Почему в православных церквях, в отличие от католических, нет скамеек? Православные считают, что молиться Богу ни в коем случае нельзя сидя. Это делается в знак почтения и благоговения перед Богом. А где нет благоговения, - там вообще нет религии! А католики говорят, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о табуретке.Сравнительное конфессиоведение.
«Благовещение», Франческо Альбани, XVII век.
Одно из основных разногласий православных и католиков заключается в отношении к Богородице: православные рассматривают Марию, как особо отмеченную Господом, но всё-таки обычную 14-летнюю девушку, через которую в этот мир пришёл Господь, а католики относятся к ней с таким почтением, которого не удостаивается даже Папа Римский: в чине католической мессы есть упоминание Пресвятой Богородицы Девы Марии, и все присутствующие при этом выполняют лёгкий полупоклон, не совершаемый при упоминании любого другого человека, будь то Папа Римский, местный епископ или святые. В православии раздел догматического богословия, касающийся Девы Марии, так называемая теотокология (от греческого Θεοτόκος - «Богородица»), изучается в рамках общей науки
христологии, тогда как в католицизме существует отдельная наука -
мариология. В целом эти три термина свидетельствуют, что традиция распила грантов на проекты с умными названиями была сильна ещё в древние времена.
Не вдаваясь в оценку технической возможности зачать ребёнка от Духа Святого, родить Господа, сотворившего эту Вселенную, и остаться девственницей на протяжении всей жизни, до, во время и после рождения Иисуса, (что утверждено решениями Второго Вселенского Собора в 533 году, подтверждено папской энцикликой
Mystici Corporis Christi Папы Пия XII и отражено в титуле «Приснодева», то есть «Вечная девственница»), я хотел бы остановиться на объяснении, почему католики столь трепетно относятся к Деве Марии.
Предпосылка номер раз: Иисус Христос пришёл на Землю для того, чтобы взять на себя наши грехи. Таким образом, Он как бы очищает лист, с которого начинается отсчёт добрых и злых поступков, определяющий посмертную судьбу каждого человека. Вследствие Его жертвы на Страшном Суде мы будем нести ответ только за те ошибки, которые совершили сами, по своей воле и по собственному выбору; в нашей жизни не будут учитываться ошибки наших родителей и предков, как грозился Господь
в Книге Исход, 20:5. В частности, жертва Иисуса Христа искупила Первородный грех Адама, грех непослушания, в котором соучастниками было всё человечество (
Катехизис, § 402). Все эти грехи, в которых мы лично не принимали участия, но всё равно были виноваты, Иисус с нас снял.
Предпосылка номер два: эта жертва Иисуса очистила от греха все поколения людей, - и тех, кто жил до рождения Иисуса, и тех, кто жил одновременно с Ним, и тех, кто жил после Его распятия, и нас с вами, и всех остальных. Вообще всё человечество, от самых первых людей до самых последних.
Из второй предпосылки неопровержимо следует, что Христу, в общем-то, было всё равно, когда приходить. Раз уж Он спас всех, и стар, и млад, и умерших, и ещё не родившихся. Если бы Его распяли десятью годами ранее, что-то изменилось бы? Нет, Он точно также бы всех спас, потому что для Его Божественного воздействия точка приложения сил не имеет значения. А десятью годами позже? А двадцатью? А двумя тысячами? Всё равно ничего не изменилось бы. Он мог придти и в десятитысячном году до Рождества Христова нашей эры, и в десятитысячном году после. Когда у вас бесконечная плоскость, в которой надо сделать прокол, то не имеет значения, в какую точку на плоскости вы ткнёте иголкой, они все равноценны.
Так почему же Господь выбрал для телесного воплощения именно Иудею времён царя Ирода? Что у Него, других вариантов не было? Примерно в это же время точно такие же римские легионы топтали землю Галлии, Греции, Северной Африки и Испании. Любая их этих стран испытывала примерно те же проблемы, что и Иудея. Например, история
Лугдунской Галлии очень сильно напоминает историю Иудеи: Галлия была присоединена к Риму в серии войн между 60 и 50 годами до н. э., а Иудея - в 63-м. В Галлии была своя
«иудейская война» - восстание Виндекса в 68 году н. э., что достаточно точно соответствует восстанию иудеев против римлян в 66-71 годах н. э.. Восстание Виндекса окончилось для галлов с теми же последствиями для коренного населения, что и иудейская война - для иудеев. После присоединения и Иудея, и Галлия управлялись римскими прокураторами, надзиравшими за местными вассалами. По всему получается, что особой разницы между Иудеей и Галлией в начале нашей эры не было; римляне даже казнили местных бузотёров одинаково - на крестах.
Можно сказать, что Господь выбрал Иудею потому, что здесь господствовала монотеистическая религия, в рамках которой было предсказано Рождение Мессии. Ладно, примем как версию. Но я не вижу причин, по которым евреи,
замечательно существовавшие в столичном Риме и в более западных областях, не могли заполучить вполне кошерного, еврейского Мессию в Галлии. Это же относится к требованию Мессии происходить из рода Давидова: раз уж представители рода Давидова не гнушались столярным ремеслом в Назарете, они вполне могли точно так же не гнушаться столярным ремеслом в Лугдунуме, он же Лион. Кроме того,
родословные Иисуса Христа выводят Его происхождение от Давида по приёмному отцу, Иосифу, что, в общем, открывает простор для фантазии, раз уж в Иисусе нет ничего биологического от Давида. (Богословы это противоречие успешно решили, - спасибо
архиепископу Авекрию: «Почему Евангелист даёт родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, следовательно, раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода». Это доказывает, что гранты пилились не зря! Особенно радует слово «несомненно», - очевидно, архиепископ убедился в указываемом факте лично).
И я ещё не говорил, что Господь, как и полагается Всемогущему, мог просто сказать: «Мессия родится в Галлии, точка. Все несогласные могут построиться шеренгой по двое и проследовать по коридору налево, под стрелочку „Преисподняя”, до самых котлов, где ими займётся специально обученный персонал».
Так почему же именно Иудея середины первого десятилетия до нашей эры?
Раз уж неважны ни место, ни время, ни личность приёмного отца, единственное, что остаётся, - личность биологической матери. Из рождения Иисуса у Марии прямо следует: она была наиболее достойной матерью для Господа из всех женщин, бывших и будущих. Самой-самой. Из вообще всего человечества. Она поверила ангелу, который принёс ей весть Благовещения, дала своё добровольное согласие на рождение Господа, и в течение всей своей жизни не отходила от веры. Даже когда её Сын умирал на кресте, она всё равно верила, не поколебавшись в вере ни на миг. Я не уверен, что я на её месте смог бы сохранить веру. А она - смогла.
Именно поэтому католицизм считает Марию самым лучшим образцом для подражания. И именно поэтому католики высказывают ей своё безмерное уважение, восхищение и преклонение. Потому что она - самая крутейшая чикса в этой Вселенной! Йоу!