Я продолжаю размышлять над тем, как же мне именовать эти интеллект-стеки, которые вдруг у меня появились. Очередной подход -- это "фундаментальный" (безмасштабный и без привязки к какому-то виду систем), в этом его фундаментальность) стек практик мыслительных/моделирования мира и "прикладной" (то есть привязанный/приложимый к каким-то видам систем из каких-то системных/эволюционных уровней) стек инженерных/нормативных практик/дисциплин изменения мира к лучшему. Предпринимательство/деятельность/практичность/проактивность -- это поиск affordances и ниш в биологическом мире (где всё само растёт и эволюционирует), это фундаментальная штука, тот же active inference или enactive cognition как раз про это. В прикладном стеке в практиках есть тот, кто прикладывает (создатель/система создания, инженер) и к чему прикладывают (целевая система). Поэтому начинаем с системной схемы проекта: актом мышления деятель/практик/предприниматель проектирует наличие целевой системы в её окружении и проектирует наличие системы создания, и это отличие техноэволюции (инженерной эволюции) от true биологической (уровня существ) эволюции: все "мутации" целевой системы тщательно проектируются на всех системных уровнях, а "родители" и их мутации тщательно проектируются тоже. Потом в техноэволюции идёт инженерия целевой системы (прикладная, понятное дело) и системы создания (и это обычно инженерия предприятия, если в системе создания есть люди, то есть это менеджмент). Слово "системный" тут везде, поэтому можно опустить (как и слово "онтологичный", "этичный", "методологичный" и так далее из фундаментальных дисциплин). Тогда у нас есть фундаментальные практики, системная инженерия как абстракция по созданию и изменению систем в порядке улучшения мира (среди этих систем есть и личность, и организация) и куча прикладных/инженерных практик, существенно отличающихся для разных видов систем. Какие-то практики мы даём кругозорно, какие-то делим на более мелкие и даём глубоко.
Так, можно легко вообразить строение курса системной инженерии в её профессиональном варианте для киберфизических систем:
-- курсы по практикам фундаментального стека (все эти понятизации, семантики, онтологии, ... методология и самый абстрактный вариант инженерии, все примеры из жизни тут самые разные, просто для понимания. Выходят очень умные, но делать ничего не умеют. И помним, что курсы тут не по одному курсу на одну практику, это ж архитектурное решение, что там из практик в каком объёме проходится в одном курсе, и какие курсы составляют фундаментальную программу). Два кругозорных курса: системное саморазвитие (инженерия себя, включая системный фитнес и собранность), менеджмент (инженерия предприятия, чтобы было понимание, как работать в коллективе). И это "бакалавриат", пререквизит для курса системной инженерии киберфизики, впрочем и для любого другого прикладного (магистерского, т.е. профессионального).
-- собственно курс системной инженерии киберфизики как уровня киберфизики. И отдельные курсы по инженерии требований, архитектуры и т.д. -- вот ровно как в магистерском образовании. Все эти физкультуры-философии и даже системноинженерный менеджмент -- это подтягивается из бакалавриата. Но можно дать отдельный курс уточнения для системноинженерного менеджмента (чем менеджмент проекта по разработке и производству каких-нибудь лёгких самолётов в промышленном холдинге отличается от менеджмента проекта по производству мастерства жизни в частной школе для подростков -- вот это и давать, ибо менеджерский кругозор там общий, и он уже дан на уровне "бакалавриата"!).
Первый поток "Собранности" будет бесплатным, начнётся 12 июня, на него приглашают выпускников "Системного саморазвития" и "Системного фитнеса", ибо курс не вводный (ожидается, что какие-то базовые понятия в части системного подхода к управлению вниманием участникам курса уже знакомы), а для желающих разобраться со своей собранностью поглубже: как залипать на том, что надо (но не хочется) и не залипать на том, что не надо (но очень, очень хочется). Опросник для записи на курс (и нужно понимать, что в этой группе потребуется выделять время для занятий и выполнения домашних заданий и бросить группу в середине курса будет считаться неприличным):
https://forms.yandex.ru/u/627399a4a8db57611895ab20/. Мои поздравления Анне Лубенченко с прохождением этой важной вехи в создании курса. Курс создаётся абсолютно по инженерной схеме, что экономит много времени на понимание того, что и как надо делать. Работаем как инженеры, а как работают инженеры (в том числе и инженеры предприятия, менеджеры) -- это понятно, этому учим. Если таких систем ещё не делали (FOAK/first of a kinde, в отличие от NOAK/nth of a kind), так тоже понятно, как работать, у инженеров это штатная ситуация, их ровно этому и учат: как делать то, что никто ещё не делал, или никто не делал новым способом. Сегодня мы провели очередное заседание лаборатории, а предыдущее было во вторник 3 мая 2022, видео вот:
https://www.youtube.com/watch?v=YTzt9MdCTPE Со мной связался Боб Иофис (мы с ним встречались в Калифорнии несколько лет назад, сам он занимается тонкоплёночными полупроводниками) и рассказал, что он потомок изобретателя джинсов
https://en.wikipedia.org/wiki/Jacob_W._Davis, который получил ангельское финансирование от Леви Страуса,
https://en.wikipedia.org/wiki/Levi_Strauss. Его интересовала квантовоподобная (или уже можно говорить "квантовая", поскольку всё меньше и меньше людей будут это связывать с явлениями микромира?) вероятность, ибо оказалось, что в фильме "Джинсы" про Якова Девиса использовались подсчёты вероятности тех или иных исторических событий в Калифорнии того времени, когда были изобретены и начали производиться джинсы как рабочая одежда с усиленным швом -- ибо многие исторические записи были потеряны со времени землетрясения в Сан-Франциско. Леви Страус интересен в фильме именно как предприниматель, который инвестировал в то, что потом выросло в "кремниевую долину". CEO нынешней Levi Strauss, Co. -- это Chip Bergh (
https://arealnews.com/chip-bergh-wiki/), которому близок дух Levi Strauss. Кроме того, что он CEO Levi Strauss, он ещё и председатель совета директоров HP Inc., поэтому ему и квантовые компьютеры знакомы. Сам концепт квантововероятностных расчётов возможных исторических событий интересен (это ж контрфактуальные расчёты), я посоветовал Бобу связаться с Чиарой Марлетто (которая квантовый физик и интересуется контрфактуальностью, и ей не чужд дух гуманитарности/humanities, то есть литературы-истории и всего такого,
https://www.linkedin.com/in/chiara-marletto-1b2338227/) и Андреем Хренниковым (
https://www.linkedin.com/in/andrei-khrennikov-74ab495b/), который как раз занимается квантовоподобными вероятностями в приложении к неквантовому, в том числе социальному миру. Я писал про теорию принятия решений, где рациональность оказывается не байесовской, а квантовой (писал вот тут про рациональность
https://ailev.livejournal.com/1619025.html, вот тут про квантовость
https://ailev.livejournal.com/1611838.html в теориях решений и окончательно про квантовоподобное активное/деятельностное/практичное причинное обновление вот тут
https://ailev.livejournal.com/1612513.html), отсюда и я в этой запутанной истории -- не так много людей на планете пока говорят о квантовоподобности рациональности. Если кто-то из моих читателей имеет какие-то соображения про квантовоподобный подход к восстановлению истории, свяжитесь с Бобом. Мне самому это не так интересно, и я бы свои ресурсы на такое не тратил. Но история интересна многим людям, так что тут и стартап можно сделать.
Неожиданно вчера мне три разных человека прислали три моих разных танцевальных видео, как я танцевал на этой неделе, их можно найти вот тут:
https://vk.com/video/@ailev. С одной стороны, там почти движущиеся тени (хотя я понимаю, что где-то должны быть программы улучшения видео на базе новейших алгоритмов с использованием визуальных трансформеров ViT, скажем
https://viso.ai/deep-learning/vision-transformer-vit/, или аналогичных альтернативных алгоритмов, типа "денойсеров", но я не изучал этот вопрос -- для профессиональных целей мне не надо, поэтому платить не хочу, а бесплатных вариантов при быстром поиске не обнаружено, что абсолютно понятно). С другой стороны, я вообще не представляю, как в условиях слабого освещения на вечеринках ("темнота -- друг молодёжи") можно снимать видео, на которых всё-таки что-то видно! Это ж какую нужно иметь конкуренцию на рынке телефонов, чтобы встроить туда камеры такого качества, которое и не снилось специализированным "мыльницам" с их более чем скромными видеовозможностями, да и видеокамерам тоже буквально несколько лет назад! И это явно не топовые модели, снимали "простые граждане танцоры", а не "видеографы-любители".
Изобрёл вкусную еду. Берём стебли сельдерея и хумус (это паста из нута). Отламываем один стебелёк и внимательно на него смотрим: это же ложка! Набираем ложку хумуса и открызаем от ложки ту часть, которая с хумусом. Повторяем "набрать -- отгрызть", пока ложка (или хумус) не кончатся.