Продолжаю время от времени выкладывать свои статьи. Статья про Вивиан Майер для "Фото и техники" двухлетней давности.
ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ
История открытия фотографа Вивиан Майер - почти детективный сюжет. (Что привлекает к ней не меньше внимания, чем, собственно, фотографии). В 2007 году молодой чикагский риэлтор-краевед Джон Малуф купил на местном аукционе несколько коробок со старыми плёнками, надеясь найти среди них что-нибудь для иллюстраций к своей книге о пригороде Чикаго. Ничего подходящего в этих коробках не оказалось, но, отсканировав несколько плёнок, Джон понял, что фотографии небезынтересны, и стал понемногу выкладывать их в свой блог. Там их мало кто заметил, но, чем больше Джон сканировал, тем больше увлекался, понимая, что нашёл нечто замечательное. Что подтвердилось после публикации фотографий на Flickr - посыпались восторженные комментарии и предложения выставок. Имя автора - Вивиан Майер было несложно выяснить - оно подписано на конвертах и квитанциях из проявок. Также удалось найти информацию о том, что Майер жива, находится в доме престарелых, но по состоянию здоровья не может часто принимать посетителей. Дальше этого Джон Малуф не пошёл, но фотографий выкладывал всё больше, общественный интерес возрастал, и к 2009 году стало понятно, что неплохо бы всё же получить больше сведений об авторе. Джон погуглил ещё и на сайте местной газеты обнаружил короткий некролог. Вивиан Майер скончалась два дня назад. Задавать вопросы теперь было некому, кроме разве что неких Джона, Лэйна и Мэтью, которые сообщили о своей скорби по поводу кончины «второй матери», «прекрасного человека, кинокритика и замечательного фотографа». Ничего, кроме этой информации и содержимого коробок, которые до сих пор не были до конца разобраны, у Джона не осталось. Но, увлёкшись расследованием, он нашёл несколько зацепок, которые позволили ему по крупицам восстановить биографию Вивиан Майер. Всё, что мы о ней знаем - извлечено из этих коробок и воспоминаний нескольких, знавших её людей.
Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но в юности жила также во Франции. В 1956 году прибыла в Чикаго и устроилась работать няней в семейство Генсбургов, у которых было три сына - Джон, Лэйн и Мэтью. Они сравнивали Майер с Мэри Поппинс. Эксцентричная, замкнутая, строгая девушка в большой шляпе, мешковатом пиджаке и мужских ботинках, которая ничего не рассказывает о себе, ни с кем не встречается, везде ходит с камерой и снимает по плёнке в день, но никому не показывает фотографий. Любит говорить о кино, политике и обществе, но пресекает любые попытки вторжения в личное пространство. Но с ней невероятно интересно, - она приносит в дом дохлую змею, водит мальчиков на кладбище, смотрит с ними авангардные фильмы и договаривается с молочником, чтобы он отвёз их в школу на своём фургоне. Единственная ценная собственность, которую она накапливает - отснятые плёнки, кассеты с любительскими аудио- и видеозаписями и газеты. Стопки газет, которые нельзя выбросить, потому что в каждой есть какая-нибудь нужная статья, которую когда-нибудь захочется перечитать. В 1972 году Вивиан покидает Генсбургов, - дети выросли, им больше не нужна няня. Вместе со своим огромным архивом в последующие годы она переезжает из семьи в семью. Но что случается с одинокими нянями без определенного места жительства, когда они стареют? Некоторые улетают с ветром, а других, к счастью, находят их благодарные воспитанники, снимают квартиру и помогают с деньгами, а когда няни сами начинают нуждаться в постоянном присмотре - помещают в приличный дом престарелых. Джон, Лэйн и Мэтью Генсбурги заботились о своей бывшей няне до конца. Но её вещи, похоже, совсем перестали кого-либо интересовать. Плата за хранение многочисленных коробок на складе прекратила поступать, и склад распродал их с аукциона. Если бы покупатель Джон Малуф не проявил энтузиазма, мир никогда не узнал бы о фотографе Вивиан Майер.
Она снимала все, что её окружало и казалось ей интересным. Людей, происшествия, предметы, витрины, товары, машины, мусор и собственные отражения - то есть, занималась уличной фотографией. Отличие стрит-фотографии от близких ей репортажа и документальной съемки в том, что стрит-фотограф не имеет конкретной задачи. Он просто прогуливается и снимает всё подряд. В чём состоит очарование Вивиан Майер? В том же, что привлекает нас в любой хорошей уличной съёмке: яркие характеры, живые наблюдения, неожиданные сопоставления, ирония, юмор, парадоксы, лёгкий абсурд и красота повседневности, которую мы не замечаем в жизни, но любим в фотографии, потому что она придаёт ценность банальному, неважному, мимолётному.
Вивиан Майер сравнивают почти со всеми известными авторами, занимавшимися уличной съёмкой - Эвансом, Кертешем, Картье-Брессоном, Дуано, Левитт, Модел, Франком, Фридлендером, Винограндом и т.п. Действительно, среди десятков тысяч её снимков (а мы видели далеко не все из них - часть плёнок всё ещё не проявлены) можно найти фотографии, «в стиле» любого из них. Тысячи фотографий и никакого авторского отбора - вот с чем мы имеем дело. Зритель восхищается фотографиями Майер по понятным причинам: общий подъём интереса к стрит-фотографии, ностальгия, загадочная фигура автора и его несомненный талант. На фотографиях мы видим жизнь Чикаго 50-70-х годов. Колоритные типажи, смешные, странные или трогательные ситуации, разнообразие костюмов, деталей, точек зрения. Изображения ясно читаемы, зрителю понятно, на что именно надо смотреть, кто главный герой и что происходит. Но авторский отбор и редактирование снимков значит для истории не меньше, чем сам факт фотографирования. Представим, что мы вдруг нашли необработанные архивы неких никому не известных Анри Картье-Брессона или Анселя Адамса, в которых всё вперемешку: и то, что они отобрали для книг и выставок и то, что без сожаления выбросили бы. Получились бы тогда Картье-Брессон и Адамс, которых мы знаем, которые стали классиками фотомастерства, которые участвовали в формировании визуальной культуры 20 века? Вряд ли.
Критики говорят о Майер разное, иногда мнения диаметрально расходятся. Это не удивительно. Мы не знаем о ней ничего. Как фотограф по призванию, она снимала, потому что не могла не снимать. Как профессиональный автор она не существует. Она не выставлялась, не печаталась, не продавалась, у неё не было учителей, соратников, учеников и зрителей. Мы понятия не имеем о том, насколько она разбиралась в фотографии, знала ли других фотографов, подражала ли кому-то сознательно, цитировала ли или пародировала других. Выдающийся ли она мастер или просто талантливый - сказать затруднительно. Она сообщила нам слишком много - то есть, ничего конкретного и внятного - о своём взгляде на человека, политику, общество, город, Америку, искусство и фотографию. Она никогда не будет частью истории фотографии, - только примечательной частностью, только визуальным «эхом» вокруг знаковых авторов, взглядов и концепций. Мы также не знаем, хотела ли Вивиан Майер вообще что-то сообщать нам. Возможно, она снимала только для себя и не думала о себе как о фотографе.
История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом - интересным и поучительным. Но мы всё равно благодарны за неё судьбе и Джону Малуфу.