Вчера, 7 апреля, отмечалось Благовещение, пишу чуть с опозданием.
Я тут работаю над постом о Рогире ван дер Вейдене и размышляю, насколько в то время была принята в довольно узком кругу художников Северного возрождения "локальная иконография". Я называю так сходство композиционного и сюжетного построения картин, посвященных одному какому-либо религиозному сюжету. Связано это было не с каноническими требованиями, как в православии, а с "наработанными" приемами одной мастерской художников или нескольких мастерских, каким-либо образом связанных друг с другом. Ведь художники тогда считались ремесленниками, и без всякой поэтичности зарабатывали своим трудом на жизнь. Работа мастера и его учеников была поставлена на поток, сюжеты тиражировались самим мэтром и копировались его учениками. И никому не прихдило в голову обвинять кого-то в плагиате. А вот отличить теперь современным искусствоведам, где чья работа, очень сложно - подписей же не ставили!
Давайте посмотрим.
Это центральная часть Меродского триптиха Робера Кампена, я очень подробно писала о ней в
отдельной записи. Работа над алтарем велась 1428-1430 годах. Как известно, Робер Кампен был мастером, имевшим весьма популярную мастерскую в Турне, его учениками были Жак Дарэ и Рогир ван дер Вейден. До сих пор не ясно, где начиналась его часть работы, а где к делу подключались ученики. Левая часть Триптиха (см. соотв. пост) с большой долей вероятности принадлежит кисти Рогира ван дер Вейдена.
Брюссельский алтарь, 1427 год. Работа более "плоская", перспектива и ощущение пространства еще несовершенны, ракурс Богородицы несколько иной, однако композиция знакома - ее практически дословно повторит Меродское Благовещение. Это тоже мастерская Кампена, но здесь, мне кажется, "приложил кисть" Жак Дарэ - он очень своеобразно писал волосы. Интересно, что чуть ли не впервые в религиозной живописи Богоматерь изображена не в храме, а у себя на кухне (или в другой жилой комнате обычного фламандского дома).
Мадридское "Благовещение", с большой долей вероятности Жак Дарэ. 1430-е
Из "бытового" инвентаря художник оставил скамью и подушку, но всю композицию (довольно узнаваемую) перенес в храм.
Дарэ любил придавать своим героям "царственный" вид, обряжал их в парчу и золоченые ленты.
Благовещение (центральная часть триптиха), Рогир ван дер Вейден, 1440-е. Рогир немного "переставил" мебель и изменил ракурс Марии, но композиция очень похожа на Кампеновскую.
Алтарь св. Колубмы (одна из створок), Рогир ван дер Вейден, 1455. Тут уже заметно более виртуозное мастерство художника (либо кисть ученика?).
Дирк Баутс, створка Алтаря Девы Марии, 1445 (Прадо, Мадрид).
Дирк явно находился под сильным влиянием Рогира ван дер Вейдена что дает основания некоторым исследователям полагать, что он был учеником Рогира. На картине композиция немного изменена, так как автор должен был втиснуть ее в довольно узкое пространство створки алтаря, но фигуры и многие предметы вполне идентичны. А люстра, как у ван Эйка у "Четы Арнольфини"!.
Еще одно "Благовещенье" Дирка Баутса, 1455, Музей Пола Гетти, Лос-Анжелес. 10 лет прошло, и уже совсем другая композиция, теперь это уже более "авторский стиль.
![](http://ic.pics.livejournal.com/agritura/16089606/3710758/3710758_900.jpg)
.
Еще 10 лет, и еще одна работа Дирка - 1465-70гг.
А это уже картина сына Дирка, Альберта Баутса "Благовещение", 1480, Музей искусств в Кливленде. Был еще один сын, и тоже художник - Дирк-младший.
Очень смахивает на папину работу 1445 года, только здесь Мадонна стоит. И все тот же бюргерский диванчик с подушками.
"Благовещение", Ганс Мемлинг (больш. вероят.), 1465-75, Метрополитан Музей. - еще один знаменитый ученик Рогира ван дер Вейдена. Несколько внес разнообразие в одеяния. Но не в интерьер, как видите))). Невероятно красивая, изящная работа!
Еще одна работа Ганса Мемлинга, более поздняя - 1480-89. Метрополитан Музей.
Здесь художник добавил то, чего ранее мы не видели - ангелов.
Вранк ван дер Стокт (Галерея в Дижоне). Этот живописец занял пост Главного Художника Брюсселя после Рогира ван дер Вейдена (когда тот умер). Они, несомненно, общались при жизни Рогира, возможно Вранк даже учился у него.
Это работа немецкого мастера, чье имя не известно. Условно его называют "Мастер жития Марии" (1470). Он явно обучался в Нидерландах, ощутимо сильное влияние Рогира ван дер Вейдена и Дирка Баутса. На этой картине он использовал архаичный позолоченный фон, но про ставший каноничным диванчик с подушками все-таки не забыл!
Работа неизв. художника круга (или последователя) Рогира ван дер Вейдена, кон. 15 века.
Работа неизв. художника круга (или последователя) Рогира ван дер Вейдена, кон. 15 века.
Работа неизв. художника круга (или последователя) Рогира ван дер Вейдена, кон. 15 века.
Ну вот, с некоторым опозданием рассказала вам.
Верующих со вчерашним праздником, а неверующим просто приятного дня, если хорошие люди!