Музей железнодорожной техники в С-Петербурге.

Feb 07, 2013 15:50

Музей железнодорожной техники имени В.В.Чубарова (он же "Музей паровозов") расположен на путях закрытого Варшавского вокзала, в котором сделали торгово-развлекательный комплекс "Варшавский Экспресс". Вокзал закрыли 15 мая 2001 года, переведя все пригородные поезда и поезда дальнего следования на другие вокзалы города. Помнится пару раз с него ездил на электричке, когда был совсем маленький. Уже тогда он был довольно обшарпанный и мрачный. Денег на реконструкцию не было, поэтому его отдали инвестору. Давно хотел посетить музей, но как-то все время дело не доходило, а тут так совпало, что в "Варшавском Экспрессе" проходил турнир по керлингу, в котором я принимал участие, поэтому решил посетить экспозицию, тем более что цена входного билета составляет всего 60 руб.

Справка:
"Музей носит имя бывшего начальника Октябрьской дороги, почетного железнодорожника, Героя социалистического труда, первого директора Центрального музея дороги Владимира Васильевича Чубарова, положившего начало работам по созданию Музея железнодорожной техники. Основу экспозиции составили натурные образцы железнодорожной техники, собранные Октябрьской дорогой в связи со 150-летием отечественных железных дорог. Коллекция музея постоянно пополняется, в настоящее время насчитывается около 150 единиц подвижного состава."

1) Итак, виртуальная экскурсия по музею.




2) Товарный паровоз Эш 4444. Конструкционная скорость 65 км\ч. В 1921-1924 гг. по советскому заказу в Германии и Швеции было построено 1200 паровозов серии Э, получивших соответственно обозначение Эг (700 шт.) и Эш (500 шт.). Паровоз Эш 4444 построен заводом Нюдквист и Гольм в 1922 г. В годы войны входил в состав колонны паровозов особого резерва и эксплуатировался на прифронтовых линиях.


3) Танк-паровоз Ь 2023 (справа). Конструкционная скорость 45 км\ч. Один из старейших локомотивов, сохранившихся в России, построен Коломенским заводом для Владикавказской ж.д. в 1897 г. До середины 1980-х гг. работал в депо Грозный Сев.-Кавказской ж.д.


3) Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Максимальная дальность стрельбы 30 км. Скорострельность 2 выстр\мин. Построена на Николаевском государственном заводе имени А. Марти в 1938 г. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария».


4) Участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. С июня по декабрь 1941 г. принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий линкора «Александр III», закупленных в Бизерте (Сев. Африка). Состояли на вооружении до 1991 г., списаны в 1999 г.


5) Красный справа- опытный тепловоз системы Я.М. Гаккеля Гэ1 (позднее Юэ №002, Щ-ЭЛ-1, Щэл 1). Конструкционная скорость 75 км\ч. Изготовлен ленинградскими заводами «Балтийский судостроительный» и «Красный путиловец» в 1924 г. Является первым отечественным тепловозом. Проходил испытания на Московско-Курской ж.д. в 1926-1927 гг. С 1934 по 1941 г. использовался на Южной ж.д. в качестве электростанции.


6) Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ). Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в «КБ» Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин. В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов.


7) Тепловоз ДМ62. Конструкционная скорость 100 км\ч. Сконструирован на основе тепловоза М62, выпускавшегося для МПС СССР, строился специально для работы с БЖРК в 1982-1994 гг. Основные отличия от тепловозов М62: бесчелюстные тележки, датчики контроля нагрева буксовых и моторно-осевых подшипников, автоматический пуск дизеля, светомаскировочные щиты, фильтро-вентиляционная установка с патрубком для противогазов, система дозаправки топливом от вагона-цистерны поезда БЖРК, возможность работы по системе многих единиц независимо от места в составе поезда БЖРК. Построен на Ворошиловоградском заводе в 1983 г.


8) Скоростной электропоезд ЭР200-1. Конструкционная скорость 200 км\ч. Построен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. Находился в регулярной эксплуатации на линии Ленинград - Москва с марта 1984 года по ноябрь 2006 года.


9) Еще недавно я ездил на нем в Москву и обратно, время в пути составляло 4 часа. Была еще "Аврора", она ехала чуть медленней в районе 5,5 часов. Непонятно зачем поставили в музей сравнительно современный комфортабельный поезд. Сейчас их заменили поезда "Сапсан".


10) Грузовой паровоз ЛВ18-002 (ОР18-002). Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен Ворошиловоградским паровозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1953 г. Работал на Московско-Рязанской и Северной железных дорогах до 1982 г. Использовался в качестве котельной предприятия «Комиавтострой».


11)


12) За будкой машиниста расположен тендер - специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива (например, угля). Бак тендера - емкости для воды, которые располагаются вдоль стенок тендера.


13)


14) Тепловоз Да20-09. Конструкционная скорость 96 км\ч. Построен в 1944 году заводом АЛКО (Американская Локомотивостроительная Компания, США). Тепловозы Да начали эксплуатироваться с 1945 г. на Ашхабадской ж.д., работали на Северо-Кавказской ж.д.


15)


16) Пассажирский паровоз П36-0251. Конструкционная скорость 125 км\ч. Построен Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Последний пассажирский паровоз построенный в России. Работал на Куйбышевской, Северной, Дальневосточной ж.д. С 1982 г. использовался в качестве котельной на заводе «Дальводреммаш» в г. Уссурийске.


17) Пассажирские паровозы отличаются от грузовых размером колес. У грузовых маленькие, у пассажирских - большие.


18) Колесо паровоза серии П36. Оцените размеры.


19)


20) Грузовой тепловоз ТЭ3-1001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Коломенским заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Работал на Северо-Кавказской ж.д.


21) Пассажирский паровоз Су 253-15. Конструкционная скорость 115 км\ч. Построен заводом «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в 1950 г. Работал только на Октябрьской ж.д. в депо Дно, Ленинград-Сортировочный-Витебский, Великие Луки, Новгород. Использовался с 1976 г. в качестве котельной на асфальтобетонном заводе в поселке Прибрежный Калининградской обл.


22) Размер колес тоже внушительный.


23) Промышленный паровоз 9П-15387. Конструкционная скорость 35 км\ч. Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1953 г. Паровозы 9П предназначались в основном для работы на подъездных путях промышленных предприятий. Использовались также в локомотивных депо, т.к. благодаря небольшой длине хорошо подходили для работы на поворотном круге. Строились в 1936-1957 гг.


24) Вот здесь видно сравнительный размер колес пассажирского паровоза и грузового.


25)


26) Снегоочиститель двухосный однопутный системы инженера Бьерка. Построен Сормовским заводом в 1921 г.


27) Грузовой тепловоз ТЭ2-414. Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским тепловозостроительным заводом в 1954 г. Работал на Западно-Казахстанской, Октябрьской ж.д.


28) Грузопассажирский тепловоз ТЭ5-20-03 (опытный образец). Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения в 1948 г. Является модификацией тепловоза ТЭ1 для работы в условиях Крайнего Севера. Работал на Московско-Курской, Северной, Оренбургской и Туркестано-Сибирской ж.д.


29) Грузовой паровоз Л 2298. Конструкционная скорость 80 км\ч. В период с 1945 по 1955 г. Коломенским Ворошиловградским и Брянским заводами построено 4199 шт. паровозов данной серии. Паровоз Л 2298 построен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953 г. в честь XII съезда ВЛКСМ.


30)


31)


32)


33) Грузовой паровоз ТЭ 6769. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом Флоридсдорф (Австрия) в 1943 г. для Германии. Поступил в СССР в качестве военного трофея. Переделан с западноевропейской (нормальной) на широкую колею на заводе Бухарест-Гривица (Румыния) в 1950 г. Работал на Одесско-Кишиневской, Литовской, Белорусской ж.д.


34) Танк-паровоз ТТ-1770. Конструкционная скорость 65 км\ч. Построен на заводе Юнга в Германии в 1913 г. Тип Т9.3 Прусских королевских железных дорог, впоследствии серия 91 железных дорог Германии. Паровозы серии 91 поступили на железные дороги СССР в ходе второй мировой войны и получили обозначение серии ТТ - «Трофейная трехпарка». В чем отличие танка-паровоза от обычного паровоза: танк - паровоз не имеет тендера, вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве.


35) Грузовой паровоз Еа 2201. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен заводом Baldwin в 1944 г. для СССР по ленд-лизу. Работал с 1944 г. на экспериментальном кольце ЦНИИ НКПС под Москвой, с 1955 г. на Дальневосточной ж.д.


36) Электровоз промышленный двухосный. Построен Подольским крекинго-электровозостроительным заводом (механическая часть) и электромашиностроительным заводом «Динамо» (электрическая часть) в начале 1930-х гг. Работал на подъездном пути Московского электролампового завода до 1986 года, где был обозначен номером 4. Старейший сохраненный отечественный промышленный электровоз.


37) Грузовой электровоз Cc-14. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен в 1933 г. В 1932 г. в СССР для работы на Сурамском перевале Закавказской ж.д. поступили 8 электровозов С, построенных американской фирмой Дженерал Электрик. Заводы Коломенский и «Динамо» построили в 1932-1934 гг. 21 аналогичный электровоз Сс (Сурамский Советский). Эти локомотивы стали первым типом магистрального электровоза на железных дорогах СССР. С 1950-х гг электровозы оснащались новых электрооборудованием и получали индекс «М» (модернизированный).


38) Грузовой паровоз Сом17-1137. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Харьковским заводом им. Коминтерна в 1938 году. Первоначально был оборудован вентиляторной тягой и тендером-конденсатором. Работал на Западной, Южно-Уральской, Рязано-Уральской, Омской, Северо-Кавказской, Октябрьской железных дорогах до 1963 года.


39) Товарный паровоз Ел 534. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Американской паровозостроительной компанией (АЛКО) в Скенектеди в 1917 году. Всего американскими заводами в период 1915-1918 гг. для России было изготовлено около 1000 паровозов типа 1-5-0 серий Еф, Ес, Ек, Ел.


40) Грузовой паровоз Эр 750-04. Конструкционная скорость 65 км\ч. Выпущен в 1943 г. Паровозы серии Эр 750 построены Коломенским заводом в 1943-44 гг. в количестве около 22 шт. с использованием котлов пассажирских паровозов Су, постройка которых не была завершена в 1941 г. из-за начала Великой Отечественной войны. В дальнейшем послужил прототипом для многочисленных паровозов Эр послевоенной заграничной постройки.


41) Вагон без опознавательных табличек.


42)


43) Служебный салон-вагон китайско-восточной железной дороги. Построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в г.Рига для Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1902 г. Имеет конструкцию кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками из толстых железных листов, в связи с чем вагоны данного типа иногда назывались «бронированными». С 1935 по 1945 гг. КВЖД эксплуатировалась под японским надзором, с большой вероятностью можно утверждать, что в этот период император Манчжоу-Го Пу И использовал вагон для служебных и частных поездок. В конце 1940-х гг. возвращен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.


44) Пассажирский паровоз С.68. Конструкционная скорость 115 км\ч. Сохранился в единственном экземпляре. Исключен из из инвентаря МПС в 1960 г. и использовался в качестве котельной на московском заводе железобетонных изделий.


45) Товарный паровоз ОД 1080. Конструкционная скорость 55 км\ч. Построен Брянским заводом в 1900 году для Екатерининской железной дороги.


46) Грузовой паровоз СО17-2413. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Красноярским паровозостроительным заводом в 1948 г. к юбилею 30-летия ВЛКСМ. Работал на Пермской, Октябрьской ж.д.


47)


48) Пассажирский тепловоз ТЭП80-002. Построен в г.Коломна в 1990г. Быстрейший тепловоз в мире, в 1993г. разогнался до скорости в 271 км/ч. В музей передан в 2007 году.


49) Пассажирский электровоз ЧС2-023. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен в 1962 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для советских железных дорог.


50)


51) Пассажирский электровоз ЧС200-002. Конструкционная скорость 200 км\ч. Электровозы ЧС200 №№ 001 и 002 построены в 1975 г. заводами Шкода в Чехословакии для вождения скоростных поездов на линии Москва-Ленинград и стали первыми двухсекционными пассажирскими электровозами железных дорог СССР. В дальнейшем в 1979 г. последовала постройка 10 электровозов ЧС200 №№ 003-012, эксплуатирующихся по сей день и существенно отличающихся от прототипов.


52) Головной вагон дизель-поезда Д1 719-3. Конструкционная скорость 120 км\ч. Число мест - 77. Построен в 1984 г. на заводе Ганц-Маваг (Венгрия) для советских железных дорог.


53) Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1977 г. Работал в депо Орша Белорусской ж.д.


54) Моторный головной вагон электропоезда ЭР10 -206. Конструкционная скорость 130 км\ч. Количество мест для сидения - 112. Построен Калининским вагоностроительным и Рижским электромашиностроительным заводами в 1961 г. Работал на Московской железной дороге.


55) Пассажирский тепловоз ТЭП10-163. Конструкционная скорость 140 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В.А. Малышева в 1965 г. Работал на Приволжской, Горьковской ж.д.


56) Пассажирский тепловоз ТЭП60-0190. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1967 г. Работал на Октябрьской ж.д.


57) Маневровый тепловоз ТЭМ1-0026. Конструкционная скорость 90 км\ч. Построен Брянским машиностроительным заводом в 1959 г. Эксплуатировался на Октябрьской ж.д. Один из первых маневровых тепловозов на Октябрьской ж.д.


58)


59) Пассажирский тепловоз ТЭ7-013. Конструкционная скорость 140 км\ч. Спроектирован на основе грузового тепловоза ТЭ3 для вождения скорых пассажирских поездов. Тепловозы строились Харьковским тепловозостроительным заводом с 1957 г. Выпущено около 100 шт. Эксплуатировались на Октябрьской, Северной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Львовской ж.д. Обслуживали скорые и пассажирские поезда на участке Ленинград - Москва, Москва - Киев и др.


60) Тепловоз-электростанция ТГ3-016. Построен заводом “Jenbacher Werke” (Австрия) в 1960 г. Оборудован трехфазным генератором мощностью 300 кВт для питания путевых машин.


61) Маневровый тепловоз ВМЭ1-043. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом “Ganz-Mavag” (Венгрия) для СССР в 1956 г.


62) Грузовой электровоз ВЛ23-001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом им. С.М. Буденного в 1956 г. Работал на Томской, Западно-Сибирской, Октябрьской железных дорогах.


63) Красный слева - Грузовой тепловоз М62-1. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Луганским тепловозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1964 г. Работал на Юго-Восточной, Средне-Азиатской, Львовской, Октябрьской ж.д.


64) Грузопассажирский тепловоз ТГ102-153/169. Конструкционная скорость 120 км\ч. Построен Ленинградским тепловозостроительным в 1963 г. Работал в депо Ленинград-Сортировочный-Витебский до конца 70-х годов.


65) Пассажирский электровоз ЧС4-012. Конструкционная скорость 180 км\ч. Построен в 1967 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для железных дорог СССР. Эксплуатировался на Московской, Юго-Западной и Приволжской ж.д.


66) Автомотриса 4х-осная АВ 758. Конструкционная скорость 110 км\ч. Количество мест для пассажиров: мягких - 24, жестких - 28. Изготовлена в Румынии на заводе Малакса в 1939 г. На советские ж.д. поступила во время войны 1941-1945 гг. Использовалась руководством Октябрьской ж.д. до 1989 г.


67)


68) Здание бывшего Варшавского вокзала.


На этом все. Музей рекомендую к посещению. Есть информация, что экспонаты музея не очень хорошо переносят нашу питерскую погоду, поэтому для них строят в районе Балтийского вокзала новое помещение под крупнейший музей железнодорожной техники под крышей.

olympus e-520, фотография, прогулки по городу, зима, zd 14-42 f/3.5-5.6, музей

Previous post Next post
Up