Карлтон Уоткинс известен как фотограф, составивший подробное описание видов Калифорнии и прилегающих штатов в 1860-90-е. И особенно как фотограф долины Йосемит.
Уоткинс принадлежит к числу знаменитых визуализаторов величественной природы американского Запада 1860-70-х, наряду с такими фотографами, как
Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Эдвард Мэйбридж (до периода экспериментов с фотографированием движения). Подобные фотографии, широко тиражировавшиеся в виде стереопар, знакомили тех, кто никогда не бывал в Калифорнии, с захватывающими дух видами, о которых раньше можно было судить только по словесным описаниям. Эти фотографы, как правило, были связаны с правительственными или коммерческими миссиями - Железной дорогой Union Pacific, Топографическим Обществом Хайдена, Речной Пароходной Компанией Орегона и т.п. Фотографии Уоткинса, О’Салливана, Джексона и др. изображали огромные пространства нечеловеческих масштабов - горы, ущелья, озера, гейзеры, водопады, - которые постепенно покоряются человеку. Величественный, подавляющий своей мощью, враждебный ландшафт осваивается, обживается, становится привычным. Прокладываются железные дороги, добываются ископаемые, строятся плотины, налаживается навигация. Природные красоты и богатства исследуются, измеряются и анализируются, - в том числе и благодаря фотографиям, которые распространяются и переиздаются в виде стереопар и альбомов с текстами, приближая далекое и непостижимое, привлекая туристов, способствуя созданию промышленных зон и национальных парков.
Долина Йосемит стала природным монументом, прославляющим достижения Американцев.
Историк фотографии Йен Джеффри отмечает некие общие черты, свойственные взгляду американских топографическо-геологических фотографов, в отличие от европейских коллег, снимавших первобытные ландшафты. Он отмечает их бесстрастность и склонность к отстранению.
Американцы выбирают высокую точку и непрерывную линию зрения. То, что они изображают, предстает в отдалении, доступное для охвата одним взглядом. Если фотографии имеют передний план, то он проявляется на некотором расстоянии, как будто камера находится над землей. Европейские пейзажисты, работавшие в эти годы, наоборот были склонны связывать удаленные виды с деталями переднего плана - фигурами и т.п. Американские пейзажи не допускают приближения, они остаются недоступными, видимыми через пропасть или ущелье.
Фотографы-обозреватели представляли пейзаж, как структуру доступную зрению, но не осязанию. Вероятно, эти безбрежные и неизведанные земли нельзя было изображать иначе, там не было привычных тропинок и лужаек, где зритель мог бы чувствовать себя как дома.
Однако все это не является признаком отчуждения и страха перед стихиями. Наоборот, в американских фотографиях второй половины 19 века пафос покорителей природы, несущих прогресс, очевиден, но еще не подразумевает конфликта. Равновесие Природного и Человеческого составляет очарование исследовательской фотографии американского Запада.
Фотографы не только показывали удаленные пейзажи, они также систематизировали и упрощали их, доводя до совершенной ясности. Блестящая гладь воды граничит с аккуратным берегом, где деревья образуют орнаментальный силуэт на фоне выбеленных скал. Каков бы ни был объект - скала, насыпь, лес, вода, небо - фотографы заботились о том, чтобы показать их ясно. Они любили острые пространственные контрасты, вроде затененных утесов на фоне бледной горной гряды. В результате получались изображения одновременно естественные и искусственные, описательные и абстрактные. Пейзаж встраивался в ясную изобразительную формулу.
Запад если и не был до конца покорен, то, во всяком случае, осмотрен, инвентаризирован, приведен в порядок.
Творческим кредо Уоткинса было «найти наилучшее место, с которого открывается наилучший вид». Первый раз Уоткинс отправился в долину Йосемит в 1861 году. В 1867 он открыл в Сан-Франциско галерею Yosemite Art Gallery, где демонстрировались непревзойденные по качеству отпечатки. Уоткинс использовал специально сконструированную камеру, приспособленную под стеклянные негативы очень крупного размера - 18х22 дюйма (46х56 см) - так называемые mammoth plates.
В 1864 году долина Йосемит указом Линкольна была провозглашена территорией, неприкосновенной для промышленного использования. В 1865 Уоткинс сделался официальным фотографом Государственной Калифорнийской Геологической Миссии. В 1867 г. он получил первую премию за свои пейзажи на Международной выставке в Париже.
Как художник Уоткинс был склонен к порядку и симметрии, подходя к любой натуре с уважением, ничего не преувеличивая и не драматизируя. Аккуратность, простота, хорошее освещение, «наилучший вид с наилучшей точки». Как правило, он фотографировал один и тот же сюжет от трех до шести раз, прежде чем перейти к другому. Очень тщательно выбирал точку зрения, строил композицию, расставлял акценты, представляя хорошо сконструированный, геометрически сбалансированный мир, избегая ветра, дыма, тумана - всего, что могло нарушить порядок и ясность.
Исследователи творчества Уоткинса отмечают, что он, по-видимому, сознательно продумывал, как его виды будут смотреться в
стереоскоп, с особым вниманием подходя к согласованию частей и разделению планов. Стереоэффекты можно было наблюдать на выставке в Музее современного искусства Сан-Франциско (2000 г.), где на компьютере были составлены трехмерные модели фотографий Уоткинса, как если бы их рассматривали в стереоскоп.
Такие живописцы как Томас Хилл и Альберт Бирштадт вдохновлялись фотографиями Уоткинса.
Томас Хилл, 1872
Несмотря на известность и признание, удачливым бизнесменом Уоткинс не стал. Финансовый кризис 1875 года привел его к банкротству, и ему пришлось передать студию со всеми негативами своим кредиторам - неким Куку и Таберу. Табер впоследствии стал выпускать стереопары Уоткинса под своим именем.
Уоткинс начал все заново: стал воссоздавать свою коллекцию, посещая и фотографируя те места, где он побывал в 1860-е. Эти виды назывались «Новыми сериями» - их число доходило до трех тысяч. Однако судьба не была благосклонна к нему - бедность, ухудшающееся здоровье, - какое-то время дела были настолько плохи, что Уоткинс вместе с женой и детьми был вынужден жить в заброшенном железнодорожном вагоне (1895), пока старый друг не помог ему выйти из этой отчаянной ситуации.
До наших дней дошло довольно много фотографий Уоткинса, но негативов не сохранилось. Землетрясение и большой пожар в Сан-Франциско в 1906 году уничтожили его студию. В 1910 году Уоткинс попал в лечебницу для душевнобольных, где и умер шесть лет спустя и был похоронен в общей могиле.
В 20 веке наследие Карлтона Уоткинса не было особенно известно широкой публике. Интересно, что одним из его активных коллекционеров и популяризаторов в конце 1960-х-начале 70-х стал
Джон Копланс. В последние 10 лет прошло несколько больших выставок фотографа, а с его работами можно познакомиться например на сайте
http://www.carletonwatkins.org/http://www.masters-of-photography.com/W/watkins/watkins.htmlhttp://cprr.org/Museum/Stereo_World/Watkins/index.htmlhttp://www.yosemite.ca.us/library/the_yosemite_book/list_of_photographs.htmlhttp://www.getty.edu/art/gettyguide/artMakerDetails?maker=1989http://www.nga.gov/exhibitions/watkinsbro.shtm