Кизомбой я занимаюсь уже четыре месяца (сразу в двух студиях -- у Тиаго и Алёны и у Ильи и Ирины). Меня уже познакомили с основными движениями, партнёрша уже не всегда находится у меня под мышкой и иногда даже улыбается во время танца (сегодня на занятии меня специально за эту улыбку похвалили: для четырёх месяцев занятий это большое достижение!). Моё внимание наконец-то вышло из моего тела и я уже иногда не глядя понимаю, на какой ноге стоит партнёрша. "Иногда" тут ключевое слово, ибо новички танцуют нестабильно, а уж о разнообразии танца и говорить не приходится.
Про кизомбу я уже рассказывал в постах "мои три месяца кизомбы"
http://ailev.livejournal.com/1312598.html, непопсовом тексте "кизомба, экзотело и бейсик для танцующего интеллекта"
http://ailev.livejournal.com/1315064.html, "вокруг кизомбы и сембы"
http://ailev.livejournal.com/1317578.html, а также в ряде дневниковых (lytdybr) записей. Но, как и любой "большой стиль", кизомба всегда будет больше любых рассказов -- всегда будут какие-то открытия. Этот четвёртый месяц я интересовался оригинальной кизомбой, а не её электронными производными.
Если отвлечься от нюансов, то основной темой рока является бунт и противопоставление человека обществу, хип-хопа соперничество уже на уровне группы-семьи и даже просто соперника, рейва со всеми его трансами и хаусами -- уход в себя, а кизомбы -- внимание к партнёру, но хитрое: любовь (которая с сюрпризами и шутками, меньше всего агапэ или сторге, и даже не столько эрос, сколько людус). Кизомба душевна и общительна, для релакса и расслабленной игры. Сравните с тем же роком, хип-хопом или рейвом: где там любовь и сюрпризы?! Где душевность и шутки? Кизомба как раз и занимает эту нишу, останавливаясь как раз перед теми жанрами, где начинаются уже страсти-мордасти эроса или агапэ (хрен эроса, как известно, редьки агапэ не слаще: любовь зла и плотская, и платоническая).
Линия шуток и сюрпризов идёт от танца "семба" (semba, означает "удар животом" и одновременно метафора коитуса), которая происходит от традиционной для африканцев ребиты, обозванной (после включения в эту музыку аккордеона) португальцами массемба (massemba, множественное число от сембы).
Ребита -- танец шуток и приколов, на базе секса. Как политкорректно пишут в англоязычных источниках, Known as umbigada, or “belly-bumping” in Portuguese, the dance is characterized by a hip thrust meant to mimic the act of procreation. Но секс тут социальный, как у бонобо -- основа для душевного времяпрепровождения, шуток и релакса. Поглядите на видео ребиты/массембы и у вас не будет вопросов:
https://www.youtube.com/watch?v=lKEySRc4-1k (вот они же, но менее резко и более откровенно и длинно --
https://www.youtube.com/watch?v=YVAfWS9ADgE), вот тут тоже довольно откровенно к концу танца:
https://www.youtube.com/watch?v=NhVo8lqY_AM, да и тут тоже:
https://www.youtube.com/watch?v=URduBrGNxFc, а вот тут наоборот, парадно и пристойно по-карнавальному:
https://www.youtube.com/watch?v=bpxONil9_mM и
https://www.youtube.com/watch?v=Bzbe7BrtwwA.
Или вот:
https://www.youtube.com/watch?v=CAUbepspo80 -- это, кстати, Бразилия. В Бразилии можно найти ребиту/массембу ещё и по имени Batuque de Umbigada --
https://www.youtube.com/watch?v=8M3BNcQnZsU,
https://www.youtube.com/watch?v=Havd6FL0sdQ. Но ритмы уже расходятся, музыка другая. И инструменты путаются: диканзу называют реку-реку (
https://vk.com/wall-6772219_2313).
Португальцы с их христианством привнесли в музыку аккордеон, наряды и европейские правила приличия. А ещё танец стал парным. И в 20 веке на основе ребиты/массембы появилась просто семба, где секса стало поменьше, а шуток побольше. И танец стал окончательно парным. Вот семба:
https://vk.com/wall-6772219_2357,
https://vk.com/wall-6772219_2338,
https://vk.com/wall-6772219_2283,
https://www.youtube.com/watch?v=oGMmefrec80,
https://vk.com/video24416752_456240870.
Иногда и пары были чисто мужские, как раньше в танго. Special way of dancing called Brucha Brucha (men dancing with men) evolved. Brucha Brucha was a mix of Semba with other African dances and was sometimes danced on Zouk music (
https://www.facebook.com/Ugnada/photos/a.214230222038563.46322.214223285372590/588432657951649/). Это очень удобно, ведь в сембе полно силовых трюков -- "шутки" ведь нешуточные по технике исполнения! Вот:
https://www.youtube.com/watch?v=Inljb1NraKU,
https://www.youtube.com/watch?v=W5dlqRTsDnE.
А вот и самба -- в Анголе от массембы появилась семба, а в Бразилии (где тоже говорят по-португальски, не забываем!) самба. Сравнение сембы и самбы:
http://www.akwaabamusic.com/blog/angolan-semba-vs-brazilian-samba/. Тем самым моя любимая босса-нова появилась как производная самбы тоже от общего корня, от ребиты!
Испанская ветка африканского печального экспорта тоже похожих корней -- вот, например, румба (которых было несколько разных, и которые стали основой сальсы. Это не ребита, это побыстрей, но смысл тот же):
https://www.youtube.com/watch?v=NK1TCMQgE9A,
https://www.youtube.com/watch?v=uCLA7_u0dMg (это всё guaguanco). Это не только из Конго, вот румба (rumba или англизированная rhumba) с первой долгоиграющей (LP) пластинки, изданной в Анголе в 1973 году:
https://soundcloud.com/analog-africa/rumba-macieo-jovens-do-prenda. Как называется эта пластинка? Конечно, "Ребита" (чаще можно найти её как "Rebita 74")!
Но не будем копать дальше в эту румбовую сторону, у нас же в фокусе кизомба!
Кизомба как слово означает "вечеринка". Вот фильм, где рассказывается об ангольских вечеринках:
https://www.youtube.com/watch?v=rsOm0ihYyKs (там в частности, говорят, что никаких чудес: даже в ангольских племенах был учитель танцев, который обучал детей, каждый шаг танца имел какое-то название и даже были элементы разминки -- и поэтому говорить просто, что "танец там в крови" нельзя, этому "в крови" учили всех специально, чудес-то не бывает). Душевная атмосфера, танцы и музыка "на заднем дворе", еда вскладчину. Вот на этих "кизомбах" на заднем дворе и выросло современное кизомба-движение.
В музыке изобрели стиль "кизомба", смешав ритмы сембы и зука (история изобретения от автора тут:
https://youtu.be/ptAdWKPkLjo?list=PLYvnmcDXrI4P1EvJJMJwsxxuqhuAgq6CQ). Вот классическая картинка (
http://afrolatinodance.com/2015/08/12/kizomba-as-musical-genre/ -- и на этой странице подробненько всё расписано):
Помним при этом, что речь идёт о музыке, а не о танце. Кизомба как музыка -- это ритмическая смесь сембы и зука, в танце кизомбы движений бразильского зука-из-ламбады не было вплоть до прошлого года (когда появился городской кизук/Urban KiZouk, о котором я писал в прошлых постах). Вот тут побольше про разницу танцев сембы и кизомбы:
https://www.youtube.com/watch?v=fLNgkzZFhms (с русскими субтитрами
https://www.youtube.com/watch?v=Tuoq2W6Kkkc), а ещё
https://www.youtube.com/watch?v=X7Qq86kCfq0, и ещё
https://www.youtube.com/watch?v=z814MfLts3Y.
По факту кизомбу танцевали как сембу, потому что ритм был похожий (темп был и быстрый, и медленный), только трюков было поменьше -- а поскольку танец и настроение были другие, шутки уходили, оставался основной шаг и синхронное движение. Медленные варианты иногда называли passada, kizombalove, CaboLove -- это всё одно и то же, на простых-простых движениях. Никаких преподавателей, никаких изысков. Вот типичная passada, как её танцуют в Кабо-Верде:
https://www.youtube.com/watch?v=5EYeS3wQ45k,
https://www.youtube.com/watch?v=M1tbYkNBi3I. А вот что из неё делают дальше (намётанный глаз заметит, что там чуть больше проходок -- но в целом замечание, что "кизомба и пассада это одно и то же" вполне выполняется):
https://www.youtube.com/watch?v=fqFqCMI5HLE,
https://www.youtube.com/watch?v=Mzb2A56zavs А дальше кизомба пошла вразнос: в неё приходили элементы самых разных других парных танцев, вплоть до танго (
https://vk.com/wall-117627433_1112). И она окончательно перестала быть сембой в танцевальном смысле.
Последней из крупных народных веяний в неё пришла таррашинья (tarraxinha), которая в Анголе абсолютно откровенна:
https://vk.com/video137894954_456239147. В принципе, такая степень контроля тела в Европе очень редка, а в Африке поглядите что бывает:
https://vk.com/video137894954_171318577. Хотя Африка тут тоже не предел. Вот как это выглядит для Таити:
https://youtu.be/rkIo_mzH3XM -- но это сольный танец, а мы говорим о парных танцах. Таррашинья парный танец, и партнёр эту таррашинью ведёт -- в этом вся фишка, принцип разделения ролей на lead и follow не меняется.
В кизомбу таррашинья влилась легко и непринуждённо: если на вечеринку глянуть на зал, то половина пар как-то движется, а вторая половина стоит на месте и как бы ничего не делает. Делает, и ещё как делает. Это и есть таррашинья в танце -- в принципе, это просто танец кизомбы в медленной манере, удовольствие от синхронного танцевания вместе, удовольствие от connection (объяснение тут:
https://www.facebook.com/joaonrocha81/videos/1168294026562595/).
Вот танец, в котором легко найти всё то, что я тут описал (
https://youtu.be/RGWEGLXgsLg):
-- явный африканский колорит (фрак и шорты! Такое только в Африке!).
-- медленную музыку кизомбы
-- трюки-шутки сембы
-- проходки пассады
-- тарашинью
Click to view
Шуток в кизомбе много. Вот ещё преподавательские шутки (обычно устроенные по принципу однополых танцев -- в кизомбе с её жёсткими гендерными ролями очень круто изобразить комплементарную партию, а от сембы идёт традиция шуток и Brucha Brucha):
https://www.youtube.com/watch?v=oS9wokqFfDQ,
https://www.youtube.com/watch?v=KJRiZ8NhKa4 (у братьев Saleh это типовая шутка:
https://www.youtube.com/watch?v=8t_xVUQy4xg). Никакого гейства, откровенный стёб и демонстрация мастерства (вот, например, у братьев Saleh даже публикация с комментарием: "switching roles between being a leader and a follower" --
https://www.youtube.com/watch?v=PSYUMMqWneA).
Дальше старики и молодёжь расходятся в словоупотреблении. Электронный зук с чётким басом (уже не кизомба! без примесей сембы!) зовут zouk bass, или tarraxo. А электронную кизомбу с чётким басом -- tarraxa (
http://www.generationbass.com/2013/03/14/zouk-bass-tarraxinha-kizomba-semba-zouk/).
И тут мы вдруг покидаем традиционное семба-кизомба-пассада танцевание и вступаем на территорию urban kiz -- вот он и танцуется под ghetto zouk (zouk+R&B -- томная смесь, которую все принимают за кизомбу, но это томность, а не душевность как в кизмобе-сембе, почувствуйте разницу!), tarraxa и tarraxo. Это всё тоже кизомба (но как всегда, блюстители древних или даже не таких древних традиций не могут успокоиться, и пытаются отмежеваться от всего нового:
http://f2fdance.com/index.php/stati/stati-o-kizombe/1131-kizom-chto-intervyu-s-eddi-ventsom-chast-1,
http://f2fdance.com/index.php/stati/stati-o-kizombe/1159-kizom-chto-intervyu-s-eddi-ventsom-chast-2).
Напомню (вот тут наглядно:
https://www.youtube.com/watch?v=CRirkDBBeUQ), что urban kiz танцуется 1. на некотором расстоянии, 2. ведение идёт двумя руками (в кизомбе левая рука партнёра практически не ведёт, она "для красоты"), 3. танец идёт по прямой (кизмоба-семба ходит кругами против часовой, ничего в линеечку в ней нет, разве что passada иногда в линеечку). Вот этот-то urban kiz (а в последнее время и urban kizouk, помесь основного шага кизомбы и волн с вращениями из танцевального/бразильского-из-ламбады зука --
https://youtu.be/XqfFHuGBWMc) и танцуется под tarraxa/tarraxo, а иногда и вообще мимо ритмов кизомбы или даже zouk bass. В Африке (а также Бразилии и латинской Америке) ритмов хватает, а европейцы особо этой разницей ритмов не заморачиваются. В принципе, танцевальную тарашинью можно и под такую музыку делать, но она получается не такой уж медленной:
https://www.youtube.com/watch?v=J-heQ-J9EOI, и не такой уж незаметной внешнему взору:
https://www.youtube.com/watch?v=Jsintu0Z6BI.
Из совсем новинок -- движения стали более акцентированными, появился поджанр urban tarraxa -- кроме бёдер стала двигаться и верхняя часть корпуса, дискретность стала уже правилом, плюс дополнительно появились крутые перепады бёдер:
https://vk.com/wall-117627433_1483,
https://vk.com/video-117627433_456239279,
https://vk.com/wall-117627433_1285.
В urban kiz уже нет особой душевности (там же наполовину хип-хоп, какая душевность у бунта?), нет томности, зато много самовыражения. И поэтому на его основе появляется появляется спортивная кизомба (есть ли в ней душевность? Ну, как в фигурном катании или синхронном плавании: страсть изображается). Это, конечно, не "первоначальная кизомба, которая с сембой", а городская кизомба. По urban kiz уже идут всемирные чемпионаты -- вот, например, регламент конкурса российского чемпионата кизомбы 2017 --
https://vk.com/topic-134833577_36522168, новости чемпионата тут:
https://vk.com/urbankizdancerussia2017).
А ещё поговаривают о разделении на "преподавательскую кизомбу" и "танцуемую на вечеринках". Откуда такое странное деление?! А просто преподавателям нужно подавать товар лицом: их танец должен быть демонстрационным, зрелищным. Но если кизомба становится зрелищна, то говорят, что это уже не кизомба (ибо основные события происходит внутри пары, незаметно для окружающих). И, кстати, на вечеринках (когда танцуют для себя) преподаватели танцуют удивительно просто, не выпендриваются, и это несказанно удивляет учеников. Отсюда и различение "преподавательской" и "обычной" кизомб. Вот тут смотреть "преподавателей" (видео выступлений, интервью с ними и даже какой-то рейтинг), это отдельная каста танцоров:
http://www.thekizombachannel.com/. Скажем, вот топ-5 танцоров кизомбы (мужчин) по версии "этого кизомба-канала":
http://www.thekizombachannel.com/2016/12/11/top-5-kizombaurban-kizsemba-dancers-2016/. Вообще, в преподавательском мире бодро и конкурентно (вот, например, "светская хроника" про развод преподавательских пар в 2016:
https://vk.com/wall-117627433_1689).
За новостями кизомбы (и сембы! которая не кизомба!) следить тут:
--
https://vk.com/kizombamoscow--
https://vk.com/gingaa--
https://vk.com/kizworld--
https://vk.com/semba1--
https://vk.com/tarraxinha Ладно, закончу по времени, а не потому что про кизомбу уже больше нечего сказать. В одной из студий уже пошутили, что мне про кизомбу уже можно книжку писать, материала-то много. Нет, книжку писать про кизомбу я не буду. Тем более что на эту тему не книжку писать нужно, а фильм снимать, а ещё точнее -- просто монтировать. Кстати, вы кликали по ссылкам в этом тексте? Без видео этот текст будет совершенно непонятен. Этот пост даже не longread, а longwatch.
Опять же, смотреть фильмы это одно, а танцевать -- совсем другое. Я уже как-то танцую и классическую кизомбу, и связки urban kiz, и даже начал осваивать тарашинью. А ещё на вечеринке уже разок станцевал сембу (
http://ailev.livejournal.com/1317578.html), хотя и без трюков. Четыре месяца в двух студиях не прошли даром.
UPDATE: Перепечатан
https://vk.com/wall-24773547_7756