Меня всегда привлекала идея "правильной нотации" -- нотации, которая позволяет не только быстро (желательно -- со скоростью проговаривания) записывать сложные понятия, но и осуществлять с ними быстрые и простые мыслительные операции. Идеалом для меня и вечным примером была замена римской арифметической нотации на арабскую, что позволило забрать операцию умножения у почти гениев и отдать на растерзание в младшие классы начальной школы. В физике примером такой "прорывной" нотации послужили фейнмановские диаграммы, а в химии -- переход от алхимической записи к женевской нотации.
Не могу удержаться от еще одного примера, как развитие нотации может привести к развитию самого предмета. В этот раз речь пойдет о новаторском танце, его нотации и их связи с архитектурой (вниманию всяческих архитекторов: здесь речь пойдет о критике недостатка динамизма в динамизме!) и роли в этом
Уильяма Форсайта:
...... В начале двадцатого столетия, Рудольф Лобан, один из предшественников Немецкого "Ausdruckstanz", (наряду с Мэри Вигман и Куртом Йозом), изобрел систему, с помощью которой можно понимать и делать записи человеческих движений. В работе он разрабатывает свои идеи по поводу Raumlehre, буквально - пространственная инструкция - эта письменная система сегодня называется
"Labanotation". Эта система обозначений разработана, чтобы была возможность делать записи, с равной точностью, как для движения балерины, так и для рожающей женщины или для рабочего сборочной линии. В ней используется ряд тщательно подобранных геометрических символов.
Нотация эта с моей точки зрения -- как раз аналог римских цифр: записать, вроде, можно почти любое число, но нет ни легкости умножения, ни легкости записи десятичных дробей... Но римские цифры -- это уже нотация, и к Labanotation это замечание вполне применимо. А далее -- переход к архитектурной метафоре: ...... Лабан был сторонником собственной системы - системы свободного танца, которая отклонялась от традиций и связей с классическим балетом, а теория его системы значительно откланялась от осевой модели балета. Его понятие Raumlehre (пространственная инструкция) опирается на метафору, которая уподобляет человеческое движение архитектуре.
...... Движение, если можно так выразиться, это живая архитектура, изменяющая свои местоположения и связи. Архитектура, созданная движением человека, и линии, которые вы создаете в пространстве своим движением, мы можем называть - " линии - формы"
...... Соответственно, что бы записать движение требуется "план местности", по крайней мере, с двумя измерениями, который используется также и архитектором.
...... Основа системы Лабана - kinesphere - это сферическое пространство вокруг тела человека, которое охватывает тело со спокойно открытыми в стороны конечностями. И человек " перемещающийся из kinesphere (сферического пространства) , туда, где " покой пространства "есть ложь, должен транспортировать свое сферическое пространство в новое место. Согласно технике Лабана, kinesphere остается в фиксированных отношениях к корпусу человека, поскольку сферическое пространство всегда путешествует с корпусом.
...... Чтобы представлять kinesphere, Лабан предлагает представить его в виде куба, который окружает корпус человека к фронту и назад, вправо и влево, вверх и вниз. Эта модель дает возможность осознать стабильность единственной, центральной точки в корпусе человека, от которой все движения исходят и через которую все оси проходят. Модель дает возможность создать бесконечное число возможных плоскостей и осей, которые проходят сквозь тело через центральную точку. Для Лабана " возможность множественно описать движения, которые возникают от углов куба, схожа со сложностью и текучестью действительности пространства "
и проблематизация Labanotation -- как обычно, вместе с качественным прорывом в самом предмете:
...... Модель Лабана удовлетворяет словарь движений классического балета особенно хорошо, так как оба используют центральную точку в корпусе как элемент структурирования. Но что, если движение не исходит от центра корпуса? Что, если имелось больше чем один центр? Что, если источником движения была целая линия или плоскость, а не просто точка?
Вновь обращаясь к системе Лабана, Уильям Форсайт изменяет ее, назначая центры бесконечно повсюду корпуса. Форсайт принимает целое множество kinespheres (сферических пространств), и в дальнейшем каждое пространство полностью складывается и расширяется. Бесконечность появления вращающихся осей может иметь их центры в щиколотке правой ноги, в районе левого уха, правого локтя, или целой конечности, и в связи с этим в системе Форсайта любая точка или линия в корпусе или в пространстве может стать центром kinespheric (специфического движения). Подобная модель может быть порождена в любой точке внутри или вне kinesphere и kinesphere пропитан бесконечным числом точек, появляющихся одновременно во множестве точках корпуса.
...... Модель Лабана доказала свое право на существование. Это интересно в смысле большого множества возможностей в движении человеческого корпуса. Но Лабан никогда не рассматривал свою модель как источник дестабилизации движения. В Choreutics он рассматривает создание движения только в рамках границ равновесия: " Представляя архитектуру движения можно пренебречь законами баланса. Так только могу существовать движения на уровне идеи, а на практике смысл баланса будет всегда оставаться с нами, даже в наиболее фантастических уходах от действительности."
Форсайт, однако, ищет исключения для superkinespheric, моменты, когда наступает предел и падение неизбежно. Он предлагает падение, для того, чтобы подчеркнуть баланс как неотъемлемую часть процесса движения. Лаура Андерсон объясняет эту идею так:
...... Вы гуляете ..., и Вы падаете. С каждым шагом ... Вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. Много раз ... Вы падаете ... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. И это происходит так, как будь-то, в одно и тоже время Вы идете и падаете.
...... В хореографии Форсайта, двойное состояние несбалансированности - это состояние тела, которое появляется от бесконечных действий, которые разрушают исторически установленные телесные формы. Это выражается в том, как с помощью почти медитативного действия находятся те точки, где баланс потерян, и падение начинается. Это состояние выявляет момент процесса исчезновения, и таким образом танец на первый план выдвигает непрерывные исчезающие моменты движения.
...... Деконструктивист Архитектор Дэниел Либескинд, также как Форсайт в своем методе, сосредотачивается на моменте несбалансированности: " Это пространство нарушенного равновесия, в котором есть привилегия вечного отклонения и возвращения, но не на тоже самое место, создавая этим пространство, в котором архитектура наталкивается на себя как начало в конце." Либескинд обращается к концепции исчезновения присутствия, когда он описывает его три механизма (Читающий Механизм, Механизм Памяти, и Механизм Письма), представленной Третьему Международному Конгрессу Архитектуры в 1985.
... И невидимый интервал между моментами времени проявляет себя в различных точках по- разному. И части, которые действительно участвуют в этом процессе, берут свое начало в тех частях, которые нельзя увидеть, потому что они отсутствуют.… Я думаю, нужно заглянуть вглубь, чтобы исследовать не только символы, но и моменты, которые создают эти символы. Может быть там в глубине нашлись бы моменты зарождения этого невидимого интервала времени.
Дальше эту тему можно изучать в двух направлениях: про нотации для танцев смотреть гуглевскую web directory в разделе
Arts > Performing Arts > Dance > Dance Technology > Notation, где приведено 8 ссылок (особо дотошным рекомендую также поглядеть соседний с нотациями раздел танцевальных технологий -- танцевальный софт, где нотация не выделяется специально, но имплицитно используется в спецсофте), а для связи танцев и архитектуры нужно порыться в Гугле -- на "architect dance Libeskind" он выдает 992 страницы, а "танец архитектор Либескинд" -- 2 (две) страницы. Эх, где был Гуголь и мое знание английского пару десятков лет назад... Зато как я тогда танцевал! ;)
Тянет, тянет меня к исследованию performance -- реальное время сильно отличает performance от "дома приготовить, затем съесть консервированным". В проживании "здесь и сейчас" перформанса проявляется некая тайна бытия. Я вот и обзор недавно писал по технологиям музыкального перформанса (разительно отличающимся от технологий студийного музыкодельства), и НЛП меня интересует именно в связи с возможным языком описания моделек совершенства в человеческом перформансе, и танцевальный перформанс -- это именно перформанс, и настоящий консалтинг -- тоже перформанс, его в студии не приготовишь и не продашь консервированным. Поэтому мысль про связь перформанса и архитектуры мне весьма понравилась. Надо бы эту мысль подумать.