В субботу, 30 марта 2019 прошла уже третья конференция "Прикладное системное мышление", которую проводят ШСМ, INCOSE RUS и НИИСИП (
https://www.facebook.com/events/263060364375731/). 17 докладчиков, более сотни участников, видео писалось (кроме выступлений с коммерческими кейсами, по просьбе докладчиков камеру выключаем) и будет скоро доступно на канале Школы
https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ. Пока доступны слайды открытых докладов --
https://yadi.sk/d/gVjh7LgO-8ug1g Мне досталось 15 минут для доклада "Образовательная программа второго бакалавриата" (слайды
https://yadi.sk/i/Evp6j8L-mwWQiA, видео
https://youtu.be/LxmPZv93FfU), где я за 15 минут рассказал содержание своего тренинга "Дисциплины для апгрейда образования инженерия, менеджера, предпринимателя". В этом тренинге я собираю целостную картинку state-of-the-art фундаментального образования и деятельностного кругозора для давно уже учившихся людей. Когда это "давно"? По нынешним временам -- учившихся даже в этом году! Ибо учились они даже буквально вчера главным образом тому, чему учились и их деды, то есть "учились давно". А жизнь изменилась, и навороченное поверх этого прогнившего знаниевого фундамента и отсутствующего деятельностного кругозора второе и третье магистерское образование тут не помогает. Нужно проходить второй бакалавриат, причем самый современный, то есть с предметами, которых в текущей вузовской программе вообще нет. Мой подробный на целый день рассказ, чему ж сегодня в эпоху связанного с искусственным интеллектом цивилизационного слома нужно учиться взрослым людям будет 7 апреля, уже в это воскресенье,
http://system-school.ru/uptodate.
Хотя общее мнение тут такое, что этот "второй бакалавриат" нужно проходить сегодня уже в школе. Ну, не в школе, "мимо школы". И "мимо вуза". Вот мы этим и занимаемся, наша уникальность в этом.
Этот мой доклад (и тренинг) был из разряда "огласите всё меню". А на конференции в первой сессии после моих 15 минут были уже более детальные доклады преподавателей, рассказывающие о прогрессе в разработке курсов. По сути, первая секция была моим отчётом по научной работе Школы за последний год. Больше всего в кулуарах обсуждались вопросы разработок курса функциональной грамотности (по факту это курс схематизации)и системного продвижения (aka системный маркетинг).
Из новых сквозных тем, которые всплыли на этой сессии -- тема о биологической природе человека, на более низком уровне реализующем "удовлетворение потребностей" через хитрые сочетания гормонов/нейромедиаторов, т.е. дофамина, серотонина, окситоцина и т.д.:
-- системное продвижение в конечном итоге сводится к способам получить в мозгу потребителя правильный гормональный коктейль, связанный с брендом/продуктом. И да, responsible design, конечно (мы ж не собираемся максимизировать наркотическую силу наших продуктов и сервисов, как это делают разработчики социальных сетей и видеоигр! Но какой там оптимум?).
-- разбирательство с потребностями ("удовлетворение потребителя") при создании ConOps (concept of operations) в конечном итоге упирается в те же механизмы нейрофизиологии
-- лидерство, стейкхолдерское мастерство, прокрастинология в конечном итоге тоже опирается на эту нейрофизиологию
-- телесная работа/телесная инженерия в части прикладных дисциплин (спорт, танцы и т.д.) тоже напрямую связана с нейрофизиологией.
То есть для полноценной работы со всеми этими вопросами "человеческой реакции" (а не реакции робота) стейкхолдеров и либо её использования, либо её устранения нам нужно опуститься на уровень ниже и разобраться с тем, как работают все эти "гормоны счастья". Спасибо Максиму Цепкову, который тоже заметил этот тренд и дал некоторое количество наводок на людей, с этим разбирающихся. А дальше, как всегда: строить онтику, делать курс и знакомить людей с тем, как они устроены.
Во второй сессии была моделеориентированная системная инженерия -- лучшие доклады в INCOSE RUS, которые я могу упомнить за последний десяток лет. Ибо речь шла не об "инженерном менеджменте" (как мы выяснили пару лет назад, в России почему-то на конференциях по системной инженерии нет инженерии, но только инженерный менеджмент -- управление требованиями, PLM, стык с управлением проектами и т.д.), а о моделеориентированной инженерии требований, моделеориентированной разработке системной архитектуры, моделере системноинженерного языка (очередной заход на SysMoLan), стыке с менеджментом продукта (business or mission analysis, то есть создание ConOps). Символически, предмет первых двух докладов -- это радиолокаторы. Детство системной инженерии, как мы её знаем, классика жанра. Только речь шла о мобильной сети метеорологических радиолокаторов, объект совершенно другого уровня сложности. Доклад по обучению в этой секции -- про тренажёр изобретательства (ТРИЗ). За обедом обсуждали возможность создания моделера SysMoLan на Julia и отличия онтологического моделера и системного моделера -- и я думаю, что другие обеды на конференции были не менее забористые в части тем разговора, чем наш.
Третья сессия -- главным образом доклады выпускников ШСМ о том, как они применяли системное мышление и практики системного менеджмента и системной инженерии в их рабочих проектах. Большинство докладов, которые мы не можем опубликовать, как раз из этой секции. Ибо наши выпускники обычно большие начальники в больших фирмах (недаром же у нас Школа системного менеджмента), и не стремятся к публичности по понятным причинам. Но именно по итогам этой сессии я получил в кулуарах комментарий, что "прошлая конференция была конференцией выпускников Левенчука, а эта конференция -- очевидно, что конференция Школы". Большинство выступающих прошли не один, а два или даже три курса. Если взять системный менеджмент и стратегирование, онтологику, системную инженерию в части менеджмента продукта -- это 6+2+4 дней, 12 дней!). В докладах было совершенно очевидно, что количество перешло в качество. Упор в докладах делался на:
-- моделирование функциональной (а не модульной!) архитектуры целевой системы
-- определение жизненного цикла как набора практик, а не "стадий" (хотя на одном из слайдов таки было про пару сотен выявленных "стадий жизненного цикла", но это будем считать "опечаткой")
-- моделирование архитектуры предприятия, использование моделеров (главным образом ArchiMate)
-- операционный менеджмент на базе kanban
-- тренинг персонала работать в стейкхолдерских ролях и тренинг себя, любимого, тоже работать в стейкхолдерских ролях
И эти темы поминались не в одном докладе! Это было почти во всех докладах! Сказать, что я доволен -- это не сказать ничего. В докладах этой третьей сессии был чёткий ответ на вопрос о возможности научиться прикладному системному мышлению -- да, это возможно. Что мне понравилось, так это звучащее в кулуарах постоянное сравнение нашей учебной программы с программами MBA в пользу нашей программы (и это от людей, которые заканчивали программы MBA!).
Четвёртая сессия была про стратегирование -- что происходит в мире, на какие проекты ориентироваться. От молекулярных машин (возврат к идеям Фейнмана и Дрекслера -- "назад в будущее!"), которые будут построены силами сегодняшних школьников, через "достаточные" продукты (вместо избыточных) при выходе на новый рынок, к стратегированию в компании, занимающейся искусственным интеллектом, где SoTA меняется раз в месяц, или даже чаще.
Я был знаком со многими докладами до конференции (я ж всё-таки научный руководитель Школы, и директор по исследованиям в INCOSE RUS). Но вот когда всё это вдруг собралось в одном месте, то результат получился неожиданно мощный даже для меня:
-- есть сообщество, которое разделяет принципы прикладного системного мышления, знакомо с 4D экстенсионализмом, может различить управление жизненным циклом и операционный менеджент, использовать формальное моделирование как целевых, так и организационных систем, и т.п.. Да, это не полстраны, но сообщество уже есть, и оно работает. Так, один из курсантов запускает вариант курса стейкхолдерского мастерства у своего клиента даже раньше, чем запустим такой курс у себя мы в Школе (он уже нашёл человека, который имеет и инженерное образование, и многолетний актёрский опыт).
-- собираемая из осколков программа "второго бакалавриата" уже приобретает какие-то контуры, и даёт первые результаты: мышление вкусивших её плодов людей улучшается, в жизни эти люди добиваются интересных результатов. Сложность в их проектах становится управляемой.
-- работа Школы вызывает больше интереса, чем я предполагал. Многие ведь специально приехали на этот один день из разных городов -- Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда, Екатеринбурга, Новосибирска. И они остались довольны! Это приятно, очень приятно. Гормоны счастья на этой конференции у меня выделились в количестве, не зря поработал.
Огромное спасибо всем докладчикам и участникам!
UPDATE: конспект Максима Цепкова --
http://mtsepkov.org/Блог:Максима_Цепкова/2019-04-03:_Конференция_Прикладное_системное_мышление Видео доклада Данилы Медведева про нанотех --
https://www.facebook.com/kolesnikov.andrey.3/videos/2109058119142128/ (я там модератором).