Я очень люблю авангард 20-30-х годов, конструктивизм и поэзию Маяковского. Для меня это время немного безумного креатива наивных романтиков, время смелого поиска и революционных экспериментов, короткое как вдох и выдох. Вдох - после свержения старых идеалов скучного академизма, выдох - до того, как им намертво сжали горло и перекрыли кислород вообще.
И время это немыслимо без фотографий Александра Родченко.
Позднее недоброжелатели его обвиняли в плагиате - дескать, свой стиль он "одолжил" у некоторых иностранных мастеров фотографии, ничего нового не изобрел, и т.п. Но нам ведь плевать на все эти злопыхательства, правда? Родченко интересен не только как мастер фотографии (причем бесспорный), но и как бесценный хроникер, свидетель эпохи, упорно желающий видеть в ней только хорошее (даже на съемках Беломорканала). Впрочем, за такой слепой оптимизм сам художник со временем был жестоко наказан.
Очень интересны эксперименты Родченко со светотенью - мне очень нравится, как у него получались блики на асфальте - контрастные, но все же мягкие.
Еще одно направление поиска - необычне ракурсы ("Пожарная лестница", 1925)
"Жизненную геометрию" острый глаз художника подмечает везде ("Лодки", 1926)
Фотографии в студгородке в Лефортово (1932).
Эстетика здорово напоминает ту, что мы видим позднее в фильме Лени Рифеншталь "Олимпия"
Там же
Хрестоматийная фотография - "За червями", 1933
"Пионер-трубач", 1930
Монтер на столбе. 1929
"Парад Динамовцев" 1928
"Сосны в Пушкино". 1927
Здание Моссельпрома оформлял Родченко с женой Варварой Степановой, слоган "Нигде кроме, как в Моссельпроме" придумал Маяковский.
Даже историческую архитектуру можно снять с таким подвывертом, что и узнать невозможно (1928).
Обожаю конструктивизм!
"Железодорожный мост". 1926
Думаю, лет через 10 сам автор смотрел на эту фотографию с содроганием. Почему - узнаете дальше.
"Сбор на демонстрацию". 1928
"Укладка асфальта", 1929
"Шуховская башня".
"Белый лебедь". 1940
"Купание в тазу". 1937
"Летний день". 1929
Интересная серия - "Стекло и свет", 1926
Репортаж с фабрики-кухни. 1932
То же
То же
То же
Спорт - отдельная тема творчества, довольно обширная.
Особенно интересно рассматривать портреты современников и друзей Родченко, а они у него были интересные!
Александр Довженко
Актриса Юлия Солнцева, красавица-жена Александра Довженко (1930).
Портрет матери, 1924
Евгения Соколова (Жемчужная), вторая жена Осипа Брика. Одета в костюм, созданный по эскизам Варвары Степановой
Кинорежиссер Глеб Кулешов
Художница Любовь Попова, подруга и соавтор Варвары Степановой
Варвара Степанова и Любовь Попова
Поэт Николай Асеев
Эльза Триоле, сестра Лили Брик
Кинорежиссер Эсфирь Шуб
Особая страница творчества - портреты круга Маяковского-Бриков. Буквально подробная хроника их жизни!
Портретов Владимира Маяковского у Родченко очень много. Они были приятели и соратники по ЛЕФу.
Дома у Бриков. Слева направо: Маяковский (редкое фото, где он улыбается), Варвара Степанова, Осип Бескин и Лиля Брик (страшно худая!), 1928.
Портрет-шарж Осипа Брика
Маяковский привез из-за границы Лиличке "реношку", и она решила устроить пробег из Москвы в Ленинград (1929, Лиля уже развелась с Осипом, до самоубийства Маяковского остался год). Родченко взяла с собой в качестве фотокорреспондента. Отдых в пути, Лиля прихорашивается. Господи, ну что в ней такого?!
Автопробег закончился бесславно - в 20 км от Москвы пробили колесо и решили вернуться.
Лиля водила машину сама - она была первая женщина-водитель в столице. Здесь ей 38.
У Родченко не было романа с Лилей (вроде бы), однако он явно попал под обаяние этой демонической женщины.
Секрет притягательности "музы русского авангарда" на этой фотографии очевиден.
Лиля в платочке с принтом работы Варвары Степановой.
Разработка рисунков для тканей - один из самых известных видов деятельности жены Родченко. Она также занималась разработкой вывесок, рекламы, живописью и графикой.
Давайте же, наконец, и о Варваре вспомним.
Варвара на диване.1928
Они познакомились в художественном училище в Казани, где Варвара училась в 1910-14 годах. Долго жили в гражданском браке, расписались только в 1942 в эвакуации. Была у них дочь, сейчас еще жив внук. Прожили вместе 40 лет. Это был очень крепкий союз, не только любовный, но и творческий.
"Курьер". В роли Курьера - Варвара.
Мне очень нравится этот портрет - такой теплый и интимный. Любящие глаза (и объектив) Родченко видели некрасивую в общем-то жену такой. Кто скажет, что на этой фотографии она не привлекательна?!
Варвара в платье из ткани с рисунком по собственному эскизу.
"Улыбка" (Варвара, 1930)
А это то, обо что чуть не разбилась уютная семейная лодочка Родченко-Степановой.
На этой знаменитой фотографии "Девушка с "Лейкой"" (1934) изображена Женя Лемберг, юная ученица Родченко.
Родченко увлекся Женей всерьез, у них возникли отношения, тайные и мучительные. Фотограф разрывался между Женей и любящей его Варварой. Кроме того, его смущала разница в возрасте и в интересах - ему было 43, Жене - 26. После долгих сомнений он порвал с девушкой, но какое-то время они продолжали работать вместе. Закончилось все трагически - Женя погибла в железнодорожной катастрофе в 1934 году.
"Три репортерши" (Лемберг (сидит), Краснявская, Игнатович).
Интересно, что в роковую поездку Лемберг звала Родченко с собой, но он не поехал. Потом, судя по его записям в дневнике, Женя часто снилась ему живая, долгие годы. А чувства к Варваре так и не вернулись, хоть они прожили вместе до конца жизни.
"Девушка с "Лейкой" в 1992 году была продана на аукционе "Кристи" за 115 000 фунтов.
После войны для семьи Степановой и Родченко настали тяжелые времена. Авангард был фактически запрещен еще в конце 1930-х, ЛЕФ давно разогнали. Не было в живых Маяковского, Любови Поповой, Осипа Брика и многих других друзей. По стране торжественно шествовал соцреализм, новаторство и эксперименты были не только не востребованы, но и опасны. В 1951 году Родченко, "как формалиста", исключили из Союза художников (хорошо, что хоть не арестовали!). Пара художников месяцами сидела без работы, Александр теперь изредка снимал спортивные соревнования и артистов цирка, занимался живописью. Варвара работала художественным редактором журнала. Их преследовали безденежье и тоска от невостребованности.
В 1956 году гениальный фотограф умер от инсульта в возрасте 64 лет, Варвара пережила его всего на полтора года. Похоронили их рядом, на Донском кладбище в Москве.