А я вот тут подумал, что у нас есть множество частных школ бизнеса, в которых учат управлению фирмой тех, кто будет потом этой фирмой управлять. И им преподают основы управления, психологии, бухучета, маркетинга и всего-всего понемножку, что составляет лучшие образцы мышления менеджера. Конечно, лучшие менеджеры, как всегда -- это те, которые не обучались на подобных курсах и не получили MBA. Но это уже совсем другая история.
А вот нет никаких частных учебных заведений, в которых бы учили чиновников тому, как управлять государством. А то какой-нибудь курс "государство и право" читают тем, кто вряд ли в это государство попадет. А если эти люди и попадают в государственный аппарат, то уж точно они никогда не слышали про то, что там с денежной теорией и откуда берутся экономические кризисы. А те, кто прошел курс дисциплин MBA, попадая в государство, даже не могут понять (их этому никогда и нигде не учили), что управление государством и управление корпорацией -- это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Зато они знают маркетинг -- и тут же посадку в тюрьму объявляют "услугой государства".
Нет, школы для чиновников есть -- всякие академии госслужбы. Они вполне государственные, поэтому никаких вопросов нет к тому, кого и чему они учат.
А я вот думаю, нет ли рыночной ниши для создания частной школы для людей, по призванию чувстующих себя чиновниками. Скажем, в такой школе госуправления могут готовить чиновников, которые получили бы углубленную подготовку в сфере госреформирования -- чтобы иметь маркетинговое преимущество перед учебными заведениями при государстве.
И тогда можно было бы создать интегральный учебный курс, в котором будущему чиновнику давались бы
- основы праксеологии, обществознания, этики
- австрийская экономика
- теория государства и права
- практика административного управления -- в отличие от бизнес-управления
- конфликтология
- коммуникативный экселленс (да хоть та же ОпенМета)
- пиарный экселленс
- интегральный подход -- в приложении к управлению реформами
- комплекс информационных проблем им. "Электронной России" (от персональных данных и копирайта до Архитектуры электронного государства и электронных административных регламентов
- интегральный подход -- в приложении к управлению реформами
причем эти предметы давались бы не "вообще", а для непосредственного применения на рабочем месте. Но в необходимом теоретическом разнообразии -- как в университете. Такой университет про государство и общество.
Более того, в "нагрузку" можно было бы давать еще и коучинг (помощь в определении и преодолении патологий личностного развития).
Нет, я, конечно, понимаю -- после принятия на грудь курса австрийской экономики чиновнику нужно немедленно переквалифицироваться в (частные) управдомы. Но ежели специализация у такого чиновника будет как раз "управление реформами", и работать он будет по специальности -- на предмет изменения самого госаппарата в осмысленных с точки зрения той же самой австрийской школы направлениях -- то в чем же дело?
Бизнес-модель тут может быть всякой: я ее тут даже не обсуждаю. Учебное заведение должно быть вполне частным, но с правом выдавать какие-то официальные дипломы, чтобы их можно было гордо указывать в резюме.
А эти модифицированные адекватным знанием и тренинговой практикой чиновники, ежели все делать по уму, начнут двигаться по карьерной лестнице. И через некоторое время потихоньку двигать те реформы "изнутри" госмашины.
Ибо откуда еще внутри госаппарата появятся грамотные чиновники, ежели этим никто на сегодняшний момент не озабочен?