Дважды выступил сегодня на CEE-SECR 2016 (
http://2016.secr.ru/lang/en/program/agenda):
Keytalk "Практики жизненного цикла систем машинного обучения" (
http://www.slideshare.net/ailev/ss-67807478):
Видео
http://0x1.tv/Практики_жизненного_цикла_систем_машинного_обучения_(Анатолий_Левенчук,_SECR-2016) You can watch this video on www.livejournal.com
Синхроперевод на английский:
https://vimeo.com/195094213/ Мастер-класс "Системное мышление" (
http://www.slideshare.net/ailev/ss-67807304):
видео (
http://0x1.tv/Мастер-класс_«Системное_мышление»_(Анатолий_Левенчук,_SECR-2016),
https://vimeo.com/195093952):
You can watch this video on www.livejournal.com
Спасибо Стасу Фомину (
https://www.facebook.com/stas.fomin)! Конференция эта одна из тех, где кроме чисто практических докладов были ещё хоть какие-то упоминания теории и чуть-чуть академизма. Эта конференция прошла в том числе при поддержке ACM и SIGSOFT, я много лет член этих организаций. Высота не только практической, но и теоретической планки в ACM и SIGSOFT подразумевается. Ибо без явной опоры на теоретические дисциплины любая практика становится довольно быстро быдлопрактикой (кодеры становятся быдлокодерами, менеджеры -- быдломенеджерами, и т.д.). Я надеюсь, что чуть чуть поддержал там этот дух опоры не только на практику, но и на какую-то теорию -- хотя мой доклад про практики жизненного цикла систем машинного обучения был как раз про то, что теории там пока немного, больше постановка проблем, чем предложение решений, а позаимствовать дисциплину из software engineering и systems engineering не удаётся.
Маленькая дискуссия после доклада (главным образом про то, что нельзя перенести теорию и практику тестирования систем машинного обучения из программной инженерии -- модератор говорил, что можно, а я говорил, что нельзя) закончилась по времени, но потом долго дотлевала в кулуарах: люди, которые работали с реальными нейронными сетками подходили, и говорили, что я прав. Хорошо оттестированная сетка будет отлично работать на тестах, но с огромной долей вероятности окажется переобученной -- и не будет работать ни на чём другом, кроме тестов. И чем лучше сетка проходит тесты (выучивает тесты), тем хуже она может оказаться в реальной жизни. Так что каждая практика программной инженерии, даже если настаивать, что речь идёт о недетерменированных программах, сильно проблематизируется в случае инженерии систем машинного обучения. С другой стороны, программная инженерия в проектах по созданию систем машинного обучения тоже есть. И получающийся винегрет разных "инженерий" в подобных проектах пока непонятно как организовывать -- дисциплина инженерии систем машинного обучения пока не оформлена, учебников нет, термин появился только-только (в 2011 году, судя по началу запросов к Гуглю на эту тему), но отдельные статьи на эту тему уже появляются (см. примеры на слайдах к докладу). Вот я докладываю -- момент про человека, вывод из эксплуатации которого осуществляют микробы как обеспечивающая система (фото модератора -- Дмитрия Безуглого):
Про мастер-класс ничего говорить не буду: свободных мест в зале не было, шло всё два часа без перерыва, бегло успели пройти про воплощение системы и стейкхолдеров с парой задач на каждую тему (это примерно 1/8 от типового двухдневного курса системного мышления), пример отзыва можно почитать тут:
https://www.facebook.com/valentina.krupaderova/posts/1141895699237253 После конференции прогулялся с Борисом Штейнбергом, профессором из ЮФУ -- мы с ним часто общались, когда я ещё жил в Ростове-на-Дону. Он занимался пантомимой, а я танцевал и иногда играл на двух свирельках сразу, так и запомнились друг другу. Он похвастался мне, что иногда сам ещё показывает студентам пантомиму, а я ему похвастался, что танцую кизомбу -- вот буквально вчера последний раз. Сегодня же он член программного комитета, модератор секции, привёз на конференцию своих аспирантов, докладывает, как он убирает хитрой математикой размытие от движения камеры, да и я на конференции дважды докладчик. Так и живём.