В системном мышлении используется театральная метафора, при которой человек-исполнитель участвует в разных культурно-обусловленных деятельностях (практиках), играя в них какие-то культурно-обусловленные роли заинтересованного действующего лица. Это роли врача, инженера, ученика, пользователя программы называются стейкхолдескими ролями, а персонажи этих ролей -- стейкхолдерами. Каждая такая роль играется многократно в разных обстоятельствах разными людьми, но в силу культурной обусловленности все эти исполнения более-менее похожи друг на друга, как и исполнения ролей в настоящем театре. Один исполнитель, как и в театре, может играть множество ролей. Так, Иван Петрович может играть на одном и том же совещании роль инженера и роль финансиста, а дома он будет играть роль любящего мужа, отца троих детей, а также роль пользователя персонального компьютера.
Со стейкхолдерскими ролями связаны две разные практики:
1. Профессиональная практика лидерства, заключающаяся в катализировании сотрудничества: помощь исполнителям ролей принять на себя ответственность качественного исполнения предписанных теми или иными производственными практиками ролей. Старинные практики лидерства подразумевали наличие "лидеров", которые сначала считались просто природно одарёнными, потом лидерству пробовали учить. Это ведь тоже роль -- "лидер", и речь шла об обучении исполнять эту стейкхолдерскую роль лидера, в какой-то мере похожей на роль режиссёра, проводящего кастинг на роли в каком-то спектакле, а потом ассистирующего вхождение актёров-исполнителей в качественное исполнение своей роли в выбранном спектакле, катализируя их взаимодействие для создания избранной им атмосферы спектакля. Современная практика лидерства заключается в отсутствии отдельно назначенного лидера, хотя лидерство как практика соединения людей-исполнителей с их ролями для получения сотрудничающих действующих лиц-стейкхолдеров остаётся. Школа системного менеджмента имеет учебный курс "Системное лидерство", который на базе курсов системного мышления обучает создавать такое лидерство-без-лидерства ("атмосферу сотрудничества") в организации. Ближайший такой тренинг будет происходить 7-8 апреля 2018г.:
http://system-school.ru/event/kurs-osnov-sistemnogo-liderstva-2018-04-07/ 2. Личная практика стейкхолдерского мастерства (по аналогии с практикой актёрского мастерства). Каждый человек играет десятки культурно-обусловленных ролей, меняя эти роли в зависимости от текущей ситуации. Нужно научить человека:
-- осознавать этот факт "игры по роли", чтобы ролевое его поведение стало осознанным, чтобы стали понятны его взаимоотношения с ролью
-- научить человека играть свою роль качественно, улучшая его исполнительское мастерство: примерно так, как это делают актёры. При этом важно не потерять себя в роли (т.е. продолжать играть, а не буквально стать стейкхолдером), но и не оставаться полностью самим собой, ибо тогда поведение стейкхолдера будет недостоверным, игра будет некачественной. Для этой цели в порядке особой психопрактики необходимо одновременно удерживать две реальности: личную и "профессионально-ролевую". Ю.С.Дружкин в книге "Техника художественного транса" (
http://sias.ru/upload/iblock/d3b/drugkin.pdf) называет эту особенность психопрактики актёра конъектом: соединение окружающей внеролевой действительности и художественной реальности пьесы. Для стейкхолдерских ролей можно ожидать, что обучение установлению и поддержанию конъекта будет приводить к росту качества стейкхолдерского мастерства.
-- жёсткое исполнение по роли ("выполни, наконец, инструкцию!") против импровизации. Как они связаны? Что по этой теме думают методологи театрального искусства?
-- личность должна как-то планировать своё стейкхолдерское развитие: каким стейкхолдером уметь стать (планирование обучения как "выучивание роли", развитие своих личных качеств для возможности играть соответствующую роль)
-- как удерживать в рабочем состоянии множество компетенций, т.е. множество "выученных ролей" и уместно их использовать?
-- как соединять способности по перформансу/драматизации (выразительность в исполнении роли, коммуникативные способности и т.д. -- игра по роли должна быть убедительна) и проживание/исполнение роли?
-- какое место стейкхолдерского мастерства (как стейкхолдерского фитнеса: готовности к стейкхолдерскому действию) среди других умений системно развитой личности (
https://ailev.livejournal.com/1373755.html)? Как появление такого учебного курса влияет на roadmap учебных программ (
https://ailev.livejournal.com/1388181.html), какие изменения нужно внести в связи с появлением подобного курса в другие программы?
-- ... и другие подобные вопросы, число которых по мере понимания проблемы стейкхолдерского мастерства как особого умения развитого человека будет только расти.
На эту тему нужно было бы провести однодневный совместный семинар Школы системного менеджмента с ГИИ (изучающие конъект как одновременное существование в большом "естественном" онтологическом мире и в мире "искусственной"/художественной онтики какой-то деятельности/пьесы мире люди как раз из Государственного института искусствознания -- хотя из абсолютно исторической направленности программ ГИИ этого узнать нельзя, ещё одно место, в котором вместо знания о предмете занимаются историей предмета:
http://sias.ru/).
А затем нужно было бы сделать курс стейкхолдерского мастерства, продолжающих линию других курсов личного развития:
-- (онто)логический фитнес, первый поток начинается 9 марта 2018:
http://system-school.ru/event/kurs-ontologitcheskiy-fitnes-2018-03-09/-- двигательный фитнес: второй поток начинается 4 марта 2018:
http://system-school.ru/event/kurs-dvigatelnyi-fitness-2018-03-04/-- системное мышление: начальное знакомство в виде онлайн-курса (видеолекции, учебник и задачи)
http://www.systemsthinkingcourse.ru/, практикум по достижению беглости будет объявлен в ближайшее время.
-- ... психопрактики, антипрокрастинаторство (сегодня лучший нам известный курс -- у М.Дорофеева), и т.п..
Идея непосредственно учить конъекту была подсказана Денисом Колесниковым в
https://thpectrum.livejournal.com/7375.html (и там также смотри мой первый развёрнутый коммент).
UPDATE: обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212373953757991