Всю неделю куда-то бегал, ничего не успевал. Общее впечатление от недели -- будущее имеет дикое инфраструктурное предложение, но людям нужны не инфраструктуры, а конечные сервисы. Не хватает "последней мили" во всех технологических сегментах -- кто дотащил бы наличные на сегодня инфраструктуры всех этих машинных интеллектов, блокчейнов, аддитивных технологий и далее по всему списку до конкретных применений в разных предметных областях. "Последняя миля" сложна тем, что там всё неодинаковое и разборчивое к предложениям разных конкурирующих поставщиков инфраструктур. Ну, и нужно чётко отвечать на вопрос "зачем оно надо" в терминах каждого отдельного домохозяйства, а не в терминах поставщиков инфраструктуры.
Огромное количество сохранённых табов по deep learning. Хотел написать огромный пост по тому, что там происходит (например, разбираются со структурой выученных сеток -- какая там избыточность и во сколько раз их можно сжать, есть ли там подсетки и как использовать их наличие, как сделать дифференцируемый -- то есть обучаемый, а не программируемый -- интерпретатор языка Forth --
http://arxiv.org/abs/1605.06640. Из интереснейших новостей и использование эволюционного поиска вместо GDS для обучения нейросетей, это работа того же Stanley, который написал книжку против целей --
http://eplex.cs.ucf.edu/publications/2016/morse-gecco16, "these initial results suggest the possibility that EAs could be the first viable training alternative for deep learning outside of SGD, thereby opening up deep learning to all the tools of evolutionary computation". Круто, нет? И пошли уже специфические шутки про разницу "программистов" и "спецов по обучению нежити":
http://joelgrus.com/2016/05/23/fizz-buzz-in-tensorflow/. Применений тоже новых полно, хотя их поток трудней обнаружить: тут сказывается проблема "последней мили" -- ленты-то пишут больше об инфраструктуре! Про последнюю милю часто и не пишут вообще, типа "наконец-то интернет дошёл до квартиры номер 67!". Но я не журналист, и решил, что вместо огромного поста с кучей ссылок ограничусь одним этим абзацем в lytdybr-е.
Отрок закончил своё образование в седьмом классе, ему выдали бумажку с печатью о поступлении в физматлицей, и у него наступила летняя разлюли-малина с бесконечными скайп-стим-сессиями с Виталиком (который тоже поступил в похожий лицей).
Я заставляю отрока решать задачки со строками на Питоне (так, осталась только одна последняя задача вот отсюда:
http://informatics.mccme.ru/mod/statements/view.php?id=5761 -- а остальные задачи он там уже решил. Это означает, что завтра уже будут решаться задачи на двумерные массивы). Я в полном ужасе, ибо он никак не сворачивает с пути быдлокодерства. Он не понимает, зачем ему помнить все эти странные слова "из теории" (например, зачем ему запоминать страшное слово immutable для строк, и зачем ему вообще нужен кортеж, и почему нужно тоже помнить про его неизменяемость). Зачем читать документацию по языку и запоминать что-то оттуда (когда можно просто погуглить какой-то сниппет кода -- и выдрать его без сопутствующих текстовых объяснений, использовать "по наитию"), зачем вообще знать библиотечные функции и методы встроенных типов, зачем помнить что-то про самые разные типы данных -- это всё ему объяснить нельзя. Так, он прекрасно знает про тип bool (ибо я каждый раз на эту тему скандалю, практически ежедневно), но во всех его программах есть int NY (ага, NoYes), которая принимает значения 0 и 1 -- и он категорически отказывается вводить в таких случаях булевы переменные с осмысленными именами, так и говорит: "я это не люблю". Любовь зла, полюбишь и козла, и даже переизобретёшь фортранные заморочки, я эту его "нелюбовь" к типу булевых даже могу понять.
Библиотечные методы, если ими не пользуется больше суток (а до этого использовал десяток раз), он просто забывает, наглухо. Так что я нашёл ресурс с 700 дополнительными задачами --
https://acmp.ru/. Буду лечить его забывчивость, с математикой и физикой такой приём очень даже помог, поможет и тут.
Но вот что делать с овладением "теорией" информатики -- ума не приложу. Лошадь можно подвести к воде, заставить пить нельзя. Увы, задачки есть в изобилии только для подготовки к олимпиадам, задачек на овладение теорией нетути. Я начинаю приходить к выводу, что олимпиадное движение это просто элитная форма тест-ориентированного обучения: не про знания, а про умение проходить тесты. В результате учебники, методпособия, учителя, тренажёры и всё остальное оказываются ориентированными не на освоение мышления в каком-то предмете (алгоритмического мышления, физического мышления и т.д.), а ориентированы на прохождение экзаменационных тестов и олимпиадных заданий как следующей ступени этих же тестов. Беда.
Домашнее совещание показало, что через литературу и историю прорвались после того, как нашли видеолекции старших классов: ибо письменные материалы не читаются категорически, а видеолекции младших классов с их разжёвыванием бросались через пять минут. Попробую найти какие-нибудь видеолекции вузовского программирования (или продвинутого старшеклассного), может это поможет. Не бывает безвыходных положений. Если уж мы через историю и литературу прорвались, то через информатику и подавно прорвёмся.
А с 1 июня у него вдобавок пойдёт тригонометрия. Синусы-косинусы он уже "проходил мимо", мы ему это напомним, плюс дадим формулы преобразований (это программа девятого класса). После тригонометрии открывается дверь к нормальной механике, оптике и вообще всей физике -- всем этим "сложениям векторов". Это всё означает, что физику-математику-информатику отрок будет в школе проходить в режиме повторения (впрочем, это уже было и в прошедшем году).
Мой отрок отнюдь не одинок в этом отношении к учёбе. На вопрос к моим студентам в межвузовской магистратуре, почему они не готовятся к занятиям по моему предмету (а осталось уже только одно занятие!), они честно ответили "сессия началась!". Я им вынужден был сообщить, что несдача моего дифференцированного зачёта (это зачёт, но с оценкой по десятибалльной системе) приводит к недопуску к сессии -- то есть деканат формально им не может зачесть уже сданные экзамены по другим предметам, пока те не прорвутся через меня. И прецеденты в прошлом году уже были. Ответом мне были широко распахнутые улыбки. Конечно, есть и хорошо занимающиеся. Но есть и откровенные сачки. Я этот "средний балл ЕГЭ по физике 27, средний балл ЕГЭ по математике 36" очень хорошо на занятиях вижу. Не то чтобы я считал, что оценки отражают уровень знаний и умений! Нет, просто когда студент на седьмом занятии из восьми в семестре оказывается незнакомым с содержанием учебника (на уровне "вообще не открывал"), и учителя по другим предметам говорят, что по их предметам происходит то же самое -- это как-то напрягает. Так что нормальная учёба идёт только у нескольких человек в группе, и никто из faculty не знает, что нужно менять в этой консерватории (нескольких консерваториях -- это ж МФТИ, МИСиС, МИФИ представлены в одной группе) для изменения ситуации. Это разительно отличается от ситуации с коммерческими группами в Школе системного менеджмента. Там реально пашут. Что, "другое поколение" (понятно, что все постарше) или просто понимают, зачем пришли на конкретный курс?
UPDATE: комментарии в фейсбуке тут:
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207227953791208