Ян ван Эйк и донаторы

Aug 10, 2014 12:26



Мадонна канцлера Ролена. 1435
Лувр, Франция
Дерево, масло, 66 Х 62 см

Давайте рассмотрим две самые известные «донаторские» работы ван Эйка - «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале». Тема картин общая поэтому так и будем разбирать их на пару.

Кстати, о теме; что мы с вами видим на обеих картинах? Как говориться, кто все эти люди?

Ян ван Эйк запечатлел сцены мистических откровений - главным героям картин, донаторам, во время молитвы являются «гости» из божественного мира: в случае с Николя Роленом это Мадонна с младенцем и коронующий ее ангел, у Пале - Мадонна с младенцем на троне, святой Донациан и святой Георгий. Беспрецедентным для того времени было то, что донаторы присутствуют в том же помещении, что и мистические герои, и они такие же полноценные участники сцен, изображенных на картинах. Это уже очень «ренессансно»! Ведь в период возрождения переоценивалась роль человека в мироздании, ему отдавалось первенство среди созданий божьих. Смертный изображался уже не жалким рабом где-то у ног божества, не пресмыкающимся, а хотя бы равноценным свидетелем явления, сохраняющим должное почтение; и это всецело отражало новые тенденции того переходного периода.



Мозаика над Императорским порталом в храме Святой Софии (Константинополь-Стамбул). Христос Вседержитель и император Лев Шестой.



Мозаика храма Хоры. Христос Вседержитель и Федор Метохит (Константинополь-Стамбул)

Ранее мы могли видеть донаторов на отдельных створках алтарей, в Гентском алтаре, например, - вообще на внешних створках и в самой нижней части, у Кампена семья Энгельбрехтов в «Меродском алтаре» расположена за пределами помещения с Благовещением, они подобострастно взирают на происходящее с улицы, не являясь участниками основной сцены. Ван Эйк же в обеих «Мадоннах» рискнул поместить донаторов в одной комнате с Богоматерью, уравняв их роль в композиции.

И Ролен, и ван дер Пале изображены коленопреклоненными, их позы и выражения лиц отражают глубокое почтение и благоговение, но это отнюдь не рабское подобострастие.

В 15 веке активно муссировалась идея о том, что души умерших после смерти попадают в рай или ад не сразу, а сначала пребывают в чистилище (этого нет у нас в православии). Время пребывания в чистилище можно уменьшить при помощи разных богоугодных дел - например, благотворительность и жертвование средств на постройку и украшение церквей. Заказ религиозных картин тоже вполне подходил для этих целей, кроме того, это была возможность увековечить себя возле святых и предстать перед ежедневно молящимися наряду с Богородицей и небесными покровителями.



Канцлер Николя Ролен (фрагмент алтаря "Страшный суд"). Рогир ван дер Вейден

Давайте начнем с Ролена, он был более важной фигурой для своего времени, о нем сохранилось больше информации.

В нашем представлении имя Ролена в первую очередь связано с картиной ван Эка, о нем самом мало кто сейчас помнит, а между тем это был один из влиятельнейших людей в Северной Европе 15 века, вершивших судьбами Франции и Бургундии почти полвека! Кроме того, Николя Ролен был личностью незаурядной: карьерист, неутомимый собиратель земель и накопитель богатств, хитрый политик и интриган, но в то же время меценат и любитель искусств.



У Ролена очень модная в то время бургундская прическа. Похоже, мода возвращается. На фото - новый имидж sadalskij (фото спёрто у него в блоге ЗДЕСЬ)

Что же это был за человек - канцлер Ролен? Его в некоторых источниках ошибочно называют канцлером Брабанта, но это не совсем правильно, так как Брабант (существенная часть нынешней Бельгии) был только частью владений Бургундских герцогов, должность же канцлера предполагала более широкие полномочия, что-то вроде министра иностранных дел. По большому счету, канцлер был вторым человеком при дворе после самого герцога. К тому же Брабант присоединился к бургундским владениям в 1430-году, когда Ролен уже был канцлером.

Николя был родом из бургундского города Отён, родился он в 1376 году. Как-то принято считать, что Ролен выбился чуть ли не из самых низов, но это не так. Его родители принадлежали к среднему классу, к буржуа, причем не были бедны, хоть и не являлись аристократами. Семья владела внушительным состоянием и даже небольшим замком благодаря удачной женитьбе деда Ролена на богатой наследнице. В Отёне до сих пор сохранился дом, в котором Николя родился и вырос, ныне в 20 его залах расположен городской «музей Ролена» - дом довольно большой, почти замок, это говорит о высоком достатке семьи. Отец Ролена умер рано, оставив вдову с двумя сыновьями. Мать Николя, скорее всего, не бедствовала, и он получил очень хорошее образование и выучился на адвоката.



Отён, родной город Ролена (фото из французской "Википедии"). Храм посередине - это не церковь святой Марии, она давно разрушена, это собор святого Лазаря

Он начал службу при герцогах Бургундских еще в 1404 году, сначала как скромный молодой адвокат при герцоге Филиппе Смелом. Затем он стал обращать на себя внимание знати благодаря обширным знаниям, дару пламенного оратора и небывалому красноречию; Ролен потихоньку стал продвигаться по «служебной лестнице». Более высокое положение Николя уже занимал при сыне Филиппа, Иоанне (Жанне) Бесстрашном. Высокие посты занимал с 1413 года. Герцог Иоанн был настолько благосклонен, что стал крестным отцом одного из сыновей Ролена.



Миниатюра из часослова (15 век, вероятно Рогир ван дер Вейден).
Художник преподносить готовый часослов герцогу Филиппу Доброму. Слева от герцога - Николя Ролен (в синем), справа - его малолетний сын Карл.

Ролен оказался в эпицентре событий во время противостояния Франции и Бургундии, обострившегося после убийства Иоанна Бесстрашного в 1419 году. Номинально Бургундия считалась подвассальной Франции, однако герцогство к описываемому моменту приобрело такую мощь, что герцог Иоанн (к слову, кузен короля) уже не только демонстрировал независимость от Французской короны, но и дерзнул вступить в открытое противостояние с Орлеанской правящей династией. Поговаривали, что по его заказу был убит брат слабоумного короля, Людовик Орлеанский, фактический правитель Франции. Позднее сам Иоанн был убит сторонниками дофина Франции Карла. Это произошло 10 сентября 1419 года во время переговоров на мосту Поули возле города Мелён. Герцогу нанесли несколько ударов боевым топором, отрубив ему кисть левой руки и практически пополам раскроив череп. Интересно, что точно таким же способом за несколько лет до произошедшего был умерщвлен и Людовик Орлеанский, так что на мосту Поули герцога настигла справедливая кара.



Убийство Иоанна Бесстрашного на мосту Поули

После его гибели Ролен остался при дворе и стал служить новому герцогу, сыну Иоанна, Филипу Доброму - тому самому, на службу к которому в 1425 году поступил и Ян ван Эйк. Должность канцлера Ролен получил в 1422 году. Герцог Филипп очень тяжело пережил смерть отца, он всецело отдался мести, заключив союз с Англией, извечной противницей Франции - ведь в это время как раз шла знаменитая Столетняя война.

Мир наступил только в 1435 году. У этого мира было имя - Аррасский, заключен он был между тремя государствами - Францией, Англией и Бургундией, переговоры велись при активном участии папских легатов, со стороны Бургундии самое активное участие в переговорном процессе принимал канцлер Николя Ролен. После заключения перемирия французская сторона принесла извинения Филиппу Доброму за убийство его отца, было принято решение на месте его убийства возвести памятный крест. Правда, земли, конфискованные у французов в ходе противостояния, были возвращены только частично. Например, сам Ролен свои не вернул. Долго продолжалась тяжба с прежними владельцами, но канцлер, сам бывший судья, так ловко подтасовал факты и документы, так хитроумно использовал свои связи, что истцы остались ни с чем.



Отён в 1780 году. Храм святой Марии еще не разрушен. Вероятнее всего, он справа.

А как же личная жизнь канцлера? О! Она была такой же бурной, как и политическая.

Интересна история первой женитьбы Ролена: в 1398 году повторно выходила замуж его овдовевшая мать Эми (к слову, за одного из городских старейшин), и одновременно с ней женились два ее сына на дочерях ее жениха! В народе есть поверье, что такие двойные, а тем более тройные «семейные» свадьбы не приносят счастья. Это всё, конечно, ерунда, но в случае с Роленами не повезло всем трем невестам - они умерли в скором времени, включая жену Николя, Мари Лайре. Ролен овдовел, не успев обзавестись детьми, и вскоре женился повторно.

Вторая жена, Мари Ландэ, из семьи известных французских банкиров, родила Ролену четверых детей, включая любимого старшего сына Жана, и тоже умерла относительно молодой, года в 32-33 примерно. Как-то не особо живучие женщины были в то время!



Сын канцлера, Жан Ролен

Ролен повторно овдовел в 1423 году, в 47 лет, и почти сразу женился вновь. Имя у третей жены очень странное - что-то вроде Гигуана или Гайгуана, на французском пишется «Guigone», фамилия супруги - Сален. Она была очень знатной, служила фрейлиной при дворе, это еще более укрепило положение Ролена в свете, а ведь он и так делал карьеру стремительными темпами. С Гигуаной он прижил еще трех детей, и еще известны по крайней мере четверо бастардов от разных женщин - представляете, чем люди занимались в отсутствие телевидения?! Через год после женитьбы, в 1424 году Ролен был посвящен в рыцари, что ввело его в круг титулованной аристократии. К этому времени Ролен уже нажил значительное состояние, весомое приданное супруги существенно пополнило его.



Госпиталь в Боне, основанный Николя Роленом, на французской почтовой Марке

За свою жизнь Ролен скупил множество земель, владея чуть ли не половиной Бургундии. О его стяжательстве ходили легенды, говорили, что еще в бытность судьей Николя был весьма нечист на руку. Современники отзывались о нем, как о человеке жестком, беспощадном к врагам, неуживчивом, но хитром и изворотливом. Он любил все красивое, много средств тратил на строительство, покровительствовал живописцам. Известно, что картины он заказывал не только Яну ван Эйку. Сохранилось еще одно изображение Ролена - на алтаре Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд». Здесь мы можем видеть его с третьей супругой Гигуаной-Игуаной.



Госпиталь в Боне на литографии 19 века

Как и все титулованные особы того времени, Ролен активно занимался благотворительностью. Не известно, насколько искренне он был набожен, однако о спасении души, очевидно, заботился. В 1442 году вместе с супругой он основал богадельню (госпиталь «Отель Дье») в городе Бон (нынешняя территория Франции). Постройки заведения существуют и сейчас, ныне ее часть отведена под музей, тут ежегодно проводят винные аукционы и фестивали музыки барокко. В алтаре часовни хранится уже упомянутый «Страшный суд» ван дер Вейдена. Другая же часть существует по первичному своему предназначению - приют, а вернее дом престарелых.



Алтарь Рогира ван дер Вейдена "Страшный суд" до сих пор хранится в Госпитале Дье в Боне.



Внешние створки алтаря

Окрестности города Бона сильно обеднели в ходе Столетней войны, несмотря на Аррасское перемирие, округу продолжали грабить мародеры и бродяги, население катастрофически обнищало. Для самых обездоленных Ролен и открыл богадельню. Здесь попросивших приюта кормили и давали ночлег, по необходимости оказывали медицинскую помощь. При приюте был основан женский монашеский орден «Сестер госпиталя в Боне». Содержался госпиталь за счет винодельческого бизнеса, которым владел Ролен. Ему принадлежали обширные виноградники, которыми славится округа города Бон и поныне.



Николя Ролен и его супруга Гигуана (Рогир ван дер Вейден)
На любителя дамочка!

Сохранилось много документов, описывающих строительство заведения. Ролен не поскупился и нанял самых лучших зодчих, стекольщиков, декораторов. По сей день богадельня поражает воображение изысканной и необычной архитектурой, можете поискать о ней информацию в Сети.

На посту канцлера Бургундии Николя пробыл около 40 лет. Будучи уже очень пожилым человеком, он решил удалиться от двора, тем более, что обострились противоречия между герцогом Филиппом и его подросшим сыном Карлом, будущим герцогом Карлом Смелым, ставшим последним представителем династии мужского пола. Дряхлеющему канцлеру стало тяжело маневрировать между отцом и сыном. Правда, полностью отойти от дел ему не удалось, герцоги обращались к нему за советом до самой его смерти. Жил он очень долго, как для тех времен - 85 лет! Умер в 1462 году, погребен в родном Отёне.



Скульптуры Ролена и его жены возле госпиталя Дье (из фр. "Википедии")

Вот такой вот весь незаурядный и противоречивый канцлер. Современники его вспоминали, как жучилу первостепенного, а мы перед собой видим алтарь Вейдена, «Мадонну» ван Эйка и прекрасные постройки богадельни.

Ни один из его сыновей не достиг таких высот общественного положения, как сам Николя Ролен. Правда, его старшему сыну Жану удалось «дослужиться» до епископа. Другой его сын Антуан, стал судьей и занимал разные посты при Карле Смелом. Еще один сын, Луи, бы убит в сражении уже после смерти отца.



Церковь на заднем плане - вероятно, храм святой Марии, в котором служил сын Ролена

Жан Ролен, старший сын, начал свою духовную карьеру, получив приход в родном городе Ролена Отёне. Он служил в церкви Богоматери Шатель, на средства семьи Роленов в храме в 1432 году была возведена часовня, ее и должна была украсить «Мадонна» ван Эйка.

Ну вот, мы опять вернулись к картине. Я так подробно рассказала вам о Ролене, чтобы вы поняли, кто, что и зачем изображен на картине; на мой взгляд, эти сведения важны для понимания и довольно интересны.



Резьба на капителях колон: Изгнание из рая, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, опьянение Ноя.

Канцлер Ролен изображен в одной из комнат своего дворца (возможно, это часовня для молений), на заднем плане через проемы балюстрады мы видим городской пейзаж, слева позади канцлера высится шпиль колокольни церкви. Это и есть храм Святой Марии. Предполагают, что слева от реки изображены несколько кварталов Отёна, родного города канцлера. Храм Марии разрушен, но в Отёне уцелел другой храм, святого Лазаря, он немного больше, но построен в том же стиле.

Надо сказать, Ролен очень неплохо выглядит для своих лет; ведь в 1435 году ем уже было 59 лет. Если ван Эйк и приукрасил заказчика, то только совсем чуть-чуть, обычно за ним такого не водилось; он был более чем беспощаден к своим моделям.



Пальчики младенца словно продолжаются в линию моста. Хорошо видны павлины, лилии и розы в садике.

Николя преклонил колени, он молится над специальным молельным столиком, покрытым роскошным синим бархатом. Судя по освещению, дело происходит ранним утром, когда первые золотистые лучи только залили магическим светом долину за окном. И вот зритель вместе с коленопреклоненным канцлером становиться свидетелем мистического явления - прямо из воздуха, из неясных теней балюстрады материализуется Дева в красном, держащая на коленях младенца, и изящный ангел прямо на глазах у Ролена коронует ее.



Кролики, словно раздавленные колонной, должны были бы символизировать побежденную похоть. Не знаю, однако, насколько это было справедливо по отношению к репродуктивно-активному канцлеру.

В первую очередь картина поражает своей натуралистичностью. Несмотря на обилие деталей, изображение не кажется перегруженным, все очень уместно и гармонично. Сквозное построение композиции, продолжающаяся в бесконечности перспектива придает картине фотографическую естественность. При внимательном взгляде обращает на себя внимание симметрия, подчеркивающая противопоставление мира земного (левая сторона, с Роленом) и небесного (правая сторона, с «гостями»). Город справа от реки, со стороны Богоматери - это уже не средневековое провинциальное поселение, это «Город церквей», «Небесный град». Естественным «разделителем» является вертикальный ряд темных плиток на полу, словно продолжающийся руслом уходящей вдаль реки. При хорошем увеличении обращают на себя некоторое детали, которые имеют несомненно символическое значение, особенно, когда вы уже немного знаете историю Ролена.



Отчетливо виден крест на мосту.
А кто же эти двое?:
-Дозорные?
-Просто зеваки?
-Ян и Хубер ван Эйки? (Хуберт, правда, к тому моменту уже 10 лет, как умер)

В первую очередь, это мост, на котором мы видим крест. Теперь мы уже знаем, что в 1435 году, как раз накануне написания картины, был заключен Аррасский мир, после чего на мосту Поули был установлен памятный крест, в качестве напоминания о гибели Иоанна Бесстрашного. Вероятнее всего, именно на это важное для Ролена событие намекает зрителю ван Эйк.

На балконе разбит небольшой садик. Справа, ближе к Мадонне, высажены растения - символы Марии: лилии, розы, колокольчики, ирисы. Слева, ближе Ролену, бродят сороки (символ тщеславия) и павлины (символ гордыни). Еще павлинов иногда трактуют, как символ бессмертия, т.к. в средние века считалось, что плоть павлина нетленна. Да и вряд ли заказчик давал художнику такое указание: «А давай-ка, дружище, забабахай мне здесь побольше символов моей низости и греховности. Очень уж гордыню свою запечатлеть хочется!».

Правда, по этому поводу существует и другая версия. Якобы Ян ван Эйк зашифровал в картине символы всех семи грехов, не присваивая их Ролену, а просто констатируя их, как общечеловеческие свойства. Причем расположил их опять же слева, на «земной» стороне. Так, сцена опьянения Ноя на капители колонны обозначает чревоугодие, павлин и сорока - гордыню, Адам и Ева, изгоняемые из рая на другой капители, а также кролики под колонной - прелюбодеяние, Каин, убивающий Авеля - зависть и гнев.



На этой инфракрасной фотографии хорошо виден кошелек на бедре Ролена

А где же скупость? А скупость символизировал кошелек на бедре у Ролена, его исследователи обнаружили в инфракрасных лучах под слоями краски. Заказчику, вероятно, не понравился такой неприятный намек, и он приказал его зарисовать. А тогда где же лень? А ее, наверное, символизируют два оболтуса, шатающихся без дела по балкону на заднем плане. Некоторые исследователи их защищают, говоря, что это просто два дозорных, а то и сами братья ван Эйки. Тот, что в красном тюрбане, по-видимому Ян (он, наверное, и спал в этом тюрбане). Я не нашла только символа уныния, но, наверное, этот грех символизирует сам Ролен - при таком богатстве, здоровье и общественном положении физиономия у него довольно унылая. А может его просто замучили без конца беременевшие любовницы?



Виноградная лоза, украшающая арки

Еще один интересный нюанс: картина - просто гимн винограду! Арки украшены виноградными лозами, за окном на склонах холмов мы видим виноградники. Справа, за Мадонной, на капители колон есть еще одна скульптурная группа. Это уже не символы греха, это первосвященник Салема Мельхиседек встречает Авраама хлебом и вином (опять вино!). Не зная историю Ролена, мы подумали бы, что это традиционные евхаристические символы, однако пейзаж украшают реальные виноградники, принадлежавшие семье Ролена. Николя нередко жертвовал церквам вино для исполнения обрядов.

Мы еще не все детали рассмотрели.

На молитвеннике перед канцлером мы видим большую буквицу «D», это начало слова «dominie» - Господь. Традиционная утренняя молитва Деве Марии начинается словами «Господь, раствори мои уста провозгласить тебе славу!» (Псалом 50:17 в католическом исчислении). Как раз во время чтения этой молитвы Николя застали божественные гости.



То, что это Мельхиседек встречает Авраама, видно не особенно отчетливо, но почти такую же композицию мы встретим в картине "Мадонна каноника ван дер Пале"; там ее можно рассмотреть более подробно.

Младенец в руке держит державу - символ римских императоров. Основание этого предмета - стеклянная сфера. Стоп! В 15 веке они же вроде бы немножко сомневались, что Земля круглая? Правильно, по поводу Земли сомневались, зато всю вселенную представляли именно в форме шара (это так называемое Птоломеевское устройство мира).

Благословляющие персты младенца-Христа как бы продолжаются в линии изгиба моста. Думаю, это тоже символично, такое вот отображение связи земного и небесного.

Посмотрите еще раз на эту картину Яна ван Эйка. Она прекрасна! Мне кажется, это квинтэссенция высочайшего мастерства художника и самая лучшая его работа! Удивительный колорит, достоверность изображения человеческого лица, теплая гармония пейзажа за окном, игра света на поверхности роскошных тканей, а какая композиция, какова глубина и сочность тонов! Люди, а ведь это всего лишь 15 век!!!



Мадонна каноника ван дер Пале, 1434-36. Муниципальная художественная галерея, Брюгге,
Дерево, масло, 122 Х 157 см

Давайте теперь изучим картину, заказанную другим донатором. Каноник ван дер Пале (звали его, к слову, Йорис, Георг) служил в соборе святого Донициана в Брюгге. По-видимому, смиренный пастырь был не беден, раз мог позволить себе такой заказ. Он изображен в апсиде собора у трона Марии, в присутствии святого Донациана и святого Георгия.

Напомню, что сам ван Эйк, уже будучи зрелым мастером, обосновался в Брюгге (1432). Здесь он купил дом, женился и завел детей, здесь провел последние годы жизни, в Брюгге умер и похоронен. Нет оснований сомневаться, что ван Эйк в деталях изобразил реальный интерьер помещения. До наших дней храм не сохранился, он был разрушен во время Французской революции. Судя по сохранившимся изображениям, это была довольно громоздкая романская постройка, да и на самой картине мы видим полукруглые оконные проемы и арки, что свойственно для романской архитектуры.



План центра города Брюгге

Ван дер Пале родился в Брюгге в 1370 году. Долгое время он служил писцом при папе в Риме, в 1425 году вернулся оттуда в Брюгге состоятельным человеком, где получил приход в храме святого Донациана. В 1434 году каноник стал болеть и не смог более выполнять свои обязанности. Опасаясь за свою жизнь и заботясь о спасении души, он решил заказать картину ван Эйку, чтобы она могла украсить его родную церковь. Кроме того, каноник подозревал, что вскоре умрет, и картина должна была стать чем-то вроде эпитафии. Ян ван Эйк 2 года работал над картиной, закончив ее в 1436 году. Правда, на самом деле каноник умер аж в 1443 в возрасте 73 лет.



Брюгге

Мы видим ван дер Пале стоящим на коленях справа от трона Мадонны. Это пожилой обрюзгший человек, облаченный в белый стихарь, с часословом в руках. Книжка совсем небольшая, шрифт мелкий, так что Йорис, с его старческой дальнозоркостью, вынужден пользоваться очками. В каждой рекламной статье или рассказе об истории очков обязательно есть «Мадонна каноника ван дер Пале» - ведь это одно из первых изображений, на котором мы видим очки.



Деталь

Справа от священника в щеголеватых рыцарских доспехах стоит святой Георгий - небесный покровитель каноника. Он приподнимает шлем, словно кепку, в приветствии, на самом деле это иллюзия, шлем он вынужден снять, только что «войдя» в помещении. Святой словно подталкивает донатора к трону, будто предлагает быть смелее и не смущаться - он представляет Царице небесной своего протеже. Кстати, каноник действительно выглядит очень смущенным и обескураженным. У него слегка «расфокусированный» взгляд, как и у канцлера Ролена - это фирменный прием ван Эйка и его последователей, так обычно изображали так тех, перед взором которых представали мистические «гости».



Разрушенный собор святого Донациана в Брюгге

Интересно, что на латах Георгия при внимательном изучении мы увидим небольшое отражение самого художника. И он опять в красном тюрбане! Похоже, «Портрет мужчины в красном тюрбане» - действительно автопортрет мастера, тюрбан для него был чем-то вроде «треймарк».

Фигура Георгия поразительно статична. Эрвин Панофски со свойственной ему образностью, сказал как-то, что Георгий на картине - воплощение застывшей улыбки. Историю Георгия Змееборца я вам уже рассказывала в подробностях.



Йорис (Георг) ван дер Пале и его небесный покровитель святой Георгий



Реликварий Карла Смелого, 15 век, Герард Лойет
Композицию для своего реликвария придворный ювелир Бургундских герцогов явно позаимствовал у ван Эйка

Слева мы видим человека в роскошнейшем епископском облачении. Это святой Донациан.

Расскажу вам, кто он такой. На английском языке его имя пишется Donatian, иногда его называют Донат или Донаций. К донаторству это имя не имеет отношения, просто такое себе имя. Донациан, римлянин по происхождению, в 4 веке нашей эры был епископом в Реймсе. Нередко его изображают с колесом со свечами, как это сделал и ван Эйк. Этот атрибут святого связан не с его мученичеством (как у святой Екатерины, например), а, наоборот, с чудесным спасением. Во время разлива Тибра Донация смело мощными потоками воды, и он скрылся под водой. Уже без всякой надежды присутствовавший при инциденте папа Дионисий бросил в воду колесо от кареты, и оно оказалось точно там, где ушел под воду святой. Тонущему как-то удалось зацепиться за спасительное колесо, он проплавал на нем три дня, пока его не прибило к суше, но остался жив. Традиционно святой считался покровителем города Брюгге, в честь него и была названа церковь, в которой служил ван дер Пале.



Отражение фигуры художника на латах святого

В глубине апсиды справа от святого мы видим резьбу на капители колонны. Одна скульптурная группа нам уже знакома - это Мельхиседек встречает Авраама, поднося ему хлеб и вино, совсем, как на картине с Роленом. Правда, у Ролена видно только часть композиции, по-видимому, ее сюжет опознали, изучив похожую композицию у Пале. Вторая скульптурная группа изображает жертвоприношение Авраама - он как раз собрался убить своего сына Исаака, но ангел останавливает его. Оба ветхозаветных сюжета - аллюзия на жертвенную смерть Христа и ее евхаристические символы.



Святой Донациан

Изображение Донациана по-своему хрестоматийно. Обычно его демонстрируют преподаватели студентам-искусствоведам чтобы показать, насколько виртуозно владел кистью Ян ван Эйк. В первую очередь это касается одеяния святого. Невероятно точно воспроизведена текстура тисненного бархата и вышивка золотой нитью! Наверное, даже на фотографии не всегда удается достигнуть такого эффекта. Также детально передана текстура богатого восточного ковра у ног Марии. Гений, чего уж там!



Ткань одеяния святого Донациана

Мадонна восседает на троне, держа младенца на коленях. В ее руке маленький букетик цветов, у малыша в руках зеленый попугай - намек на то, что «пришельцы» прибыли из рая. Попугай считался вестником, посредником между миром земным и потусторонним. Так же он символизировал дар пророчества. Младенец очень похож на того, которого мы видели на картине с Роленом, а лицо Марии подозрительно напоминает жену ван Эйка. Трон, на котором восседает Мария, украшен деревянной резьбой и барельефами. Символично, что со стороны воина-Георгия мы видим Самсона, разрывающего пасть льва. Воинственность святого подчеркивает и резьба на капители колонн - Авраам в битве с врагами.



Адам и Ева, украшающие поручни трона

Композиция с убийством Авеля расположена над Адамом: два грешника, отец и сын, отец, совершивший первый в истории человечества грех, и сын, совершивший первый грех убийства - тоже очень символично. Ведь во искупление всех грехов отдал жизнь на кресте Христос.



Самсон, раздирающий пасть льва



Убийства Авеля

Картина обрамлена рамкой-имитацией, испещренной надписями по всему периметру. Так, имена святых подписаны, не перепутаешь. Георгию, к примеру, посвящена надпись: «Родился в Каппадокии, он был воином Христовым. Спасаясь от безделья / радости слова, он одержал победу над смертью и победил дракона».



Резьба на капителях: Мельхиседек встречает Авраама и жертвоприношение Исаака



Авраам в битве с врагами

Закончить свой рассказ я хотела бы разъяснением еще одного символа, который часто встречается на картинах с донаторами - жертвоприношение Авеля и Каина. Как известно, Каин был земледельцем, а Авель - скотоводом. Каин принес в жертву богу плоды земли, а Авель - агнца. Почему-то бог принял жертву Авеля, но отказался от жертвы Каина. Почему? Вряд ли ему нужна была именно кровавая жертва. Ответ я нашла на одном из богословских сайтов. Все дело в мотивах, ведь они видны богу не хуже, чем сами проступки. Каин относился к жертвоприношению, как язычник, пытаясь манипулировать богом: «Ты мне - я тебе». Свою темную сущность он доказал последующим убийством брата из зависти, это было понятно богу еще в момент жертвоприношения Жертва Авеля была искренней, безусловной, поэтому бог и принял ее.

Еще вам парочка святых Донацианов:



Святой Донациан. Ян Госарт, 1510



Святой Донациан. Мастер Легенды святой Лючии, 15 век

Мы не можем знать истинных мотивов донаторства, но факт остается фактом - благодаря тому, что два далеко не святых человека, каноник ван дер Пале и канцлер Ролен, заказали 600 лет назад картины для украшения храмов, мы сегодня имеем возможность любоваться чудесными творениями ван Эйка!

ПС. Ох! А ведь это еще не все по ван Эйку! Мы еще даже до Арнольфини не добрались!

Видео-версия ЗДЕСЬ

Информацию беру в книгах, интернете, лекции dr. Vida Hull в ютубе.

.

Северный ренессанс, Ян ван Эйк, разговоры об искусстве, художники, ренессанс, нидерландские примитивы

Previous post Next post
Up