(no subject)

Oct 02, 2009 10:37

.



Полгода назад бюджет науки 2009 г., утвержденный в прошлом году Госдумой, сократили на 39
млрд.руб. Это факт. Столь же очевиден факт, что около 2,5 млрд. из них не досчиталась РАН
(с каждого из сотрудников РАН «сняли» по 30 тысяч рублей).

Чтобы как-то замаскировать эту очевидность, говорили, что секвестирование бюджета рф не тронет
зарплату в РАН. Но эти 2,5 млрд. «незарплатных» расходов институтам РАН все равно в
значительной части пришлось нести, но за счет других источников средств (например,
хоздоговоров, из которых могли бы платить заметную долю той же зарплаты, теперь не стало). Да и
с хоздоговорами не все гладко. Это договора по прикладным и оборонным исследованиям, бюджет
которых также заметно подрезан - второй механизм сокращения зарплаты в РАН, появившийся в связи
с антикризисной Программой Правительства.

В настоящее время 70% расходов в бюджете РАН составляет заработная плата. Если еще учесть
обязательные траты, связанные с оплатой эксплуатационных услуг, то средств на сам научный
процесс: закупку современного оборудования, материалов, организацию экспедиций и изыскательско-
внедренческие работы - практически не остается, притом что в российскую науку вкладывается трое
меньше, чем 3-4% валового внутреннего продукта, утверждённых практикой создания и
функционирования современной эффективной экономики - практикой становления лидеров мировой
экономики.

Академику В.Черешневу на его депутатский запрос отвечали, что бюджет науки не снижается, а
увеличивается… в частности по РАН на 14% по сравнению… с 2008 годом.
Для тех, кто не отслеживает ситуацию, скажу: Фактически, это не так.
Почему-то в своих рассуждениях "забывают", что бюджет 2008 года и статьи расходов на науку не были
стабильными в течение прошлого года. Если увеличение зарплат бюджетникам на 14% с февраля 2008г
вошло в интеграл годичного финансирования 2008 г. почти в полном объеме (но, строго говоря, не
совсем), то уже практическое удвоение зарплат научным работникам со второго полугодия в бюджете
2008 г профинансировано лишь половиной требуемой нынче суммы, а последняя прибавка фонда оплаты
труда на 30% бывших ЕТСников, последовавшая в декабре прошлого года, была профинансирована
бюджетом 2008 года лишь на 1/12 часть потребной в этом году суммы, впрочем заложенной в прежней
версии секвестрируемого бюджета.
Несложная арифметика с приложением данных по численности соответствующих категорий работников
РАН мгновенно покажет, что никакого увеличения бюджета РАН уже нет и в помине - только
отработка прошлогодних уже состоявшихся повышений, не говоря уж об инфляции или обещанном всем
бюджетникам увеличении зарплат в 2009 г еще на 30%.
Цифры
Цифры
Цифры
Прошедшие полгода вносились поправки в фз о бюджете рф 2009г. Ситуация принципиально не изменилась.
Также как и урезаемого бюджет теперешнего года, план 2010 г содержит сокращение финансирования
РАН на ~10-15%, что прибавится к ~40% сокращения научных программ Минобрнауки.

Считаем, что наряду с обеспечением изменений в правовом и нормативном поле, необходимых для
создания благоприятной обстановки в науке (например, фиксация незыблемости имущественного
комплекса науки, корректировка ФЗ-94 о закупках, совершенствование процедуры конкурсного
финансирования, завершение формирования правового статуса РАН и т.п.). В Федеральном бюджете РФ
на 2010 и последующие годы должно быть предусмотрено существенное увеличение государственной
поддержки научной сферы с доведением к 2015 году до 3% ВВП. Полагаем, что дополнительные
средства в 2010г. должны быть в первую очередь направлены на:
- значительное (минимум в два раза по сравнению со средствами, заложенными в бюджет 2009г.)
увеличение финансирования собственно научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
и научно - техническое переоснащение институтов;
- индексацию средств, выделяемых на зарплату сотрудников и содержание институтов, в соответствии с реальной инфляцией.

Для того, чтобы решать проблему кадров в российской науке необходимо:
- сохранение и развитие программ Минобрнауки и РАН кадровой направленности;
- открытие дополнительных бюджетных ставок для приема молодежи в институты РАН;
- увеличение стипендий аспирантов до 8500 руб;
- решение жилищных проблем работников науки;
- решение проблемы пенсионного обеспечения ученых.
Главным приоритетом должен быть учёный. Мы должны все преобразования, как я считаю, начать с
рассмотрения вопроса: что реальные преобразования дают конкретному учёному, аспиранту и
студенту. Потому что иначе результата не будет. Действительно, распилят бюджет, и всё
останется, по сути, тем же. Важнейшую роль, естественно, играют государственные органы,
ответственные за реформы науки.
Один пример, который любит приводить завкаф теории фунций и функана мехмата МГУ Борис
Сергеевич Кашин: "Мы в академии наук развили финансовую математику. Вышли на мировой
уровень. Наши кадры сейчас работают на Западе. Уехали те, кого воспитали мы на мехмате МГУ.
Академия наук писала в Правительство: привлеките учёных к разработке пенсионной реформы.
Осипов (президент РАН - agathos12345) писал. Отослали в Правительство. Всё. Заморозили.
Сейчас пенсионная реформа обанкротилась. Опять новый закон в Думе лежит, где практически
опять внедрению науки ставятся барьеры. Это говорит о том, что есть сферы, где инновации
можно без затрат осуществить ->>> Должна быть политическая воля.
(пара слов о политике ^__^
из роликов всех партий мне понравился вот этот >>)

.
Previous post Next post
Up