Фокскиз изобрёл Ronie Saleh --
https://www.facebook.com/RonieSaleh. Я побывал на паре его двухдневных мастерклассов, которые он вёл в Москве с Алёной Фортуновой (
https://vk.com/event112773246). Мои заметки прошлого года (про разнообразие в кизомбе) в
https://ailev.livejournal.com/1376152.html и
https://ailev.livejournal.com/1376374.html, абзац впечатлений этого года я написал тут:
https://ailev.livejournal.com/1450716.html. А сейчас я решил написать то, что понял на этих мастер-классах про foxkiz.
Фокскиз является попыткой Rinie Saleh объединить в одном танце два разных стилевых движка: кизомбический с африканскими шагами "в землю" и шведский фокстротый "над землёй". Рони комментировал, что привыкшим к шведскому фокстроту людям тяжело даётся основной шаг кизомбы с этим самым "в землю". Шведский фокстрот -- это не бальный фокстрот! Это самый популярный шведский социальный танец, который там знают все -- вот тут его объясняют:
https://www.youtube.com/watch?v=8vMLhkVfbOg. Не обращайте внимания на шведскость языка, они достаточно выразительно показывают, и без перевода понятно. То, что эти шведы там на видео делают в самом конце, и впрямь очень похоже на foxkiz "вариации на трёх движениях", демонстрировавшеся Рони, вот её видео:
https://vk.com/video247400234_456239132. Но, конечно, просто фокстрот, просто кизомба и фокскиз отличаются стилем. Всего я различил в фокскизе три важных элемента.
1. Слайды. При всей простоте исполнения, фокскизовские слайды хранят некоторые секреты. И это не то, что при глайде медленно приставляемая нога идёт по полу (на чём настаивал всё время Рони). Главный секрет в том, что интенция кизомбы "в пол" преодолевается, и вместо просадки на бедро идёт наоборот -- неспешный, с некоторым даже зависанием в верхней точке, фокстроный подъём вверх. По сути, foxkiz танцуется на трёх уровнях: вниз, с просадкой на бедро (как true кизомба), строго в сторону (ни рыба ни мясо, ни в землю, ни в небо), и вверху (с вытяжкой вверх, как в европейских танцах, в том числе и в шведском фокстроте -- легко, "над полом"). И в этом гениальность Рони Салеха: он разрешил смешивать стилевые движки кизомбы и европейский, использовать в одном танце оба движка (про стилевые движки см. тут:
https://ailev.livejournal.com/1373388.html -- и там по первым ссылкам, плюс примеры таких же новаторов из кизомбы). Но если вы не не понимаете все эти "в пол" и "танцуют не на паркете, а над паркетом", то вы эти слайды с трудом поймёте. Мне свезло: Алёна Фортунова (
https://vk.com/id247400234) тренировала нас делать эти "слайды на трёх уровнях" пару месяцев, ещё после первого приезда Рони. А Саша Сирото (
https://vk.com/alexsiro) растолковала мне на языке биомеханики, что же там делается "в пол" и почему так важно ведение грудью (не "корпусом", как говорят по-русски, а именно грудью -- chest, грудная клетка в ведении элемент номер один, как говорил на мастер-классе Рони. Ведут солнечным сплетением, а не животом, как все в России понимают "корпус"). Итого у меня как-то эти "слайды на трёх уровнях в двух стилях" сложились -- танцую я их не как таксист или препод, конечно, но танцую.
2. Hard stop со сменой направления: комбинация, которую Рони назвал lift-tension-direction. Рони объясняет это в терминологии "трёх энергий". Он бы ещё заново какие-нибудь элементали изобрёл, или вибрации или ещё какую-то эзотерическую невнятицу. Ибо его рассказ и танец ни разу не про энергии. Увы, "образность" вызывает в ходе показа интерес, но только иллюзию понимания. На самом деле в этих "точках/блоках", которые надо ставить вверху (это ж фокстрот -- lift этот как раз указывает, что никакой просадки на бедро, танцуем шаг вверх, "над паркетом") речь идёт о специфической мышечной координации натяжения - работе глубоких не слишком крупных мышц, обеспечивающих вытяжение рук-ног-спины. И вот tension - это как раз оно. Если этого не понимаешь, то любой перевод не поможет (в переводе ведь будет слово "энергия" из эзотерического словаря, так?). И никакого lift-tension-direction не будет, ибо в самом объяснении слово tension не напряжение (крупных мышц), а вытяжение - при расслаблении (а не тонусе!) крупных мышц. И это tension как раз основа "третьей энергии", но Рони этих подробностей исполнения не объясняет. Кто знает (я знаю из занятий с Антон Климат), тот сделает, а кто не знает, тот не сделает: усилия напряжения (деревянный дубок) и натяжения (гибкий трос) абсолютно разные. Ну, и нужно ещё уметь эти усилия сделать быстро в точке останова, а не раньше, и мгновенно снять их после перенаправления, музыка-то играет, она не ждёт, в танце всё быстро. И вот эта мышечная координация точно за пару часов мастер-класса не может быть выучена. А ещё должны быть подкачаны эти специфические мышцы-вытяжители. У опытных танцоров они подкачаны "сами собой", а у не очень опытных - нет. Вот и воспроизведения материала на семинаре не было, тела партнёров не позволяли это всё делать. Я воспроизвёл это (и партнёрши удивлялись: передо мной они проходили пять-шесть партнёров, которые не могли делать этот hard stop с перенаправлением), но только потому, что мне свезло: про эти все "натяжения" вместо "напряжений" (то есть как делать упругий блок, а не "дубовый") я знаю из классов Антона Климата (
https://vk.com/klimat).
3. А ещё в прошлом году Рони показывал (но это как-то пролетело мимоходом и не было особо мной замечено, так что спасибо Алёне Фортуновой, которая некотрое время после его мастер-класса нам это разжёвывала) фокстроные дорожки из поворотных саид -- с теми самыми фокстротными бальными/европейскими зависаниями "вверх" в конце этих дорожек. Хинт тут в том, что со стороны партнёра идёт управление инерцией пары: подруливание, а не перетаскивание себя и партнёрши "на мышцах". Фишка в том, что партнёрши в этих саидах не столько "проворачиваются", сколько проходят повороты на шагах -- и каждый поворот оказывается в конечном итоге на 360 градусов, и дорожка продолжается в движении по прямой. Или на 180 градусов, и тогда можно возвращаться по этой же прямой назад. Я люблю делать такие дорожки на краю зала -- между стоящей публикой и танцующей серединкой. Обычно это узенькая дорожка, буквально в метр шириной, и приходится быть довольно точным с доворотами, чтобы удерживаться на прямой траектории. С хорошими партнёршами это обычно получается довольно легко, а с начинашками до этого дело обычно не доходит -- с ними обычно и одной поворотной недовёрнутой саиды более чем хватает, чтобы это было сочтено "лихостью".
Я люблю танцевать фокскиз, в моём списке "предпочтений/конкурентных преимуществ" (
https://ailev.livejournal.com/1448326.html) он занимает солидное место.
Картинка для отвлечения внимания (я в ходе исполнения одной из фишек, подхваченных у Ronie Saleh в этот его приезд -- заметна рука на спине партнёрши, это как раз элемент этой фишки. Мне трудно, но партнёрше, как видим, хорошо!):