) мозгов в США.
Соответственно, наиболее адекватной стратегией для работающих на мировой рынок IT-компаний** в этом случае будет заблаговременная концентрация усилий на удержании существующей (а при очень благоприятном развитии событий - её увеличение) доли американского рынка, при этом уровнем прибыльности, скорее всего, придётся пожертвовать. В части остального мира разумным будет отраслевой анализ, поскольку достаточно очевидно, что глубина падения в разных отраслях будет отличаться очень сильно. Проблема заметного снижения платёжеспособного спроса проявится в любом случае, и к этому надо готовиться. Имеет смысл и заранее задуматься об удержании особо ценных сотрудников от переезда.***
Второй сценарий, при котором карантин до конца мая снят не будет, предполагает развал (не сразу, понятно, но, скорее всего, в пределах трёх лет) единой мировой экономики на несколько региональных рынков. При всей популярности данной гипотезы, сколь-нибудь обоснованные оценки экономического обвала на этот случай отсутствуют (во всяком случае, я таковых не видел). Сугубое ИМХО - при самом щадящем развитии событий падение составит не менее 50% в перспективе трёх-пяти лет.
В данном сценарии компаниям, желающим продолжать работать с клиентами по всему миру, имеет смысл заранее задуматься о создании "прокладок" (хотя бы) в формирующихся панрегионах, ибо из общесистемных соображений достаточно очевидно, что движение денег через границы регионов со временем будет встречать всё большие препятствия. Как, впрочем, и вообще работа в "чужом" регионе. В долгосрочной перспективе целесообразным представляется уделить большее внимание локализации продукта (там, где это возможно, конечно). Падение платёжеспособного спроса во втором варианте будет существенно глубже и продолжительнее, что необходимо учитывать при планировании.
"Удалёнка". Отдельно хотел бы остановиться на перспективах компаний, создающих продукты для удалённой работы (учёбы, продаж, etc). Полагаю, что нынешний всплеск спроса (значительная часть которого платёжеспособна весьма умеренно) является кратковременным. Идея "люди привыкнут к удалёнке, или хотя бы на всякий пожарный будут держать в загашнике средства для неё" представляется неочевидной.
Концепция "мира на полукарантине", в котором элиты используют угрозу "эпидемии" как средство контроля масс, очевидно противоречит логике первого, оптимистичного сценария. Что касается "обзаведения на всякий случай", то оно, конечно, до какой-то степени будет иметь место. Но предстоящие экономические сложности сильно урежут осетра в плане бюджетов, которые клиенты будут готовы потратить "на всякий случай".
Во втором сценарии какие-то элементы карантинного психоза вполне могут сохраниться (по крайней мере, в отдельных регионах). Но необходимо учитывать два момента: а) сильнейший экономический спад в этом сценарии б) отрасль перейдёт из разряда текущего "ну да, есть такие" в разряд стратегических, что повлечёт за собой неизбежное внимание государств к её регулированию/контролю. Скорее всего, "прокладками" в этом случае отделаться уже не получится, придётся всерьёз "укореняться" в каждом регионе, где есть желание работать.
Как-то так.
*При этом надо понимать, что это среднебольничный показатель, включая морг и реанимацию.
**Каковых куда больше, чем многие думают. Контора из какого-нибудь Урюпинска с полусотней сотрудников (включая уборщиц) вполне может продавать свой узкоспециализированный продукт по всему миру через "прокладку" (почтовый ящик + банковский счёт + договор о бухгалтерском/юридическом обслуживании) в каком-нибудь Дэлавере.
***Поскольку на РФ, в силу субъективных обстоятельств, кризис повлияет сильнее, чем в среднем по миру, отсюда будут валить не только в США.