Опубликован онлайн-курс "Системный менеджмент 2021"

Mar 30, 2021 02:23

С сегодняшнего дня онлайн-курс А.Левенчука "Системный менеджмент 2021" доступен для всех желающих -- http://system-school.ru/systems-management. Цена -- 14тыс. рублей за подписку на год (доступ на чтение будет всегда, но рабочая тетрадь перейдёт в режим "только чтение"). Для покупки курса нужно предъявить сертификат прохождения онлайн-курса "Системное мышление 2020" (https://system-school.ru/systems-thinking), без знакомства с системным мышлением пройти курс не получится.

Менеджмент в 21 веке сильно изменился, и знаменитые учебники даже десятилетней давности уже не выглядят современными. Знания о менеджменте так или иначе есть у всех, но обрывками - и курс даёт основу для связывания этих обрывков в целостное, системное представление о менеджменте. Курс даёт менеджерский кругозор, ставит менеджерское мышление.

Курс нужен и инженерам, которым вдруг пришлось заняться менеджментом, и менеджерам, получившим в своё ведение команду инженеров, и владельцам бизнесов, которые не хотели бы потерять из виду каких-то важных аспектов деятельности.

Мы ожидаем, что этот курс можно пройти за три месяца, если ежедневно тратить на него два-три часа (4-6 "помидорок" в день, всего до 90 часов) -- по объёму это семестровый вузовский курс примерно на 4 кредита. Курс self-paced (проходится в темпе, удобном для студента -- рекомендуем пройти за три месяца, но можно это растянуть и на полный год).

Курс позиционируется как "кругозор", ибо профессиональное обучение менеджера обычно включает пару лет full time обучения (магистерская специализация). Конечно, наш "кругозор" в силу задействования системного мышления компактно излагает огромные объемы материала, но всё-таки чудес не бывает: семестровый курс не эквивалентен магистерской программе. Но это хороший старт для обучения менеджменту, и даже (если заветный диплом MBA уже получен) неплохая "заглянцовка": выпускники MBA очень хвалили очно-дистантную версию курса, "всё, что мы знали о менеджменте, разложилось по полочкам".

Курс упирает на то, что сначала к предприятию нужно отнестись как к инженерной системе, а потом уже решать вопрос о том, как сделать это предприятие из живых людей вместе с их самыми разными особенностями характера, достоинствами и недостатками. Сначала инженерия предприятия, и только затем психология и социология для организационных изменений, только потом лидерство. Если инженерия предприятия потом, а сначала лидерство, то хорошо организованы будут не те люди и не на ту работу. Инженерный, рациональный подход к менеджменту лежит в основе важнейших организационных решений. Лидерская работа с людьми -- это необходимая часть, но только часть менеджмента!

Основное содержание -- это серьёзно доработанный материал по менеджменту из выдержавшего 20 потоков в 2015-2021 годах очно-дистантного курса А.Левенчука "Системный менеджмент и стратегирование". Содержание изложено видеолекциях (20 часов 10 минут рассказа). Есть конспект в виде 186 слайдов, по которым идёт лекционное изложение. В 20 заданиях есть 70 дел, о выполнении которых нужно отчитаться. В них приводится много дополнительной литературы и видео (они потребуют дополнительного времени!). Ещё в курсе 27 тренажёрных вопросов в 12 кейсах, каждый со множеством авторских ответов

Курс формулирует менеджерское мышление по той же линии, что обозначена в курсе системного мышления: прежде всего исполнителя менеджерской роли учим работать с важными для менеджера объектами (и даём примеры моделирования), удерживать их во внимании. При этом управление вниманием менеджера отдаём не полностью на откуп менеджеру-человеку: современный менеджмент существенно задействует для управления вниманием информационные спистемы предприятия. Курс затрагивает и софт для операционного менеджмента, и тему цифрового двойника с цифровой нитью, и сам тренд на тотальную автоматизацию/цифровую трансформацию.

Документирование важных объектов внимания менеджера для того, чтобы удержать мышление от отвлечений на незначимые детали, документирование важнейших организационных решений (архитектура предприятия) -- это важнейшая менеджерская практика. В курсе объясняется, что сегодня набирает силу использование не слишком формальных языков представления системной архитектуры. Лучшая практика тут -- это табличное моделирование, которое не должно быть слишком формальным, но и не сводится к свободным архитектурным эссе на естественном языке. В колонках таблиц даны понятия (составление удобных для описания предприятия таблиц -- метамоделирование), а в самих таблицах описывается предприятие (моделирование). Упражнения курса содержат примеры такого моделирования, которое студентов просят выполнять для своих рабочих проектов. В результате выполнения упражнений студенты примерно понимают, как составлять таблицы (метамоделировать: развивать язык моделирования предприятия по потребности), так и как их заполнять (отвечать на вопросы о важном, не пропуская этих ответов -- если игнорировать вопросы о важном, то возникает огромный риск непродуманности, хорошо от игнорирования вопросов системного мышления и менеджмента не будет!). В курсе 16 упражнений, в которых нужно будет заполнить 32 таблички.

Пример упражнения (раздел "2. Практика как объект первого класса", упражнение к входящей в этот раздел лекции по модам и поветриям в практиках): Приведите от трёх практик, дисциплинам которых вы учились (возьмите последние случаи обучения, в обратном хронологическом порядке - необязательно формального. Включайте сюда и самостоятельное чтение книг, причём необязательно учебников, просмотр видеолекций, чтение статей, а не только прохождение курсов). Укажите также главную из альтернативных практик (рассмотренную, но отброшенную при выборе варианта изучаемой дисциплины - главный из отброшенных при выборе изучаемого варианта практики). Укажите, почему отбросили главную из альтернативных практик.

[в курсе тут реальная таблица к заполнению, вот заголовки колонок в этой таблице]
-- Номер п/п
-- Даты обучения (когда начали, когда закончили)
-- Время обучения (потраченные часы)
-- Ваша деятельностная роль
-- Освоенная практика
-- Изученная дисциплина
-- Освоенная технология для поддержки дисциплины в практике
-- Альтернативная отброшенная практика
-- Почему отброшена альтернативная практика
Это упражнение тренирует на материале самого студента протягивание мыслительной цепочки между ролью, её практикой, освоением дисциплины практики в каком-то её осознанно выбранном среди всех мод и поветрий варианте, поддержке этой дисциплины технологией. Это всё учит думать о практиках как объектах первого класса.

Вот этот вот "табличный онтологический моделер" (а системный моделер с необходимостью включает в себя онтологический моделер. Как язык программирования должен быть тьюринг-полным, так и язык моделирования должен быть онтологически полным!) оказывается удобным и для моделирования архитектуры предприятия. Полученный в курсе навык табличного описания потом переносится на множество самых разных productivity tools (notion.io, airtable и т.д.), использование которых как моделеров архитектуры предприятия оказывается удобным для менеджера.

А ещё в курсе 20 заданий, в которых нужно будет отчитаться о выполнении 70 дел (многие из которых на чтение книг и "мышление письмом", https://ailev.livejournal.com/1513051.html).

Программа курса:

1. Системный менеджмент и системное мышление
-- связь системного менеджмента и системного мышления

2. Практика как объект первого класса
-- понятие практики
-- связь системных уровней целевой системы и практик обеспечения
-- практики системного менеджмента
-- моды и поветрия в практиках
-- цифровая трансформация
-- практики, как объекты первого класса

3. Управление жизненным циклом
-- чеклисты в управлении жизненным циклом
-- управление конфигурацией
-- цифровая нить
-- цифровой цифровому двойник

4. Операционный менеджмент
-- проектное, процессное, программное управление и управление кейсами
-- предварительное планирование работ
-- полномочия по распоряжению ресурсами: DEMO
-- литература после Голдратта

5. Управленческий учёт и контроллинг

6. Архитектура предприятия
-- инженерия предприятия
-- понятие архитектуры предприятия
-- хорошая модульность предприятия
-- архитектурные методологии
-- формализм архитектурных описаний предприятия
-- практические советы по архитектурному моделированию предприятий

7. Организационные изменения (оргразвитие и лидерство)
-- развитие и совершенствование
-- организация и лидерство
-- постановка практики
-- ритмичность в оргработе

Вполне возможна закупка вузами (при этом учитываем, что пререквизит прохождения системного менеджмента -- прохождение курса системного мышления), вузам даётся административный интерфейс по статистике прохождения курса.

Курс может быть использован и для смешанного/blended обучения (работа с компьютером и участие живого преподавателя): в этом варианте есть преподавательский доступ к курсу, где преподаватель может проверять выполнение заданий и давать свои комментарии.

Перевода видеолекций в текст пока можно не ожидать: это огромная работа, на которую пока нет времени. Все усилия пока будут направлены на то, чтобы на базе курса системного мышления кроме менеджерского кругозора появились ещё и кругозорные курсы системной инженерии и предпринимательства. Кроме этого на платформе этого кругозорного курса по системному менеджменту будем развивать линейку прикладных интенсивов по отдельным аспектам менеджмента (например, уже обсуждаем интенсив по лидерству, практикум по операционному менеджменту).
Неформальный чат обсуждений курса, где общаются студенты и выпускники по содержанию курса: https://t.me/sys_mngmt_course. Там ответят на вопросы по материалам курса и составят вам компанию практикующих системный менеджмент.

Текущие курсы Школы системного менеджмента: https://system-school.ru/

Блог Школы (где в том числе публикуются материалы студентов и отзывы выпускников): https://blog.system-school.ru/

Чат абитуриентов, где можно уточнять организационные вопросы и коммерческие условия -- https://t.me/welcomeSSM
Previous post Next post
Up