В конце прошлой части погрузились в поезд. Людей было много, все места были заняты и по вагонам ещё бегал народ в поисках свободных мест.
Билет можно купить как заранее через интернет, так и на месте - в кассе или автомате. Если брать билет от Тирано до Санкт-Морица без привязки ко времени отправления, то он стоит 32 евро. Вообще, конечно, франка, но они примерно равны (хотя франк чуть дешевле), так что я для удобства буду писать «евро». Если брать билет на конкретное время, то он обойдется в два раза дешевле - я заплатил за билет 16 евро (2 класс, обычный вагон) вместо 32.
Озеро Лаго-Бьянко, Швейцария. Гора Сассаль Масон (Sassal Mason), 3032 метра.
- Вернемся в поезд. Учитывая то, что по началу было много народу, место было опасно покидать, так что я большей частью смотрел направо. Налево тоже иногда посматривал, но всё равно кое-что интересное там пропустил.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295515.jpg)
- К примеру, тут мы выехали на одну из главных площадей Тирано, где стоит упомянутая церковь «Мадонна ди Тирано». Но она стоит слева, а смотрел направо. Хотя не страшно, что я, церквей не видел? :)
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295516.jpg)
- А вот поезда, которые ездят прямо по улицам - это большая редкость.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295518.jpg)
- Но за городом поезд уже съезжает с дороги и идёт в стороне.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295524.jpg)
- Подъезжаем к Швейцарии. Домик вдали - это как раз пропускной пункт между Италией и Швейцарией. Правда вроде как никого не останавливали, а поезд вообще границы не заметил. Машины хоть видят перечеркнутое «Италия».
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295529.jpg)
- Рядом, за речкой Поскьявино, офис местного отделения Guardia di Finanza (Финансовая полиция), занимаются борьбой с экономическими преступлениями, контрабандой, нелегальной иммиграцией и т.п.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295530.jpg)
- Кампоколоньо - первая станция на территории Швейцарии.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295535.jpg)
- Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295539.jpg)
- Виноградники (наверное) вдоль пути.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295545.jpg)
- Одна из визитных карточек линии - спиральный виадук в Брусио. Идущий снизу поезд сперва проходит по виадуком, делает круг…
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295552-1.jpg)
- …и поднимается наверх.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295557-1.jpg)
- Брусио.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295563.jpg)
- Встречный поезд. Линия одноколейная, но местами есть разъезды.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295568.jpg)
- Если кто захочет поехать, то надо садиться в первый или последний вагон, чтобы было видно свой поезд на поворотах. Добавляет колорита. Из центральных вагонов не так интересно смотреть. Владельцы ЖД про это знают и стараются панорамные вагоны ставить в начале или в конце состава.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295577.jpg)
- Подъезжаем к переезду.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295582.jpg)
- Сарайчик.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295594.jpg)
- Остановка и деревушка называются Миралаго, а озеро - Лаго-ди-Поскьяво. Самая высокая вершина впереди, если я ничего не перепутал - Пиц Камбрена, 3606 метров.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295601.jpg)
- Панорама озера, правда немножко кривая - снималась на ходу.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295619-Pano.jpg)
- Зима, сразу видно.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295630.jpg)
- Снова едем по берегу реки Поскьявино. Тут много где принято не менять название реки после того, как она впадает в какое-нибудь озеро. Впадает в озеро Поскьяво река Поскьявино - и вытекает из этого озера река Поскьявино.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295646.jpg)
- Деревушка Аннунцьята. Деревень тут много, одна переходит в другую и не всегда так сразу поймёшь, где какая. Гору вроде бы зовут Зассальб (Sassalb), 2862 метра.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295652.jpg)
- Поленница.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295661.jpg)
- Станция Поскьяво. Опять разъезжаемся со встречным поездом. Из интересного - поезд стоит на стрелке, а не прямо у платформы. Пассажиры при этом высаживаются и садятся.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295672.jpg)
- Поехали дальше.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295685.jpg)
- Здесь железная и автомобильная дороги на некоторое время расходятся. Железная дорога начинает карабкаться в гору, а автомобильная ищет более пологие подъемы. Внизу деревня Сан Карло, слева виднеется электростанция Роббиа.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295689.jpg)
- Автодорога в горы тут всё же идёт, но просёлочная.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295692.jpg)
- Первый тоннель. Хотя учитывая длину, скорее галерея. Если присмотреться, то голову поезда за впереди кустами видно.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295701.jpg)
- Развалины сарайчика. Хотя может когда-то это считали замком…
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295713.jpg)
- Дорога на этом участке делает несколько изгибов, проходит по виадукам, тоннелями и галереям, зигзагами поднимаясь примерно на 650 метров.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295720.jpg)
- Остановка Кадера, 1383 метра (Поскьяво - 1014 метров).
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295725.jpg)
- А это как бы автодорога.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295739.jpg)
- Взгляд назад. Долина, озеро.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295740.jpg)
- Горы. Какие ещё горы, дайте лучше поспать.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295741.jpg)
- Поезд так часто меняет направление, что не всегда понятно, в какую сторону смотришь. Только по солнцу и определяешь ту сторону, с которой приехал.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295757.jpg)
- Очередной тоннель. Многие тоннели на подъёме подковообразные.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295768.jpg)
- Видел в окно красивые виды, поезд зашел в тоннель, вышел - и перед носом стена, а красивые виды теперь с противоположной стороны вагона.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295772.jpg)
- Показался первый снег. Именно лежащий на земле, а не на вершинах гор. До прихода холодов была ещё пара недель, в Милане в те дни стояла температура градусов в 10, в Генуе вообще 17-19 было, а в Тирано что-то в районе +5.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295774.jpg)
- А с первым снегом - и первый лёд.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295777.jpg)
- Станция Кавалья.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295779.jpg)
- Высота - 1692 метра.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295780.jpg)
- Дальше опять начинаются зигзаги.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295791.jpg)
- Хотя повороты не такие резкие, как на предыдущем подъеме, тут более плавно поезд вверх идёт.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295802.jpg)
- Замерзшие водопадики.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295812.jpg)
- Очередной разъезд.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295820.jpg)
- И снова вверх.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295829.jpg)
- Только что вон там внизу проезжали.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295834.jpg)
- Озеро Палю. Справа сверху на горе лежит одноименный ледник, который питает озеро водой.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295848.jpg)
- А это опять взгляд назад.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295854.jpg)
- Когда проезжаем какие-то интересные места, в поезде на английском языке кратко про них рассказывают. «Мы приехали на станцию Альп Грюм, отсюда открываются прекрасные виды на озеро Палю, ледник Палю и долину Поскьяво. Мы стоим пять минут, вы можете выйти и оглядеться». Ну ладно, вышли.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295866.jpg)
- Только тут тоже живут по принципу «кто первый встал - того и тапки». На первом пути стоит туристический поезд (который только из панорамных вагонов состоит и идёт по своему расписанию). Само собой, он тут стоит и будет стоять еще долго, пока все его туристы насмотрятся на окружающие виды. Пришлось сесть обратно в свой поезд и удовольствоваться тем, что видел на подъёме.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295867.jpg)
- Плотина Scala у озера Лаго Бьянко. Так что озеро оказывается не озеро, а водохранилище, созданное из двух природных озёр.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295882.jpg)
- Хотя вполне сойдёт и за озеро. Оно расположено на седловине перевала Бернина.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295887.jpg)
- Лёд практически зеркальный, хоть и в трещинах.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295899.jpg)
- В небе солнце.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295903.jpg)
- В общем - прекрасная погода для прогулок и катания на коньках.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295911.jpg)
- Оспицио Бернина - самая высокая станция Бернинской железной дороги (да и всех Ретийских дорог вообще), 2253 метра над уровнем моря (на момент постройки намеряли 2256, написали на табличке и больше не меняли).
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295914.jpg)
- Над озером возвышается гора Сассаль Масон (Sassal Mason), 3032 метра.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295920.jpg)
- Большая часть пассажиров вышла тут, а я поехал дальше. Был бы световой день подлиннее, может и сам бы вышел погулять до следующего поезда.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295926-1.jpg)
- Глубина озера достигает 53 метров. Когда-то вода из озера напрямую шла на электростанцию Роббиа (фото 25), а сейчас она идёт через парочку промежуточных электростанций.
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295933.jpg)
- Уголок отдыха. Вдали видна северная плотина Лаго Бьянко (Arlas).
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295938.jpg)
- А за озером находится точка водораздела. Это водораздел рек По и Дунай. Ну или слева бассейн Адриатического моря, а справа - Черного. Хотя некоторые говорят, что тут проходит Европейский водораздел (между Средиземным морем и Атлантическим океаном).
![](http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/01/PC295939.jpg)
На этом всё. В следующей части начнём спускаться с перевала.
Originally published at
banshee.ms. You can comment here or
there.