Вот тут шикарное обсуждение возможностей современных студентов-бакалавров (да и магистров, кстати, уже тоже -- время-то быстро летит):
https://www.facebook.com/konstantin.okorokov.3/posts/1606923176044151 Я в целом совершенно согласен: курс системного мышления в его нынешнем объёме был бы абсолютно доступен студентам массово ещё десяток лет назад, но очевидно массово недоступен студентам сейчас -- хоть в книжном, хоть в концентрированном видео, хоть в каком виде. Можно дальше обсуждать а) кто виноват и б) что делать. Увы, в цитируемой дискуссии не говорят, что делать. А виноват -- весь этот балаган с ранним, начинающемся ещё в дошкольном возрасте обучением-развлечением, не предполагающим научения длительному самостоятельному сосредоточению на длинных рассуждениях (под угрозой стояния в углу коленками на горохе). В школе вместо длительных сосредоточений тоже акцент на выполнении коротюсеньких тестов и натаскивании. В результате мысли-стежки ещё в ум помещаются, а вот строчка из стежков уже разумом неохватна. И хорошо бы, если речь шла о "высвобождении практик", о модульности. Но нет, теряется другое: из модулей же потом нужно собрать работающую систему, вот на это терпения не хватает -- бессмысленно перебираются в пальцах детальки великолепного конструктора, и балаган "обучения" на этом заканчивается. Собрать из этих деталек потом трактор или кран даже по инструкции уже терпения у студента нет, а уж без инструкции что-то новенькое придумать -- и подавно нет.
Новое в этом повороте то, что речь идёт не только про чтение. Речь идёт о любых других длинных учебных формах (обратите внимание в этом треде, что "Магов [магистров] посылаю послушать Анатолия на его курсе в Coursera - уж там у него чистая квинтэссенция. Не доходят."). Вот эта выдержка из треда, она совпадает со впечатлениями от моих студентов в МФТИ-МИСиС-МИФИ (в Школе публика постарше, и там это не так ещё заметно):
Konstantin Okorokov ... У Анатолия недавно вышла очередная редакция учебника по системному мышлению - любому студенту на модуле "Введение в специальность" (если такие остались) ставил бы обязательным к прочтению.
Edward Galiaskarov Konstantin, эту книгу Анатолия использую, заставляю студентов читать - только не могут они пока читать большие книги (магистры, бакалаврам такое пока не по зубам). Нравится Мизгулин.
Konstantin Okorokov Эдуард Галиаскаров если учебник по системному мышлению - большая книга, то для студентов у меня плохие новости
Edward Galiaskarov Konstantin - давненько Вы студентов не видели? Не они мне рецензию на 10 страничную статью три недели писали, а уж книгу мы читаем по частям как в детском саду
Konstantin Okorokov Эдуард Галиаскаров т.е. бородатая студенческая притча о предэкзаменационном "- тебе сколько прочитать осталось? 1,5 метра, а тебе? - а мне 2 " (имея в виду высоту стопки учебников) - устарела безвозвратно?
Edward Galiaskarov Konstantin Okorokov - устарела. Сейчас в век интернета никто не читает, зато развиваются исключительные способности поиска ответа
Edward Galiaskarov процент чтецов примерно как в принципе Парето Перевернутом.
Konstantin Okorokov Эдуард Галиаскаров простого, понятного, неправильного ответа
Konstantin Okorokov Эдуард Галиаскаров ну, в век интернета, можно метры заменять на мегабайты
Edward Galiaskarov Konstantin Okorokov - ага. Потому я стараюсь все вопросы и задания превращать в чистую практическую плоскость. Но с мотивацией читать и разбираться со знанием самостоятельно беда.
Edward Galiaskarov Все ждут рафинированной, концентрированной информации.
Edward Galiaskarov Магов посылаю послушать Анатолия на его курсе в Coursera - уж там у него чистая квинтэссенция. Не доходят. Беда просто.
Konstantin Okorokov Эдуард Галиаскаров при таком подходе видится, что или группы обучаемых уменьшать или число преподавателей увеличить в одной группе.
Edward Galiaskarov Konstantin Okorokov - уменьшать нельзя, это же не студенты, а чистые деньги. Потому держат до последнего.
Edward Galiaskarov Я конечно заставляю учиться, но это сложно, если человек сам не тянется к знаниям или ждет, когда ему в рот положат некую пилюлю знания.
Konstantin Okorokov Переслегин, в "Новых картах будущего" описывал этот феномен утраты интереса к обучению, с очень тревожным сдвигом влево, к раннему возрасту.
Alexander Turkhanov Konstantin Okorokov я сейчас прохожу это со своими детьми. Зачем учиться читать, когда на все есть аудиосказки? И если бы у меня не было педагогических и менеджерских-лидерских навыков, я бы вряд ли справился.
Edward Galiaskarov Konstantin, у нас тут была дискуссия с профпсихологом. Она выдвинула гипотезу, что это все связано с ранним вовлечением детей в обучение + наверное неправильным. В итоге дети детства не видят и рано устают от обучения. Конечно, тут есть спорные места.
UPDATE: Обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212597851355291