Я недавно приводил ссылку на размышления одного из соавторов экстремального программирования про использование архитектурной метафоры: чаще всего метафору бывает очень трудно найти, а плохая метафора хуже ее отсутствия. Поэтому практика метафоры чуть не вылетела из набора успешно используемых (и поэтому рекомендуемых) практик экстремального программирования. Но если уж метафору удалось найти, то она работает очень хорошо -- и поэтому все время возвращается в набор рекомендуемых практик.
Вот звуковая метафора для "горбатой диаграммы" (парочка примеров:
http://ailev.livejournal.com/750878.html), иллюстрирующей разбитие слитного действия (тут -- песни) на разные практики (тут -- сэмплы), которые применяются в разные моменты времени жизненного цикла:
Click to view
Начинаете вы с того, что заводите управление конфигурацией, управление информацией, а потом делаете несколько однотипных, но разных итераций по собственно разработке -- что не означает прекращения всех остальных деятельностей. И все это происходит с одной стороны "одновременно", а с другой стороны -- может быть разбито на отдельные практики, которые "применяются" по необходимости, причем основное дело при этом не останавливается.
Собственно, это происходит в любой музыке (и я неоднократно об этом писал -- в том числе о принципиальной разнице между "композиторской" и "джазовой" музыкой, каковая метафора мне представляется также крайне важной --
http://ailev.livejournal.com/517723.html и пункт 6 в
http://ailev.livejournal.com/519176.html), но в приведенном видеоотрывке особенно наглядно: никаких музыкальных инструментов не участвует, все делает один человек (играя в "джаз" сам с собой, записанным в "нотах" сэмплов).
У меня такое впечатление, что кухонная (тоже ведь про деятельность --
http://ailev.livejournal.com/753876.html) и музыкальная (совершенно не зря у Варшавского название книжки про самоорганизацию было "Оркестр играет без дирижера") метафора для курса системной инженерии были бы вполне уместны. "Музыкальная кухня системной инженерии" -- неплохое название для учебного курса. Проводится на кухне в небольшом ресторане с живой музыкой. В особо острые моменты -- танцуют небольшими группами (недаром в SOA обсуждают "оркестровку" и "хореографию"), и не только "танго" или "кадриль с фигурами" (по "нотам"), но и "контактную импровизацию" (тот "джаз", в котором еще/уже не договорились о джазовых "стандартах" -- "прототипах проектирования"
http://www.circleplus.ru/archive/fil/books/2/books/2/999AR1.zip, на тему которого строится импровизация).
Тут нужно особо оговориться, что музыкальная и кухонная метафоры могут выступать в двух планах: как деятельностном (музыка/видео/танец -- метафора коллаборации-кооперации), так и служить поставщиками учебных целевых систем (продуктов и сервисов). Классический пример краткого рассказа про системную инженерию -- это "покупка собаки дитенку"(было опубликовано где-то год назад в INSIGHT). Все то же самое можно прекрасно продемонстрировать на примере обеда. А мультипроектное управление -- на примере все той же кухни в ресторане. Правда, мне бы больше удовольствия доставил пример оркестра из трех музыкантов, которым заказали сыграть пять песенок одновременно, но там про другое: мультисервисное управление (что ничуть не менее интересно, чем мультипроектное управление. Обеспечивающие инфраструктуры ведь -- это сервисы, и их тоже нужно планировать).