Побывал сегодня на круглом столе с длинным названием "Принципиальные вопросы продвижения когнитивных исследований в образовании", где человек пятнадцать решали странную задачу: попытка проблематизировать педагогов людьми со стороны. Тема этого круглого стола была "на какие вызовы человечества могут помочь ответить когнитивные науки". Но быстро выяснилось, что "когнитивные науки" -- это эфвемизм для "всего, что касается человеков", и ввиду этой полной неопределённости его значения в речах присутствующих не звучало. Вместо когнитивных наук все согласились, что есть педагогика (одна из участниц круглого стола даже сказала, что она, как доктор педагогики, вполне её представляет). А уточнённая постановка вопроса "на какие вызовы человечества может помочь ответить педагогика" была развёрнута в "какие вызовы человечества проблематизируют педагогику и образование". Дальше все обуждали уже проблемы педагогики и образования -- ибо если не знать проблем, то нельзя развернуть исследования в педагогике и образовании. Собственно, этих исследований по факту и нет, почему и был собран круглый стол (в правильном месте: московский педагогический госуниверситет, а чтобы не сомневались в государственной важности, со стены на всех глядел фотореалистичный портрет Президента Всея Руси -- вот фотопруф:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10208845307077167&set=a.10200274389009572.2188868.1448771511&type=3).
Мои три копейки по проблемам в образовании и педагогике (я по-быстрому составил и зачитал этот список прямо в ходе круглого стола, тут публикую as is. Надеюсь, что постоянные читатели моего блога что-то смогут расшифровать, ибо я по многим пунктам писал подробно. Опять же, ссылок тоже не даю, этот пост не великой исторической важности -- а просто для памяти):
-- формальное против материального: вернуться к дискуссии и определить "что такое формальное" и почему CDIO вместо усиления ВУЗовского образования превращает ВУЗы в ПТУ.
-- набор базиса в формальном образовании: какие современные учебные предметы в формальном образовании ВУЗа, школы? Ведь не мёртвые же языки изучать!
-- в мозгу ученика нейросетка: что из этого следует в плане дидактики? Сочетание нейро/интуиции с формальными/логическими рассуждениями aka сочетание обучению в символических и распределённых представлениях.
-- киберпсихика и инженерия киберпсихики (и тут внутри полная модель киберпсихики -- воля, сознание, бессознательное, тело, экзокортекс, экзотело), личная эффективность как учебный предмет.
-- артигогика и обучение в смешанных группах людей и машин, уход от антропоцентричности в образовании, проблемы с неизбежно поменяющейся при этом этикой и моралью.
-- измерение индивидуального и группового cognitive load, объективный нейрофизиологический мониторинг когнитивной нагрузки. Далее по этой линии разворачивается вся программа нейронета (плюс затрагивается кусок нейрофармакологии).
-- трансфёр находок из машинного обучения и машинного интеллекта в работу по научению людей.
-- тренд на отсутствие личных "достигательных" целей и переход к эволюционным в части целеполагания представлениям в образовании.
-- тьюторинг и и индивидуальные образовательные траектории (на разных масштабах: вплоть до адаптивного обучения с переходом на предметные тренажёры в случае сбоев в понимании какого-то мелкого вопроса одного предмета в самом низу и смены предпочитаемых компетенций и вообще коучинга вверху)
-- углубление и убыстрение изменений разделения труда и переход от профессионального образования к компетентностному. Как учить не профессиям, а впрок -- заранее непонятным компетенциям? Это опять вопрос про соотношение формального (впрок) образования, и материального (компетенциям-то всё одно надо учить. Когда? Как?).
-- этот же тренд в отношении самой педагогики как компетенции, а не профессии. Что это меняет в педагогике, если это не профессия, а просто компетенция, одна из многих? [тут я не удержался и заметил, что в приличных журналах в редакцию людей после журфака не берут принципиально, а в приличные школы учителей не берут после педвуза -- тоже принципиально. Куда тогда деваются выпускники из того же МПГУ? Но это да, высказывание ниже пояса, я понимаю. Возможно, этот круглый стол и был созван там для старта каких-то изменений, ибо ситуация-то ]
-- различение внутри практик дисциплин и образования этим дисциплинам и технологий с тренингом в этих технологиях. Сочетание образования и тренингов: какое оно, как его делать?
-- проблемы "качества материала": одарённость против пахоты и крепкой задницы, генетика и евгеника, проблема массового СДВГ и паталогически рассеянного внимания у нынешних деток.
-- инженерная парадигма в педагогике и андрогогике, переход от науки и наблюдателей к инженерии и деятелям.
-- Модульность педагогики, модульный синтез: что это за модули в образовании? Какие у них интерфейсы? Каковы принципиальные (функциональные) схемы в образовании?
-- проблема ориентации на тесты и олимпиады как элитное тест-ориентированное образование. Робот уже сдаёт мультипредметный экзамен за 8й класс американских школ уже и вступительные в японские вузы по некоторым предметам -- мы готовим таких роботов, готовых только ко сдаче экзаменов, но не к работе и жизни?
-- педагогическая этика (отношение к манипуляции: лучший педагог это лучший манипулятор!).
-- политика и государство: отделение образования от государства.
-- демократия и охлократия как источник образовательного стандарта: дорога, ведущая вниз.
-- экономика и бизнес-модели образования в эпоху изобилия бесплатных (онлайн) учебников, задачников и симуляторов, а также всевозможных учебных онлайн сообществ.
-- взаимодействие инженерии, менеджмента и препринимательства во всём вышеперечисленном.
Метапроблемы, которые нужно решать для разборки с образованием и педагогикой:
-- Борьба со сложностью: системный подход и методология.
-- Есть системный инженер, системный менеджер, нет системного учёного (они предметники), есть ли системный педагог? Но: системный тьютор есть!
-- Схематизация, онтологизация, роль "интуитивного знания" (моделей в распределённых представлениях) среди наводимых формализов.
-- моделирование exellence во всём вышеперечисленном (построение теорий на базе лучших практических находок в образовании, в том числе машинное моделирование),
-- эволюционный подход к увеличению поборенной сложности всего вышеперечисленного: поиск новизны как критерий эволюционного развития образования и педагогики.
Но была и вторая моя реплика: когда договорились, что нужно как-то предъявить не только проблемы, но и какие-то свои заделы, возможности для решения этих проблем. Я предъявил вот это:
-- у меня есть инженерный вариант системного подхода ориентированный на борьбу со сложностью, плюс исследования по его скоростному преподаванию студентам и производственникам по линии инженерии и менеджмента (сложность и междисциплинарность, которая необходима была многим участникам круглого стола -- она как раз тут). Но это не Анохинский вариант системного подхода, а вытащенный из инженерных международных стандартов.
-- я занимаюсь построением предмета инженерии киберпсихики (и там как раз решаются проблемы работы с осознанностью, телесностью/embodient intelligence и многого другого, о чём говорили присутствующие психологи и нейрофизиологи).
-- а ещё я отслеживаю, что происходит с инженерной попыткой создания систем со смычкой формального (локальных, логических представлений) и интуитивного (распределённых, коннеционистких представлений), и далее пытаюсь следить за прорывами в машинном интеллекте как в его нейросетевой, так и онтологической части.
На этом все и разбежались, просидев три часа вместо запланированных двух. Но мне показалось, что у педагогов никаких особых проблем от нашей посиделки не прибавилось. Олег Алексеев предложил через пару неделек собраться ещё раз, и сфокусироваться на том, чтобы добавить таки проблем педагогам, ибо навешать себе проблем сами педагоги не могут, для этого обязательно внешние помощники нужны.