What are we doing here? We're reaching for the stars. - Christa McAuliffe
Обещано было давно, но увы, руки дошли только сейчас. Спасибо всем, кто ждал и надеялся.
Прежде чем начать, я бы хотел отметить следующее: 1. Фильм отличный, данный разбор вовсе не является попыткой буквоедски выискать дутые недостатки. Еще раз: фильм просто отличный, одно из лучших произведений о космосе в истории кинематографа вообще. 2. Так как фильм отличный, тем кто его еще, вдруг, не видел, настоятельным образом советую сначала посмотреть кино. Дальнейший разбор не просто полон спойлеров. Это один большой спойлер.
Не, еще не поехали. Есть еще два соображения, которые следует озвучить: во-первых, я в космической технике разбираюсь весьма поверхностно, во-вторых, есть многоуважаемый alien3, который понимает в ней весьма неповерхностно, и при этом обещал сделать разбор. В результате, принято решение двинуться в следующем направлении: будем рассматривать только преступления против физики как таковой, оставив выяснение, в какую сторону открывается шлюз на МКС, специалисту. Если хотите, будем считать, что действие происходит в параллельном мире, с идентичным нашему уровнем технического развития. Заклепки будем пересчитывать только в том случае, если работа какого-либо технического артефакта откровенно противоречит законам физики.
Иными словами, я собираюсь последовательно занимать позицию Advocatus Diaboli. И да, разбор опирается на оригинальную версию, фантазии авторов дубляжа остаются на их совести.
Вот теперь - поехали!
Дабы не возвращаться более, разделаемся для начала с вопросом орбит всевозможных космических аппаратов и мусора. Вопиющим моментом, регулярно пинаемым, является перелет сладкой парочки с орбиты "Хаббла" на МКС. В нашем мире подобный маневр потребовал бы, по моим грубым прикидкам, около тонны топлива. Однако, разумеется, пары орбит, для которых это возможно даже при помощи ранцевого двигателя - существуют. Туда мы и поместим условные "Хабблы" и условную "МКС", присовокупив недалече китайскую станцию. То же самое можно сказать и про космический мусор. Орбиты, на которых должны были находиться спутники, послужившие его источником, с инженерной точки зрения крайне сомнительны, однако физически не невозможны. Да, собралась там изрядная, теплая и странная компания, столпившаяся на маленьком космическом пятачке. Видимо убоялись космического одиночества. Пусть их. Периодичность встреч с космическим мусором, вместе с тем, вполне соответствует высотности орбиты реальной МКС. Вообще, именно эпизод с установкой таймера на повторный пролет обломков я склонен считать реверансом-извинением в адрес подготовленных зрителей.
В эту же кучу я волюнтаристски спихиваю вопрос пропавшей связи с Землей.
Будем теперь двигаться в хронологической последовательности.
Итак, завязка сюжета произошла, Клуни и Сандра, единственные выжившие, почти чудом воссоединились и вернулись к шаттлу. На борту двое погибших, плюс тело одного из астронавтов они подобрали.
На стоп-кадрах видно, что тела замерзли. В динамике, на экране, они ведут себя как твердые монолиты. Более того, в сценарии это прямо говорится (отдельное спасибо alexis_m за ссылку). Однако, охлаждение излучением, а никакой другой вариант в вакууме невозможен, - процесс крайне неспешный. Время, необходимое, чтобы спуститься до точки замерзания воды исчисляется многими, многими часами, даже при условии, что погибшие астронавты полностью закрыты от Солнца корпусом шаттла. Если же экранирование неполное, то тем более. Появление трупного окоченения можно ожидать раньше, но и оно наступило бы не ранее чем через пару часов.
Вообще, космос в окрестностях звезды по имени Солнце вовсе не так уж и холоден. Если абсолютно черное шарообразное тело облучается прямыми солнечными лучами, то его температура термодинамического равновесия на расстоянии 1 а.е. от светила равна примерно +4 градусам Цельсия (спасибо zelenyikot, за то, что не пришлось считать температуру равновесия самому). В плотно закрытом (дабы предотвратить испарение) и выкрашенном в черный цвет чайнике Рассела даже не замерзнет вода!
Более того, на телах отсутствуют видимые последствия взрывной декомпрессии. Вопреки распространенному заблуждению, кровь у человека, попавшего в открытый вакуум не закипит, упругость стенок кровеносных сосудов этого не позволит. Однако, объемное расширение тканей будет видимо вполне явственно. Подробный разбор эффектов воздействия открытого вакуума на человеческий организм можно прочесть здесь.
Тем временем, предоставив разбитый шаттл его огненной судьбе, выжившие отправляются на МКС. Техническую сторону этого перелета мы обсуждали в самом начале, поэтому опустим детали. После ряда ударов, кувырков и прочей акробатики, главные герои застывают в следующей позиции:
Казалось бы, скорость погашена наконец, спаслись таки. Но нет, кровожадный режиссер твердо решил угробить Клуни, не взирая на какие-то там законы физики. Неведомая сила продолжает тащить несчастного. Кто сказал "там же невесомость"? Герой должен пожертвовать собой и он, таки, да. Истинному героизму небесная механика не помеха.
Спаситель уносится вдаль:
Сандра недоумевает: как с такими знаниями физики его к полетам допустили?
Не могу я серьезно об этом эпизоде писать. Отлично снятый, отлично сыгранный, полный драматизма момент. И одновременно - полная чушь, которую склонны замечать даже вполне "гражданские" зрители. Назовем вещи своими именами: на фоне этого "сюжетного решения" всё остальное - мелочи и откровенные придирки.
При первом просмотре отпустило меня уже только когда начались виды Сандры на станции: