Самые сильные впечатления от Италии у нас автомобильные - все-таки мы немало наездили. А северную Италию так и вовсе буквально увидели изнутри - имеется ввиду, что из тоннелей практически не вылезали, на севере автострады состоят исключительно из тоннелей и виадуков.
Надо еще отметить, что итальянцы имеют древнейший опыт постройки дорог, и многие дороги, построенные еще древними римлянами существуют до сих пор, конечно, в более современном виде. Но здесь я хочу рассказать не о дорогах и их качествах, а об итальянцах и их вождении.
Поначалу мы просто поражались, насколько итальянцы соответствуют
мультику Бруно Боззетто - он оказался не художественным вымыслом, а самой что ни на есть правдой жизни (итальянцы ездят точь-в-точь как красные машинки в этом мультике).
Все возможные правила, которые только можно вспомнить, ими нарушаются: пешеходов никто не пропускает (отчего мы чуть не попали под машину в первый день, по французской привычке выйдя почти не глядя на переход - пришлось натурально отскакивать). Ограничения скорости никто не соблюдает: едут минимум +20 к установленному, да и +40 не редкость. Если в Италии введут автоматические радары, то половина водителей потеряет права в первый же месяц. Обгоняют по встречке через сплошную полосу, в том числе через двойную сплошную. На выделенный путь поворота налево набивается "китайцев", которые едут прямо, и когда среди них затесывается бедолага, действительно едущий налево (и которому горит красный свет), они его оббибикивают, и объезжают слева, опять же по встречке.
Про манеру парковаться я вообще молчу - парковки в два ряда, как в мультике - совершенно нормальное дело. Выхватить место парковки из под носа у готовящегося парковаться тоже в порядке вещей, и тогда можно стать свидетелем эмоциональной итальянской ругани двух водителей ("какие у них красивые имена! Кобелино!"). Неудивительно, что машины у них намного больше помяты с боков, чем даже в Париже, хоть и встречаются неплохо сохранившиеся экземпляры.
Приоритеты справа или даже со стопа никто не соблюдает (я уже не говорю про езду на красный свет). Причем настолько, что на своем приоритете можно стоять часами, дожидаясь кого-нибудь, кто тебя пропустит. Ну а если уж в пробке дашь проехать какому-нибудь бедолаге со стопа, то за ним с этого стопа набиваются все машины, которые смогут втиснуться, и приходится отстаивать свой приоритет под возмущенное бибиканье задних машин. Причем у меня сложилось впечатление, что именно эта неуступчивость и не умение ездить по одному, как во Франции - основная причина возникновения пробок, в определенный момент перекресток просто блокируется едущими в разные стороны машинами, не желающими никого пропускать. Кстати, еще одна итальянская особенность: есть достаточно крупные города без единого светофора!
При малейших признаках пробки исчезает какая-либо полосность движения (BAU и так не всегда бывает), все пытаются втиснуться во все возможные дыры, и в итоге машины скорой помощи протискиваются с огромным трудом. Но зато за ними по проложенной колее едут не только мотоциклисты, но и автомобили, вплоть до какого-нибудь монстра 4x4.
Но больше всего впечатлило, когда на въездном пути на автостраду нам попались машины, едящие по ней задним ходом - они убегали от пробки, не дожидаясь следующего съезда. При этом они еще покрикивали на тех, кто ехал вперед и мешал этому ракообразному исходу.
Поначалу такое поведение на дорогах нас просто шокировало.
Потом мы начали привыкать, и даже находить в этом логику: во-первых, не все едущие на красный свет - нарушители, просто в Италии разрешен поворот направо под красный. Во-вторых, бибикают тут не всегда от злости, иногда это просто предупреждение об обгоне слева по встречке. В третьих, ограничения скорости, похоже, никогда не расчитывались на их буквальное толкование - так на простом повороте могут поставить ограничение 20, на нормальной прямой дороге, по которой смело можно топить 90, зачем-то вешают знак 70 на всю ее длинну, а при въезде на автостраду вообще можно встретить стоп (который, конечно же, никто не соблюдает). Поэтому превышение на 20 км/ч - фактически вынужденная необходимость.
Автострады (кстати, как это все-таки будет по-русски? по-французки "autoroute", по-немецки "autobann", по-итальянски "autostrada", а по-русски?) в Италии хорошие, почти ничем не уступающие французским, разве что более горбатые. Их сигнализация непривычно зеленого цвета, как раньше было у бельгийцев, но к этому тоже быстро привыкаешь. Только непонятно, зачем на разделительной полосе садят олеандры? Все дорожные работы, которые нам попадались в Италии, были связаны с подстрижкой олеандров вдоль автострады.
Площадки для отдыха у них всегда имеют стандартный набор: заправка, магазин, ресторан, все тот же Автогриль, что и во Франции (итальянское предприятие, кстати). Есть там дорого и невкусно, лучше ограничиться кафетерием. А вот цены на горючее колеблются по Италии очень мало, поэтому на автостраде заправляют почти по обычной цене (которая для солярки выше, чем во Франции, а на бензин - ниже). Дороги, где официальные ограничения 150, нам не попадались, хоть мы проехали обе главные автострады, и восточную, и западную, да и на поперечных тоже поездили. Но если принять во внимание привычку итальянцев ездить минимум +20 к ограничению, то они почти все на 150 :). На трехполосных автострадах самая правая полоса - это грузовики, средняя топит 150, а по крайней левой шныряют болиды, с оценочной скоростью около 200. Болидам принято уступать, но в случае чего они еще издали простреливают дальним, чтобы все убрались с дороги, и они могли ехать не теряя скорости. А вообще, машина, желая, чтобы ей уступили дорогу, начинает сильно прижиматься сзади, намекая, что неплохо бы ее пропустить. И есть все-таки единственное правило, которое на итальянских дорогах соблюдается неукоснительно: они никогда, никогда-никогда не обгоняют справа. Доходит просто до смешного: в левой полосе застрял какой-то непонятливый тихоход, никак не желающий уйти направо, за ним скопилась пробка болидов, а правая полоса совершенно пустая. На тихохода будут давить морально, бибикать, сигналить фарами, но никто так и не выедет на правую полосу для обгона. Или когда на двухполосной дороге со встречным движением по левой полосе едет тихоход, его скорее обгонят по встречке через двойную сплошную, чем объедут по огромной пустой правой полосе. Хотя это встречается очень редко - обычно те, кого обгоняют, стараются максимально прижаться вправо, вылезая наполовину на обочину, всячески облегчая обгон, поэтому даже однополосная дорога становится почти двойной. Отсюда еще одна итальянская особенность - при обгоне по встречке нет особенной спешки, обгоняют неторопливо, зная, что в случае чего посторонится и встречка, и обгоняемый сосед.
Благодаря строгому соблюдению этих неписанных правил, итальянцы со своим беcшабашным стилем вождения и гораздо более старым парком автомобилей умудряются иметь меньше смертей на дорогах, чем французы. Хоть по началу, видя, как они водят, это кажется невероятным. Но к этому стилю быстро привыкаешь, когда понимаешь основное правило: какую бы глупость ты не сделал на дороге, остальные участники движения к ней морально готовы. Правда, это обязывает и тебя ждать абсолютно всего от других машин: проверять, свободна ли дорога, проезжая на свой зеленый, крутить головой налево и направо при перестройках, всегда ожидать неожиданное появление машины перед тобой с встречной полосы. Но этот стиль быстро впитывается и начинает нравится. И после этого очень сложно водить во Франции: по средней полосе ровно 130, все тащатся, как черепахи, на дороге ничего не происходит, а по крайней левой обгоняет "болид" на 135 - ощущение, как в замедленной съемке :).
Что еще понравилось в Италии: единый билет на пеажах - один раз заехал, и едь через всю Италию без остановки. За счет этого даже объездные дороги крупных городов платные и, как следствие, не сильно забитые. И еще на пеажах принимают карточки Виза, причем для карточек всегда есть отдельные ворота. А итальянцев, пользующихся карточками, немного, поэтому эти ворота всегда пустые, как и Телепорты. Еще понравилось название их дорожной полиции: Polizia Stradale.
Хоть вообще полиции на дорогах мы практически не видели, за всю дорогу видели только одну мигалку, едущую на ДТП. Кстати, ездят они на Альфа-Ромео, достаточно непривычно. А вот муниципальная полиция ездит на Фиатах, а иногда и того меньше.
Вообще же на дорогах поражает количество Lancia. Как-то к Фиатам и Альфа-Ромео привыкли еще во Франции, а вот Ланчии в таком огромном ассортименте нам еще не встречались. В городах же - сплошные скутеры Веста, они как тараканы, лезут из всех щелей, и часто управляют ими совсем дети, и ведут себя соответственно.
Ну и во всем чувствуется нежная любовь к Феррари: ее эмблемами торгует почти каждая заправка, и встретить вздыбленного коня можно и на грузовике, и на маленьком автобусе.
Еще из полезных наблюдений: платные стоянки в Италии голубого цвета. Мы сначала думали, что голубой означает, как и во Франции, стоянку с ограничением времени, но найдя однажды на такой стоянке штраф за неуплату, догадались, что платить все-таки надо. Правда, процедура достаточно сложная: далеко не везде есть паркометры, поэтому надо покупать какие-то марки в соседнем баре и куда-то их лепить. Всю процедуру мы так и не узнали, т.к. просто больше не парковались на платных стоянках :) Но штраф платить придется - между Италией и Францией есть система обмена информацией о штрафах.