May 15, 2014 18:38
II. Пермь XX века
Стратегия социально-экономического развития Перми до 2030 года документально оформляет понимание того, что такое комфортная городская среда «по-пермски». Это довольно типовой набор направлений деятельности, свойственный городам эпохи индустриальных отношений:
- Повышение уровня благоустройства территории города Перми.
- Озеленение территории города Перми, в том числе путем создания парков и скверов.
- Приведение в нормативное состояние и развитие дорог общего пользования и дорожных сооружений.
- Создание качественной и эффективной системы уличного освещения.
- Обеспечение территории города Перми ливневой канализацией.
- Повышение эффективности в организации и функционировании мест паркования (стоянки) транспортных средств.
- Приоритетное развитие общественного транспорта.
- Перевод на использование природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб.
- Восстановление нормативного состояния и развитие объектов ритуального назначения.
В целом, такой подход можно охарактеризовать как «усредненно негрязно», или то, что можно назвать «казенным благоустройством»: когда все преобразования выглядят излишне формализовано, догмат поддержки формы преобладает над развитием содержания и т.д. Все перечисляемые в городской стратегии конкретные направления повышения комфорта городской среды не имеют базы в виде четкого определения, объясняющего его концептуальную модель
Такое излишне материализованное представление о городской среде свойственно для города эпохи индустриальных отношений, то есть города не для людей, а для машин, города не для жизни, а для работы.
Пермь XX века - типичный индустриальный город, для которого характерна высокая степень концентрации промышленности, жизнь которого зависит от работы нескольких крупнейших предприятий. К числу приоритетных отраслей относится добывающая и обрабатывающая промышленность, при этом город обладает развитой промышленной инфраструктурой - по факту, в ущерб прочим городским функциям. Транспортная инфраструктура Перми XX века также сформирована исходя из приоритета потребностей предприятий и уже не справляется с современными транспортными, пассажирскими и грузовыми потоками. Городская среда в таком городе обладает низким качеством - ее характерными чертами являются плохая экология, недостаток общественных пространств, проблемный жилищный фонд и изношенная коммунальная инфраструктура.
Наиболее комфортно в таких городах чувствует себя здоровое трудоспособное население - в первую очередь работники крупных предприятий и госслужащие. Население городов индустриальной эпохи иерархично, неактивно в общественной жизни, обреченно воспринимает негативные изменения и не требует перемен.