Как бороться с верой в симпатическую магию?

Aug 26, 2022 03:08

Симпатическая магия -- это вера в то, что действия над моделью неминуемо ведут к влиянию на систему, https://ru.wikipedia.org/wiki/Симпатическая_магия (эх, у меня "Золотая ветвь" была дома в бумаге, интересная ведь книжка. Может быть, и сейчас где-то лежит). Модели и формы связи могут отличаться (подробней по ссылке), но суть остаётся: что-то типа "берём куклу Вуду как модель человека, колем её иголкой -- и искренне ожидаем, что тот, чью модель мы так истязали, заболеет. Вчера сосед делал, у него сработало, это работает!".

Проблема в том, что человек может знать наизусть и хорошо понимать уравнение Шрёдингера, но вдруг практиковать парасимпатическую магию в какой-то другой области. Или бороться с лженаукой, но симпатизировать исповедующим эту самую магию. Бороться с дикостью, которая не считает симпатическую магию неприличным мировоззрением, очень тяжело. Даже при прямом указании на такое, ответом будет: "этой магии тысячи лет, все так делают. Не выделывайся, просто учитывай, что люди в это верили, верят, и верить будут. Это удобно, нужно, поэтому никого ничему учить не нужно". При этом такой человек может быть программистом, атеистом, борцом с лженаукой -- но магическое мироощущение он считает чем-то само собой разумеющимся, неизлечимым, не требующим внимания, а то и сам готов какую-нибудь куклу колоть булавкой -- "а вдруг сработает?! тысячи лет же этим занимаются!".

Демонстративная симпатическая магия -- это когда ты в магию не веришь, и кому ты это показываешь тоже в магию не верят, но ты берёшь чью-то куклу Вуду и публично тыкаешь её булавкой. А тебе (те, которые тоже в такое не верят) отвечают ровно так, как будто ты тыкаешь булавкой того, чья кукла. Разговор при этом скатывается не на собственно действия симпатической магии, а на демонстрацию угроз (магическим способом?!) или что-то такое. В разговоре при этом реально путают колоть иголкой тебя лично, или куклу: оскорбление модели или оскорбление моделируемого объекта считается одним и тем же.

Бороться с этим чрезвычайно сложно. Я приведу два кейса, но в жизни таких кейсов гораздо больше. Сильный интеллект должен видеть симпатическую магию сразу, причём так, чтобы не мочь её развидеть. Чтобы магические действия других вызывали кривую усмешку, а собственные такие действия вызывали гомерический хохот над собой. В любом случае, людей жалко: для них нормальная такая магия, а для окружающих -- нелепые действия, типа ритуалы Вуду, когда куклу как модель какого-то человека колят иголкой, и ожидают.

1. Инженеры, которые считают достаточными действия с моделью. Про целевую систему в физике они не думают. Достаточно доделать модель, и система магически придёт с ней в соответствие. Это программисты и инженеры в КБ. Инженеров в КБ от этого быстро отучают, их грозятся отправить на пару лет на завод (оказывается, это массовое явление по отношению к молодым конструкторам: орать на них, что им надо на пару лет на завод -- и они даже не понимают, что это так их пытаются отучить от этой самой симпатической магии в мозгах). Илдас Ландиков тоже попал в число таких инженеров в вузе, и удивлялся: а куда должны посылать вместо завода "для получения жизненного опыта" философов? Они решают вопросы жизни и смерти -- их что, отсылать на годик в родильный дом, а на годик в морг? Я примерно тот же вопрос привёл про программистов: этих-то куда посылать, у них же регулярно меняется прикладная предметная область, с которой они работают! Помните анекдот про программиста на стрельбище? Ему говорят, что все пули ушли мимо. Он смотрит на винтовку, нюхает ствол, заглядывает внутрь -- и говорит, что "все пули от меня точно ушли! Проблемы на принимающей стороне!". Это она, только не пункт 3 (имитативная/симильная магия, как с куклой Вуду), а пункт 2 (инициальная/инцепционная/трансмиссивная) магия, при которой производится только начало желаемого действия, а окончание его возлагается на магическую силу. Конструктор, который сдаёт заводскому технологу информационную модель детали, которую нельзя изготовить, считает своё дело оконченным информационной моделью. То, что всё само как-то изготовится -- для него магический факт. Если управление конфигурацией налажено для проектных описаний, то конфигурация самой системы магически должна оказаться безупречной. Это и есть магическое мировоззрение. Инженеров от такого нужно отучать. Мы на курсе "Системный менеджмент и стратегирование" тратим на это дня три-четыре, добиваемся физичности системы и неприятие описаний как конечного результата. Это очень, очень трудно лечится, но на наших курсах таки получается. Участники всех потоков СМС могут поделиться своими историями о том, как это больно и трудно: не считать, что операции над моделью автомагически эвкивалентны операциям над физической системой. Вот история Илдаса Ландикова, он опубликовал её вчера в блоге (там подраздел третий, "отправить на завод"): https://blog.system-school.ru/2022/08/25/15862/

2. Вчера я написал, что культы (религиозные, государственные, магические) -- это плохо, ибо это туман в мозгах, отключение логики, даже для какой-то части жизни. Я согласен, что каким-то дядям и тётям прямо позарез нужно уметь отключать логику друг другу из самых разных соображений, и оседлать симпатическую магию для этого -- один из надёжнейших способов. Это быстро и относительно дёшево, а реквизит для этого отключаемые от рационального мировоззрения и сами купят. Альтернатива -- поить водкой или давать наркотики, но работает это много хуже: эффективность собственно действия снижается (https://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомовские_100_грамм кратенько, вот тут подробней https://www.kp.ru/daily/25932/2880769/). Проблема начинается с того, что логику вдруг какие-то дяди и тёти решают отключать вам, или вашим детям. И они, конечно, крайне заинтересованы, чтобы вы лично этой отключки не заметили, и ваши дети не заметили. Если вы напираете на то, что если им (дядям и тётям во власти, например) очень надо вырубать логику и переходить на симпатическую магию, и вы их хорошо понимаете, то вам придётся согласиться, что и вы будете идиотом из джунглей, у которого включат симпатическую магию связи модели и моделируемого предмета аки у дикаря веру в действенность куклы Вуду. И тут выбор: учить ваших (а лучше -- всех) детей, или не учить распознавать вот эту самую симпатическую магию, причём всю чохом. Вот прямо так уроком: рассказать про классификацию, показать куклу Вуду и ритуалы, ткнуть в классификацию, а потом так же показать, что цветная тряпка на палке -- это модель "страны", не более того. И все эти "символические значения", линейки ровными рядами вокруг тряпки, предписанная ритуальная музыка и ритуальная поза "смирно" -- это сознательное следование идиотским магическим ритуалам, сознательно насаждаемое дядями и тётями отрубание мозга. Если почесать спинку кукле Вуду, то у моделируемого ей человека спина чесаться не перестанет (нужно будет почесать спинку самому человеку, если уж приспичило), а ты будешь при этих манипуляциях с куклой идитом-дикарём из джунглей. Если поцеловать флаг -- то это это ещё хуже, потому как со "страной", которой он вроде как модель (символ -- это простейшая модель) точно ничего хорошего от этого не произойдёт, в мозгах целующего точно произойдёт помутнение, ибо это действие симпатической магии, и за такое образованному человеку должно быть стыдно. Я писал об этом в https://ailev.livejournal.com/1644657.html, но на эту тему случился в чате блога огромный флуд (собранности ноль: тезис противомагийного образования держали мало, скатывались на обсуждение политики и власти, войны и оскорблений), одного любителя оценок без аргументации или с аргументацией ad hominem пришлось по совокупности заслуг даже забанить. Вот этот флуд, с https://t.me/ailev_blog_discussion/17020. Но там один из родителей поставил вопрос: ему-то что делать, ритуалы с флагом и гимном вводят в школах вот прямо с 1 сентября, как мозги деток уберечь? Я думаю, что ровно вот так: рассказом про симпатическую магию, кукол Вуду, потом демонстрация того, что флаг -- это цветная тряпка на палке. А как со "святынями"? А никак, без святынь. Всё светское. Или оно полезное и понятны механизмы, как оно влияет на физический мир, или это симпатическая магия и средство манипуляции чьей-то логикой: "условное разрешение магии в районе святого, чтобы было что-то святое". Для меня слово "святое" это тоже из религии-магии. Или объясняете, что и зачем вам надо -- и мы объясняем детям, или вы пытаетесь делать рубильник для рациональности, логики, науки и всего такого, за такое в школе ставят двойки, а на работе увольняют за дремучестью.

3. Мне этих двух примернов достаточно, и так уже многабукофф. Но я думаю, вы легко накидаете и больше примеров, причём из жизни вашей, ваших детей, ваших родственников. Меня тут волнуют в примерах два вопроса:
-- почему верить в куклу Вуду плохо, а верить в официально насаждаемую магию -- хорошо? Не надо тут писать, что "властям надо", "политикам надо". Почему в этом вопросе идёт поддержка властей по оболваниваю себя и детей? Почему для себя и детей тут идёт послабление в логике? Почему себя в ритуалах вуду люди считают не участвующими, потому как не верят в симпатическую магию как таковую, а в разных там поднятиях флага и гимнах участвуют, и не считают это зазорным?
-- почему есть явное сопротивление просто массовому вырубанию у людей веры в любую симпатическую магию, а не избирательно магию только некоторых примитивных религий? Кампания примерно такая же, как кампания за всеобщую грамотность. Читать-писать-считать и не верить в симпатическую магию. Учитывать, что другие люди верят -- это сколько хочешь, как учитывать, что другие люди безграмотные. Но безграмотных почему-то принято учить, а почему не принято учить людей с магическим мировоззрением? Не избирательно "вот в эту магию не верь, она бразильская из джунглей, а вот эта от наших властей, в неё верь, она полезная", а чохом -- чтобы распознавали любую магию, не верили в неё, а уверовавших могли разуверить (как безграмотных познавшие грамоту могут научить этой самой грамоте)?
-- а как бы вы изводили это мифическое мировоззрение, эту веру в магию? Мне хотелось бы какой-то способ, который закрывал кейсы 1 и 2, чтобы два раза не учить одному и тому же. Ибо это всё про отношение representation, между моделью и моделируемым объектом (там чуть сложней, ибо есть ещё и символы/знаки и там отношение presentation символа/знака от понятия к физическому проявлению в мире, и representation от физического проявления в мире символа к моделируемому объекту. И моделируемый объект иногда физичен, а иногда и нет -- и тогда вообще круто, можно сделать модель души умершего человека и поклоняться ей, это первое что возможно). Вот как бы вы этому учили, чтобы намертво в голову, и чтобы когда кто-то вдруг отождествляет действия с фотографией или флагом с телом или страной и считает их достаточными, чтобы что-то изменилось в физическом мире (в теле или стране), то его бы жалели как дикаря -- и по-быстрому бы просвещали, что "магии нет, она не работает, не надо быть диким"? Я тут не про то, надо или не надо (это предыдущий пункт, "если партия сказала выключить мозг, значит выключай! Не можешь, так хотя бы сделай вид, что выключил!", там ведь будет такого сорта дискуссия), я про техническую процедуру: что и в каком порядке говорить, какие упражнения делать, чтобы быстро и надёжно эту симпатическую магию видеть и понимать про себя "магия не работает". А уж что потом делать в такой ситуации -- ну, это уж по ситуации (в кейсах 1 и 2, повторюсь, ситуации разные. Но сначала нужно заметить веру в магию у себя, что очень трудно, и у окружающих, что потруднее, но тоже трудно).

UPDATE:
Что такое современная рациональность -- https://ailev.livejournal.com/1619025.html

дискуссия в чате блога -- https://t.me/ailev_blog_discussion/17170, дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/pfbid02mKvCjconCnezPXRYTx6AZZD4UvGNPet1JGUGu69q3isUEL68XgoQ6AqokRaJr6KHl, в группе поддержки курса системного мышления и методологии -- https://t.me/systemsthinking_course/19475

Мой ответ про "как прививать любовь к родине не средствами симпатической магии": https://t.me/ailev_blog_discussion/17227
Previous post Next post
Up