Интересный доклад Петра Щедровицкого на тему тьюторства:
http://youtu.be/g5BKDAT5Gto (35 минут, слайды
тут. На подписях к слайдах видно, что там целая команда работает).
Вот несколько моих заметок по поводу материала этого доклада:
1. Разделение труда в образовании много глубже, чем "ученик -- учитель". Так, есть ещё и тьютор (ну, много других -- методист, например).
Пётр тут продолжает линию глубокого разделения умственного труда. Эта тема, увы, редко обсуждается, а она крайне важная. Единственно что, я бы её сопровождал и темой "объединения труда" (у Петра в этом месте обычно появляется слово "управление", но я этого всеобъемлющего слова не люблю, стараюсь всегда быть более специфичным).
2. Образовательные программы стремительно кастомизируются уже не на уровне факультета, не на уровне кафедры, не на уровне студенческой группы, а на уровне отдельного студента. И это верно не только "вниз к ученику", но и "вверх от факультета". Университеты позволяют обычно выбирать курсы среди нескольких довольно разнообразных факультетов, а текущий вариант вообще "межвузовский". И даже "мимовузовский", если включить появляющиеся MOOC.
Тут надо заметить, что я сам соприкасаюсь со сферой образования главным образом в межвузовском варианте. Так, кафедра технологического предпринимательства МФТИ уже межвузовская, и студенты очередного курса там из МФТИ, МИСИС и МИФИ (я уже прочёл им небольшую установочную лекцию -- а курс они начнут проходить весной). Тот же выход в межвузовское пространство происходит с инженерными кафедрами в УрФУ, в НГУ, и дело отнюдь не только в "укрупнении ВУЗов". Это не "укрупнение", это "разВУЗывание": что-то похожее на "виртуальных операторов сотовой связи", надстраивающихся над инфраструктурой "традиционных операторов".
3. Построение индивидуальной образовательной программы тем самым становится массовой деятельностью, и она отличается от деятельности педагога (который спец в одном предмете обычно). В докладе отмечается, что построение образовательного пути через множество самых разных курсов -- это и есть задача тьютора.
Я регулярно сталкиваюсь с тем, что невозможно простроить правильный образовательный маршрут в современных системах образования (прежде всего -- в школьной). Так, робототехника невозможна в рамках сегодняшней рассинхронизации преподавания в школе курсов математики, физики, информатики и технологии. Когда на технологии учат готовить салаты, а плавающую точку дают где-то к шестому классу -- какие уж тут роботы?!
4. Ещё важный момент в том, что в образовании движется сам ученик, а тьютор может ему давать подсказки (навигационная метафора) "поворот через 200 метров". Если ученик пропустил поворот, то хороший навигатор перестраивает маршрут. Это изменение образовательной этики: если ученик никуда не хочет, то навигатор не показывает ему, как в это "никуда" попасть, он молчит и ждёт запроса.
Тут нужно заметить, что Пётр не прояснил -- а кто тут из профи должен сработать в рамках предлагаемого разделения образовательного труда? Ответ "родители" не так однозначен. Раньше в этом месте говорили о коучах, но за последний десяток лет это слово как-то стухло.
5. Как всегда, когда выделяется отдельная профессия, то её практики эксплицируются и стандартизуются (тут я не хотел бы говорить "регламентируются" -- но из государственной песни слов не выкинешь. Придут чиновники, и регламентируют, чего уж там. Появится долботьюторство по госразнарядке, но я бы тут не хотел об этом говорить).
Тут я должен добавить, что "практика = дисциплина + технология". Это означает, что кроме формулирования тьюторской дисциплины ("навигационные образовательные сервисы") нужно ещё иметь адекватный инструментарий (информационные системы, форматы рабочих продуктов). Сейчас тьютор работает ad hoc, по наитию, "опираясь на опыт".
Моя личная точка зрения тут в том, что вот эта профессия должна автоматизироваться в неменьшей степени, чем любые другие. Для компьютерного тьютора можно нарисовать на экране и крутую Кортану, и седого дядьку (срисовав с какого-нибудь гениального тьютора, победившего на каких-нибудь соревнованиях "лучший тьютор мира 2018") и вообще Миккимауса, если за это возьмётся Дисней. Технологизация тьюторства -- это вполне себе интересная задачка, которая заставит лучше понять тьюторство, чтобы объяснить его не только людям-тьюторам, но и компьютеру. Тут напомню про мой пост 2011 года "эскиз образовательного проекта", он как раз про это:
http://ailev.livejournal.com/961237.html Мы потихоньку начинаем с этим работать. Так, один из аспирантов занимается сейчас (как я надеюсь) в рамках курса практик моделеориентированной системной инженерии представлением образовательных программ как учебных модулей, образовательной траектории как принципиальной схемы знаний, а адекватная модуляризация обеспечивается в данном случае через практику DSM (design structure matrix).