Jan 09, 2014 23:54
هؤلاء هم الخوارج "Хауляи хум аль-хаваридж" Абуллаха аль-Кахтани:
نسبوا إليه أنه قال: "من قال لا أعرف ربي في السماء أم في الأرض فقد كفر لأن الله يقول: {الرحمن على العرش استوى} وعرشه فوق سبع سموات..."
والجواب: أن هذا الكلام كذب باطل مصنوع على أبي حنيفة وذلك لأن الراوي لهذا الكلام هو أبو مطيع البلخي وهو كذاب دجال، قال ابن معين: ليس بشيء، وقال مرة ضعيف، وقال أحمد: لا ينبغي أن يروى عنه شيء، وقال البخاري: ضعيف صاحب رأي، وقال النسائي: ضعيف، وقال أبو حاتم: كان مرجئا كذابا، وقد جزم الذهبي بأنه وضع حديثا كما في ترجمة عثمان بن عبدالله الأموي، قال ابن أبي العز شارح الطحاوية الحشوي المجسم ج2 ص480 نقلاً عن ابن كثير: وأما أبو مطيع فهو الحكم بن عبدالله ابن مسلمة البلخي، ضعفه أحمد بن حنبل ويحيى بن معين وعمرو بن علي الفلاس والبخاري وأبو داود وأبو حاتم الرازي وأبو حاتم محمد بن حبان البستي وابن عدي والدار قطني وغيرهم اهـ.
Они (Муджассимиты) приписали ему (Абу Ханифе) высказывание: «Кто говорит: «Я не знаю, в небе мой Господь или на земле», - тот неверный. Аллах в Коране сказал: «Милостивый "вознесся" на Арш» а, как известно, Его Арш над семью небесами…»
На самом деле это ложь и клевета в адрес Абу Ханифы. Это высказывание передает Абу Мутыг аль-Бальхи, известный лгун и обманщик. Ибн Муин о нем сказал: «Он ничтожество», в другом высказывании сказал: «Он слаб». Имам Ахмад сказал: «Не следует передавать то, что рассказывает этот человек». Аль-Бухари сказал: «Этот человек слаб, он рассказывает то, что взбредет ему в голову». Ан-Насаи сказал: «Он слаб». Абу Хатим сказал: «Он был мурджиитом, лжецом». А аз-Захаби утверждает, что этот человек выдумывал хадисы. Ибн Абу аль-Изз, муджассимитский комментатор тахавитской акыды (т. 2, с. 480), цитируя Ибн Касира, пишет: «Абу Мутыг - это аль-Хакам бин Абдулла бин Масляма аль-Балхи. Имам Ахмад бин Ханбаль, Яхъя бин Муин, Амр бин Али аль-Фаллас, аль-Бухари, Абу Дауд, Абу Хатим ар-Рази, Абу Хатим Мухаммад бин Хиббан аль-Басти, Ибн Ади и ад-Даркутни признавали его слабым передатчиком».
هذا ما قاله هنا بينما قال بعد ما أورد الأثر السابق ص378: ولا يلتفت إلى من أنكر ذلك… فتأمل في كلامه واحكم عليه بما شئت. وأبو إسماعيل الأنصاري الملقب بشيخ الإسلام الراوي لهذا الأثر لا يحتج بنقله ولا كرامة لأنه مجسم خبيث قائل بالحلول والاتحاد كما قال ابن تيمية ونقله الإمام ابن السبكي في الطبقات الكبرى ج4 ص272 نقلا عن الحافظ الذهبي. ا هـ
Но в этой же книге на с. 378 он по этому поводу пишет: «Не обращайте внимание на того, кто это отрицает…» - поэтому сами оцените его. Кроме вышеупомянутого лжеца, в цепочке передатчиков этого риваята присутствует Абу Исмаиль аль-Ансари, известный как Шейхулислам, его слова вообще не следует принимать, поскольку он был не только муджассимитом, но и придерживался мнения о божественном воплощении и единосущности Бога с созданиями. Об этом заявляет Ибн Теймия, имам ас-Субки в «Ат-Табакат аль-кубра», т. 4, с. 272, ссылаясь на аз-Захаби.
وعلى تقدير صحة هذا الكلام فقد أجاب عنه الإمام ابن عبدالسلام في حل الرموز كما نقله علي القاري في شرح الفقه الأكبر ص271 قال: من قال لا أعرف الله تعالى في السماء أم في الأرض كفر، لأن هذا القول يوهم أن للحق مكانا ومن توهم أن للحق مكانا فهو مشبه. ا هـ.
قال القاري: ولا شك أن ابن عبدالسلام من أجل العلماء وأوثقهم فيجب الاعتماد على نقله لا على ما نقله الشارح - يعني شارح الطحاوية المجسِّم - مع أن أبا مطيع رجل وضّاع عند أهل الحديث كما صرح به غير واحد. ا هـ كلام القاري.
Но даже если это высказывание истинно, то имам Ибн Абдусалям в «Халл ар-румуз», как повествует об этом Али аль-Кари в комментарии к «Аль-Фикх аль-акбар», с. 271, пишет: «Кто говорит: «Я не знаю, в небе мой Господь или на земле», - тот неверный потому, что этот человек думает, что Аллаху присуще какое-то место, он мушаббих».
Али аль-Кари, комментируя обе цитаты, пишет: «Мы должны принять точку зрения Ибн Абдусаляма и отказаться от той, что приведена в комментарии к тахавитской акыде. А, кроме того, Абу Мутыг, по свидетельству многих уважаемых ученых, известный обманщик и сочинитель хадисов».
على أن الإمام أبا حنيفة قد صرح بنفي الاستقرار على العرش في كتابه الوصية كما في شرح الفقه الأكبر ص61 حيث قال: نقر بأن الله على العرش استوى من غير أن يكون له حاجة إليه، واستقراره عليه وهو الحافظ للعرش وغير العرش فلو كان محتاجا لما قدر على إيجاد العالم وتدبيره كالمخلوق ولو صار محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله تعالى فهو منـزه عن ذلك علوا كبيرا. اهـ.
К тому же, имам Абу Ханифа в «Ал-Васыя» сам опровергал расположение Аллаха на Арше. В комментарии к «Аль-Фикх аль-акбар» (с. 61) сказано: «Мы признаем, что Аллах овладел (истава) Аршем, но Он не нуждается в нем. Он на нем не сидит, Он хранитель Арша и всех остальных созданий. Если бы Он в чем-либо нуждался, то не смог бы создать все сущее. А если бы Он нуждался в сидении, то возникает вопрос: где же Он был до создания Арша. Воистину, Аллах превыше всего этого».
Абу Ахмад аль-Казани