Почему я занимаюсь именно кизомбой? А просто кизомба не предполагает скорбного танго-фейса (хотя и это можно устраивать, если есть желание, но чаще на лицах расслабленная блаженная улыбка), а ещё кизомба бывает более драйвовая и быстрая, чем сальса, но и медленности, томности и чувственности в кизомбе бывает столько, что хоть с танцпола сбегай во избежание последствий. И каждый год она новая. В этом году, например, в неё стремительно вливается компа. Вот за это мы кизомбу и любим. Весь танцевальный мир в одном флаконе, да ещё и с пожалуй, самыми близкими обнимашками из всех парных танцев.
В эти выходные я урывками посещал кизомба-фестиваль DJ's Elite -- для меня основная фишка этого фестиваля в том, что social room переходит в party без объявлений, незаметно, и ничем IMHO не отличается (кроме вдруг внезапно увеличивающегося макияжа на лицах партнёрш). Приходишь, когда можешь, и уходишь, когда уже не можешь. Очень удобно. Для партнёрш основной фишкой фестиваля были многочисленные парижские танцоры-таксисты, но мне они неинтересны, так что "атмосферы Парижа" я там не заметил, она была только для девушков (и в отзывах девушков все восторги именно по этому поводу).
Я приходил рано вечером, уходил в районе полуночи, танцы там были доступны 72 часа круглосуточно, но больше этих нескольких вечерних часов мне было не выдержать. В воскресенье я поставил личный рекорд: танцевал почти восемь часов практически без перерывов. Идея фестиваля -- сделать праздник (главным образом французских) диджеев, так что это по задумке диджейский фестиваль. Диджеи веселятся, у них свой праздник и тусня, а поскольку их искусство без танцоров особого смысла не имеет, то присутствующим танцорам достаётся музыка не просто вялых знаменитых диджеев, а раскочегаренной диджейской тусовки. То есть на эмоциональную ступеньку выше, чем на "просто вечеринках". Диджеи ведь тоже люди, их тоже качает фестивальность. И формат самого зала (огромная высокая сцена с диджеями перед танцевальным залом) подчёркивала эту диджейную фестивальность. Про саму организацию фестиваля я дал отзыв тут:
https://vk.com/wall-167384137_25508?reply=25568, но меня там больше интересовали танцевальные вопросы, нежели бытовые и организационные.
В одном послефестивальном чатике зашёл разговор о критериях оценки партнёрами партнёрш. Понятно, что никакого канона тут нет, все фломастеры на вкус и цвет разные. Но я вполне могу явно сформулировать собственные критерии.
Вот мои критерии оценки в поиске "идеальной партнёрши":
1. Танцует ли она со мной лично, или танцует с собой, музыкой и кем угодно ещё. При этом она может отлично и технично вестись, но эмоций в отношении лично меня ноль. А бывает отнюдь не ноль, вот это и ценю -- но это чисто субъективное ощущение. Сами партнёрши что при этом думают, мне неведомо.
2. Идёт ли легко на ускорения и ждёт ли на даблбитах и прочих замедлениях. Ибо если нет, то гудбай музыкальность.
3. База, которую понимаю тут как постуру (как стоять, где основная точка контакта в корпусе -- в животе или в солнечном сплетении, давит ли рукой сверху или прижимает сзади, удержание собственного баланса в любой точке) и "просто шагать" -- шаги в корпус, шаги вбок без приседаний, повороты на 180 на оси пары, ускорения, саиды без разрыва контакта, ронды и закресты. Это даёт возможность танцевать гладко, не спотыкаясь, обеспечивает connection. Я существенно почистил себе базу за последние месяца два, и это очень сильно добавило к танцу. Connection стал в разы лучше и с начинашками. Обычно это всё это про базу в совокупности называют "лёгкая партнёрша" (хотя к этому добавляют часто и умение вытянуться при поддержках). Так что я и сам стараюсь что-то делать со своей базой, и от партнёрши ожидаю того же.
3. Повороты: как девочки приходят в саиду после поворота, как они крутятся. Опытные партнёрши проворачиваются на оси, крутятся очень близко и всегда приходят "к партнёру" после поворота. Неопытные заранее неизвестно, в какой позе и где остановятся. И при повороте их болтает, никакой "оси".
4. Специфические кизомбические штучки: если тебя посылают в разлёт, то лети и не поворачивайся, во все четыре стороны (почему-то делают хорошо только в одну сторону). Если шаги, то с любого шага в любую сторону, в том числе закрытия на ускорении (делают не в четыре стороны, а только в одну). Как летают руки, если их куда-то подкинули.
5. Как работает корпус-бёдра на всяких таррашах-таррашиньях -- амплитуда, анимация ("покадровое движение", с остановками), что там где и как и с какой скоростью ведётся, где танцует само, где гнётся, где не гнётся, не делает ли голова camel style с корпусом и прочая. Это отдельная вселенная, год назад этим мало кто владел вообще, сейчас прошло массовое научение, и стало получше. Но всё одно, если брать девушков из регионов, то они тут сильно отстают: там разных стилей-подстилей, вариантов очень много, и пока даже непонятно, как это всё обсуждать, одного языка нет. Условно можно поделить на тех, у кого даже бёдра не двигаются, у кого волны умеют только до солнечного сплетения, но само сплетение только неподвижно; для меня ещё те, кто всё делает, но чуть-чуть, но я их оказываюсь уже гибче (бывает!), кто умеет изолировать лево-право , и т.д. и т.п. -- тут отдельный мир, и с ним ещё нужно разбираться. У меня одна партнёрша танцевала несколько вечеринок подряд "хорошо", но потом вдруг расслабилась, по её словам "выключила голову", и стала в моих руках в этом отношении вообще волшебной (но у неё, правда, там был и зук в анамнезе, и много чего ещё) -- то есть это всё, оказывается, тоже "по настроению" и ситуативно.
6. Lady style, когда он не мешает ведению (опыт показал, что у начинашек он таки мешает ведению, и сильно). Но в танце это может быть очень, очень интересно -- просто наблюдать за тем, что вытворяет партнёрша, слушать дополнительную ритмику от её движения. Встречал образцы крутейшего lady style, которые на ведение не влияли никак -- самому даже интересно, как это всё можно делать!
7. Интересно, если партнёрша умеет вести. Тогда можно пробовать делать диалог в танце, и это увлекательно.
Увы, по этим всем довольно жётским критериям совсем идеальных партнёрш для меня не было. Но отличных и просто хороших -- много! И это меня радует. Тут нужно заметить, что и я ведь далеко не идеал как партнёр. Я не знаю, как оценивают партнёрши меня (молчат ведь на этот счёт, как рыбы -- "нормально ты танцуешь, не переживай"), но об их критериях оценки партнёров можно догадываться по самым разным замечаниям, которые я от них получал:
1. Внятность и музыкальность ведения должна быть в любой момент времени, но ведение должно быть не резким. Это главное, но это очень странный пункт, его непонятно как тренировать, и даже как понимать -- это сугубо индивидуально для партнёрш, и зависит от их настроения, обуви, музыки и т.д.. Проблема в том, что внятность для одних партнёрш -- это будет буквально шёпот для других и резкий крик для третьих. И тут предпочтения не угадаешь (разве что начинашки обычно любят ведение погромче, а опытные партнёрши на это обижаются -- но и тут бывают разные ситуации). Тем не менее, часто вижу на танцполе многих партнёров без явной базы, но с внятным и мягким музыкальным с точки зрения партнёрш ведением -- и ими, вроде, партнёрши явно как-то довольны. Хорошее ведение прощает в глазах партнёрши всё остальное.
2. База, без которой не будет connection. А connection это путь к сложным элементам и разным вариантам космоса (у меня был текст
https://ailev.livejournal.com/1315064.html -- там, правда, нет ещё сегодня уже общепризнанного разделения connection и "космоса". Надо бы его обновить, знаю-то я предмет уже существенно побольше). Понимание базы у всех партнёрш разное, так что не угадаешь.
3. Чтобы было не скучно. И тут Рони Салех рулит (
https://ailev.livejournal.com/1376152.html,
https://ailev.livejournal.com/1376374.html): в танце должно быть всего понемножку -- и бегать, и медленно ходить, и залипать, и крутиться, и блокировать, и на рамке, и на корпусе и т.д.. Фишки тут не обязательны, всё это можно делать и на базе, но одна фишка на трек тут тоже пойдёт в зачёт. И опять же, всё индивидуально: некоторые партнёрши очень любят поддержки, и в количестве, а некоторые их терпеть не переваривают. Не угадаешь.
4. Никаких залипушек (к которым отнесём все многочисленные варианты тараш-компы-дусера), если не продемонстрировано хорошее умение бегать ножками. Если ты не мачо из Голливуда, то в первом-втором треке поползновение на залипушки -- презумпция виновности, и точка (хотя если диджей вдруг заиграл свой космос, то такова судьба, и от неё не уйдёшь). Но дальше опять же -- некоторым залипушки надоедают быстро, а некоторые наоборот -- против, если после недолгих залипушек с ними потом хочется побегать-походить (они улетают в свой космос, и им не хочется возвращаться обратно). Не угадаешь.
5. Очень многие партнёрши хотели бы перехватывать ведение, причём не для того, чтобы "показать сильного человека", а просто чтобы выразить собственное понимание ритмики в музыке. Но а) они стесняются б) не знают, как, в) не замечают, когда делают это -- даже не осознают, г) у них шанс это сделать есть только с девушками, но им хочется танцевать с юношами (а хоть и шестидесятилетними, как я) -- и выражать свою музыкальность, хотя бы изредка, почему бы и нет? И вот тут нужно просто быстро подстраиваться. Я, когда это просёк, то сразу получил огромное конкурентное преимущество перед другими партнёрами ))) Одна довольно известная партнёрша даже сказала, что я для неё одно из двух "открытий года" -- при этом IMHO она даже не слишком осознавала, насколько она время от времени перехватывает инициативу в танце ))) Но и тут: некоторые не любят даже себе признаться в таком поведении, поэтому с ними этого ни в коем случае делать нельзя.
Так что по всем пунктам оценки партнёршами партнёров у меня стоит "не угадаешь" -- в конечном итоге либо звёзды сойдутся, и тебя одна партнёрша оценит высоко, а другая не очень, либо звёзды не сойдутся, и будет ситуация ровно наоборот. В любом случае, от партнёра требуется большой диапазон умений -- и чуйка, без которой весь этот диапазон будет использован неправильно. Поэтому каждый пункт тут интересен тем, на что обращать внимание, а не тем, что по каждому пункту делать.
Я сам просто прокачиваю свои умения по этим темам, а там как свезёт: каждая партнёрша это лотерея. Тем более что каждая партнёрша разная сама с собой в разные моменты времени. Как и для каждой партнёрши партнёр оказывается такой же лотереей. И тоже в разные моменты один и тот же партнёр может быть разным. Меня иногда разносит так в танце, что мама не горюй, а иногда я вял, сдержан и компактен -- и кому-то нравится одно, а кому-то другое.
UPDATE (по итогам переписки в ЛС):
1. camel style - это когда волна в теле вдруг проходит в голову, или начинается с головы. Голова при волнах должна всегда оставаться неподвижной, в изоляции, если это кизомба. Вообще-то в разных видах тарраши волна вообще не поднимается выше солнечного сплетения, но в последний год это правило существенно нарушается.
2. Угадать, что партнёру инициативы в ведении будут приятны, нельзя - если только прямо не спросить или не знать заранее от кого-то. Мне интересно, когда меня пробуют вести, но есть партнёры с "домостроем" в голове, и с ними это может кончиться фатально, занесением в чёрный список.
3. Компу ставят музыку на кизомба-вечеринках сейчас часто уже и в Москве, но танцуют под неё главным образом "просто кизомбу". А тут Алёна Фортунова ткнула нас в танцующих на DJ's Elite парижских таксистов, сказала "вот так в Париже танцуют компу, нужно и нам так уметь". И в этот понедельник у неё в старшей группе пару часов мы уже разучивали, как двигаться в компе. Увы, роликов нормальных "культурной кизомбической компы" в интернетах нет, там всё какие-то другие "народные компы".
UPDATE: обсуждение вконтакте --
https://vk.com/wall2449939_1884