Посидели сегодня узким коллективом часиков эдак семь, поговорили за нейронет:
1. Сапдейтили понятие нейронета: раньше был "эпоснет", когда знание передавалось в устной традиции, потом "букнет" для письменной традиции, потом "интернет" с его гуглём, поиском, социальными сетями, а уже потом будет "нейронет", когда "нейро" переместится в саму сеть и "нечеловеческие и/или сверхвалидные узлы" станут активными переустроителями как себя, так и самой сети ("САПР переместится в систему", как я это называю). Техническая реализация интерфейса непосредственно от нейронов к сети тут не самый важный и интересный момент, как не самый важный момент в развитии самого интернета переход от интерфейса интернета от толстеньких CRT-дисплеев к дисплеям на смартфонах и планшетах и прохождения самого интернета не по проводам, а через WiFi или LTE. Как говорится, в играх побеждает лучший геймплей, а не техническая реализация полигонов: кто и в какую игру играет важней, чем на каком движке оно сделано (но разные движки позволяют при этом делать разные игры, это тоже забывать нельзя).
Тут есть три времени рассмотрения: операции (run-time), жизненный цикл одной системы (например, интернета) и "управление технологиями" (смена технологий, перескок с одной s-образной кривой развития на другую, переход с одного типа платформ на другую). Нейронет в этом плане имеет жизненный цикл как система (нейронет ведь индивид, физический объект, существует в пространстве-времени! Как интернет всепланетный и один, так и нейронет), но само его появление рассматривается именно в плане "управления технологиями". Что будет после нейронета пока не рассматриваем, не будем строить из себя Нострадамусов (сингулярность она такая сингулярность!).
2. Для того, чтобы сделать шаг от "форсайтно-предсказательной" деятельности к "инженерно-проектной" деятельности (т.е. перейти от экспертной группы к рабочей группе по формулированию требований и предложению архитектуры) решили переформатировать материалы прошлых форсайтных сессий в соответствии с принципами системноинженерного подхода:
-- ввели уровни системного рассмотрения/холархию/zoom-select: мир, сеть (эпос, бук, интер, нейро), узел ("я"), комплектующие узла. Надсистема задаёт функцию целевой системы, функция эмерджентно появляется из взаимодействия подсистем. Мир задаёт функцию нейронета, нейронет появляется во взаимодействии узлов (плюс мы не игнорируем то, что сами узлы нам тоже придётся делать из каких-то комплектующих).
-- При этом учитываем, что для интернета мир-сеть задаются социотехнически (система систем), а вот узлы и комплектующие инженерно (традиционные системы -- люди пока выводятся за пределы системы). Для нейронета всё не так очевидно, потому что у узлов сети появляется субъектность, они проявляют агентность (в смысле агентского подхода, то есть какая-то автономность в принятии решений). Появляется свойства resilience, адаптации, развития и т.д., привносимые не инженерами снаружи, а самой нейросетью. Что там в узлах (люди, киборги, агенты, датацентры, мыслящие кофеварки и т.д.) это уже содержание, на разных стадиях развития интернета-нейронета там разное будет. Интернет-узел был мини-компьютером когда-то, а сейчас принтером или смартфоном (опять же, приаттаченность человека к принтеру или смартфону можно обсуждать отдельно: к принтеру человек приаттачен меньше, а к смартфону больше. А вот к нейронету так и вообще может быть приаттачен до неразличимости, на эту тему потом порассуждаем).
-- ввели минимально два стиля определения системы, чтобы запустить архитектурную работу: компонентный (принципиальные схемы -- обсуждаем время работы нейронета) и модульный (набор имеющих интерфейсы модулей -- обсуждаем время строительства нейронета).
3. По возможности опираемся на международные инженерные стандарты в части формы/схемы. Содержание в рамках этих форм/схем, конечно, полностью новое -- специфически нейронетное. Так, компоненты и модули -- это из ISO 81386, архитектура из ISO 42010, привязка всех логических построений к физической деятельности и физическому миру из ISO 15926, типы инженерного взаимодействия узлов из ISO 11354, разделение идеальных объектов (дисциплины) и рабочих продуктов (конкретных технологий) из OMG Essence и т.д.. В задаваемых этими стандартами схемах ("в системном языке") вполне выразим и особый случай инженерии предпринятия, и особый случай программной инженерии, и особый случай инженерии психики (да, я помню, у меня в планах уже пару лет пост про это в
openmeta с выходом на шестичастную архитектуру психики).
Остальное всё -- по мелочи, по сравнению с этими тремя пунктами.
"Российская группа нейронета" тусуется главным образом в фейсбуке:
https://www.facebook.com/groups/nevronet/ Основные употреблённые в этом посте термины системноинженерного мышления разъясняются в
http://techinvestlab.ru/files/systems_engineering_thinking/systems_engineering_thinking--TechInvestLab_2014.pdf , там же даются краткие характеристики упомянутых международных стандартов. Но по этой ссылке непопса и многабукофф (306 страниц с картинками).