Claude Cahun

Dec 08, 2012 19:01





В середине восьмидесятых писатель Франсуа Леперлье работал над книгой о сюрреализме и в связи с этим стал собирать сведения о малоизвестном художнике Клоде Каоне, который находился где-то на периферии движения. Никто ничего не знал о нём. Прослеживалось несколько его коллажей, объектов, какая-то политическая активность и некоторые тексты. Постепенно выяснилось, что Клод Каон - женщина.

Писательница, актриса, художница и фотограф-самоучка. Настоящее её имя - Люси Рене Матильда Швоб. Тогда же в восьмидесятые сначала специалистам, а потом публике стали известны её многочисленные автопортреты (впрочем, большая часть работ Каон пропала во время войны), которые заставили говорить о ней, как о весьма своеобразной художнице, работающей с вопросами самоидентификации, как о предшественнице Синди Шерман.

Клод Каон приняла этот псевдоним в 1917 году. Фотографированием себя увлекалась примерно с 1912. Родилась в зажиточной французско-еврейской семье. Её дядей был литератор Марсель Швоб - один из основателей «Меркюр де Франс» (в которой Каон неоднократно публиковалась). Её мать страдала какой-то душевной болезнью и содержалась в психиатрической лечебнице, отец женился повторно. Дочь второй жены отца - Сюзанна Мальгерб стала творческой и романтической парой для Каон на всю жизнь. С начала тридцатых Каон ассоциируется с сюрреалистическими кругами, но официально в группу сюрреалистов не входит. Она снимает портреты художников, делает коллажи, скульптуры, объекты, публикует разнообразные тексты, в которых постоянно всплывают вопросы самоидентификации, социальных, гендерных, культурных ролей, стереотипов, игры, ограничений и их отсутствия.
Например, в произведении «Героини» 1934 года повествование ведётся от лица 14 разных известных женских персонажей из мировой культуры. Ева призывает наслаждаться сексом, Елена Троянская говорит, что, будучи некрасивой, всегда старалась вести себя как красотка, Золушка рассказывает о принце-фетишисте, зафиксированном на обуви.

В середине тридцатых Каон входит в несколько художественно-политических антифашистских организаций. В 1937 они с Мальгерб переезжают на остров Джерси у нормандского побережья. Во время оккупации они распространяют антинацистские листовки, коллажи и прокламации. В конце концов, в 1944 году их арестовывает гестапо. Оказывается, то, что считали деятельностью полноценной подпольной группы Сопротивления, всё это время осуществляли две пятидесятилетние женщины. Их заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, но, к счастью, казни они не дождались, война закончилась.

Самая известная часть наследия Каон - её автопортреты. Как писательницу её начинают исследовать только сейчас. Хотя автопортреты были приватной областью, не известной широкой публике. Впрочем, её литературная деятельность также отражает её размышления о поисках Другого в себе. Маски и роли Каон касаются не только оппозиции «Женщина-Мужчина», но и «Ребёнок-Взрослый» и даже «Человек-Не человек». Не только вопросы тела и пола, но и вопросы души и места человека на земле и в высших сферах интересуют Каон.

Как художник Каон находится вполне в русле сюрреалистических практик, занимается типичными сюрреалистическими вопросами и так же, как её коллеги, обожает куклу, манекен, автомат, искусственное в естественном и наоборот. Но то, что она является женщиной, неизбежно ставит её в особое положение. Женщина для сюрреалиста - это Муза, Медуза, объект вожделения, любовница или модель. Женщина-сюрреалистка, независимо от сексуальных предпочтений, неизбежно становится сама себе женщиной, сама себе мужчиной, сама себе субъектом и объектом и идёт дальше всех по этому пути.



























«















































































«





Вот здесь есть интересное видео о выставке Каон. За наводку благодарю anna-block

фотография

Previous post Next post
Up